Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «Store.Softline.Ru». Если вам требуется хорошее программное обеспечение для офиса, то на сайте, расположенном по адресу «www.Store.Softline.Ru» вы сможете, не выходя из дома, заказать Microsoft Windows Server 2012
, а также интересующие вас программы по оптимальным ценам. В интернет магазине «Store.Softline.Ru» вы найдете только высококачественный софт, а консультант интернет магазина ответит на интересующие вопросы.
Интересно, что в здании
педагогического института, где встречали гостей,
уже с середины XIX века размещались учебные
заведения. Работали они совсем по иному принципу,
нежели современные: коллективы преподавателей,
сменявшие друг друга на протяжении десятилетий,
ставили во главу угла воспитание.
«В общем, стены в институте
“намоленные“, – приветствуя гостей, сказал ректор
МГПИ Александр Кутузов. – И мы хотим, чтобы
традиции не остались “под штукатуркой“, а
возродились.
К тому же недавно в одном из
выступлений Президент России призвал не
сравнивать законодательство со священной
коровой и при необходимости менять его, чем нам с
вами нужно воспользоваться. Ведь к великому
сожалению, место, отводимое воспитанию в
документах 90-х годов, конечно, несопоставимо с
тем значением, которое оно имеет в российской
образовательной истории. И я не вижу причин,
почему бы нам не отреагировать на слова Дмитрия
Медведева».
Тема разработки дополнений в Закон «Об
образовании» получила одобрение собравшихся на
пленарное заседание и была развита при
дальнейшем общении на секциях.
Но отечественная система воспитания
перестраивается, не дожидаясь указаний «сверху».
Наиболее адекватным ответом вызовам
сегодняшнего дня являются комплексные
региональные целевые программы. Примером может
служить программа «Столичное образование–5»,
которая реализуется в Москве.
В школах активно проектируют
воспитательные системы, создают и апробируют
авторские методики. Развиваются сетевые проекты
в области воспитания, давая возможность учителям
создавать вариативные модели на уровне
учреждений, района, округа и города в целом.
Московские власти даже стали проводить
всевозможные конкурсы по программам воспитания
для выявления оптимальных моделей.
Тем не менее у заместителя
руководителя Департамента образования
г. Москвы Марины Умрихиной нашлись поводы
для критики. По ее словам, развитие
воспитательных систем в столичных школах на
многовариативной основе привело к ряду
существенных ошибок.
Например, отсутствуют комплексные
исследовательские задачи, которые включают
воспитание: предпочтение отдается одному или
нескольким типам целей. Чаще всего
рассматриваются вопросы воспитания личности. Но
для образовательных учреждений остается
характерным недостаточное внимание к теме
управления воспитательными системами.
Также мало используются новые
современные формы, основанные на личностно
ориентированном подходе, что сводит
воспитательную работу в школах к проведению
культурно-массовых, досуговых и спортивных
мероприятий.
«Воспитателем, как и художником, нужно
родиться, – заявила Марина Евгеньевна. –
Однако необходимо и учиться этому мастерству.
Решение вопроса обучения становится еще более
важным, так как заявляется о значимости
профессионализма классного руководителя. Мы
считаем, что нужно организовывать сопровождение
талантливых педагогов и поощрять их за высокое
качество труда. Одна из форм такого
поощрения – гранты.
Впрочем, остается нерешенным ряд
проблем, связанных с организацией, кадровым и
научно-методическим обеспечением
воспитательного процесса. Не разработаны
критерии оценки результатов».
Выступления на конференции имели
разную тематику, но объединяла их идея о том, что
особенность современного воспитательного
процесса – в постановке личности школьника в
центр всей воспитательной системы.
Это не только не противоречит
общемировым тенденциям, а полностью совпадает с
ними. Тем самым меньше препятствий будет у
России, стремящейся к интеграции в качестве
равноправного партнера в образовательное
сообщество, к повышению авторитета нашей системы
образования.
«Когда я был в Европе, – рассказал
ректор Кутузов, – больше всего меня поразило,
с какими радостными лицами ребята идут в школу.
Рады им и учителя. Я очень долго думал, почему так
происходит. Даже узнавал: может, попал в эти школы
в период каких-то праздников? Оказалось, текли
обычные дни.
И сделал для себя такой вывод: каким-то
образом в ряде европейских стран с самого
раннего детства детям внушают, что они не
статисты, не зрители, а личности, нужные всем».
Поддержало эту мысль и выступление представителя
мальтийской школы «Malta Crown» Марины Бесединой
(на конференцию, помимо россиян, приехали гости
из Белоруссии, Италии, Мальты, Словакии, Украины):
«Мальта – страна очень строгих принципов в
области духовно-нравственного развития детей.
Молодая семья, вступая в брак, подписывает бумагу
об обязательном воспитании будущего ребенка по
строгим католическим правилам.
А вместе с тем отношение к школьнику
направлено на развитие индивидуальности. Когда
выявляются его способности, в школе
увеличивается количество часов по нужной
дисциплине, также подключается система
дополнительного образования во второй половине
дня. В допобразовании особое внимание уделяется
эстетическому воспитанию, так как без такой
чувственной составляющей невозможно
формирование нравственности.
Именно в условиях индивидуального
подхода ребенок учится свободе выбора. Скажем, в
российское образование включены элективные
курсы, чтобы это осуществлялось на основе личных
предпочтений.
Таким образом, система воспитания –
комплекс определенных мероприятий, направленных
на то, чтобы дать возможность детям проявить
себя».
Итак, очередная конференция завершила
работу, чтобы через два года вновь в Москве
встретились все те, кто понимает, что вызовы в
развитии современного общества и различные
кризисные проявления ведут к определению
социальных, гуманистических и культурных
парадигм воспитания.
А ее нынешние участники пока будут
обдумывать услышанное и готовить собственные
предложения. Благодаря выступлениям
многочисленных докладчиков и научной дискуссии
они уже успели увидеть разнообразие
педагогической реальности и
социально-воспитательной практики и существенно
обогатили взгляды и подходы в решении задач
современного воспитания.
|