Теория и практика развивающего
образования в школе В.В. Давыдова / Сборник
статей. По материалам Юбилейной конференции,
посвященной 75-летию В.В. Давыдова.
М.: Научный мир, 2007
С именем В.В. Давыдова
связана наиболее радикальная попытка изменения
сложившегося способа научного мышления
о детстве, ребенке, его потенциале, путей
развития и раскрытия этого потенциала
в образовании.
|
Представлять В.В. Давыдова
читателям нет нужды – имя создателя одного из
вариантов системы развивающего обучения хорошо
известно многим поколениям педагогов. Теорию
Эльконина-Давыдова относят к национальному
достоянию, а ее разработчики во главе с
В.В. Давыдовым в 1997 г. были удостоены Премии
Президента РФ.
Внедрение в школьную практику этой
концепции весьма успешно началось около 50-ти лет
назад, однако за последнее десятилетие (уже после
смерти Давыдова) процесс замедлился. В настоящее
время по системе Эльконина-Давыдова работают от
двух до пяти процентов российских
образовательных учреждений.
В качестве одной из причин спада
популярности развивающего обучения
неоднократно называли неудачный опыт обращения
к нему ряда школ. Возможно, они просто не
разобрались в его научных основаниях и способах
практической реализации.
Книга, о которой идет речь, позволяет
получить достаточно полное представление о
системе развивающего обучения как
психолого-педагогической теории и
образовательной практики. Она содержит
материалы научно-практической конференции,
посвященной 75-летнему юбилею ученого:
выступления философов, педагогов, психологов.
Издание состоит из четырех разделов,
каждый из которых посвящен одному из аспектов
теории развивающего обучения.
Первый вводный раздел позволяет
получить общее представление о системе
Эльконина-Давыдова: научных предпосылках и
истории создания, начальных практических шагах
по ее применению в массовой школе и о современном
состоянии.
Второй раздел касается философских
оснований педагогики Давыдова и рассчитан,
прежде всего, на специалистов в области
философии и методологии образования.
В третьем разделе собраны материалы,
рассказывающие о психологических основах
системы развивающего обучения и рассчитанные на
широкий круг читателей. Например, в статье
В.С. Собкина поднимаются проблемы воспитания и
обсуждается, как они могут быть решены с позиций
теории Давыдова. Каким школа хочет видеть своего
выпускника? В поисках ответа автор предлагает
обратиться к идеям Давыдова о важности
самообразования, самовоспитания.
В статье Е.Г. Юдиной сравниваются
позиции педагогов (авторитарная или
партнерская), работающих традиционно и по
системе Эльконина-Давыдова.
Наконец, в четвертом разделе описан опыт
реализации идей развивающего образования на
практике, что представляет несомненный интерес
для руководителей школ, гимназий и лицеев.
Директор лицея г. Нефтеюганска И.И. Баннов
знакомит с моделью воспитательной работы со
старшеклассниками. В одной из статей речь идет о
преподавании литературы: авторы З.Н.
Новлянская и Г.Н. Кудина предлагают
рассматривать любое художественное
произведение как эстетический объект. В этой
связи нелишне напомнить о той огромной роли,
которую отводил Давыдов искусству как средству
развития у ребенка воображения и, как
следствие, – творческого отношения к миру.
Эта книга может быть рекомендована для
совместного обсуждения
педагогами-предметниками и школьной
администрацией.
Сергеев И.С. Как организовать проектную
деятельность учащихся. Практическое пособие
для работников общеобразовательных
учреждений.
6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008
«Проект – это особая
философия образования. Философия цели
и деятельности. Философия результатов и
достижений».
|
Cловосочетание «метод проектов»
прочно вошло в педагогический обиход, однако на
практике управление проектной деятельностью
школьников вызывает затруднения. Неслучайно
автор пособия отмечает, что в современной
мировой и отечественной педагогике существует
несколько десятков (!) детально разработанных
технологий этого процесса.
Косвенным доказательством того, что в
вопросах организации проектного исследования
много неясного, служат факты: старшеклассники
иногда не отдают себе отчета в том, что они
занимаются именно им, а нынешние студенты
затрудняются однозначно сказать, приходилось ли
выполнять что-либо подобное в школе. Таким
образом, не остается никаких сомнений в том, что
публикации, представляющие описание содержания
и технологии руководства проектом, будут
востребованы и учителями, и заместителями
директора по учебной и научно-методической
работе.
Данное пособие, вышедшее в серии
«Методическая библиотека», выдержало шесть
изданий. Это позволяет с большим доверием
относиться к практическим авторским
рекомендациям.
Первые несколько страниц посвящены
истории возникновения метода проектов, который
получил широкое распространение в американских
школах в начале прошлого века. Он основывается на
концепции прагматической педагогики,
основоположником которой является Дж.Дьюи, и
подробно описан в трудах У.Килпатрика.
Интересно, что метод проектов привлек
внимание советских педагогов как воспитывающий
самостоятельность учащихся и способствующий
установлению непосредственной связи между
полученными знаниями и их применением в решении
практических задач. Однако в 1931 г. он оказался
под запретом и был восстановлен в своих правах в
российской школе всего 15–20 лет назад.
Не вдаваясь в причины происшедшего,
следует обратить внимание на необходимость
продуманного подхода к его реализации в
современных условиях и осознать, что этот вид
педагогической деятельности требует
специальной подготовки учителя.
В пособии описаны виды проектов,
несколько моделей работы над ними, порядок
оформления проектной папки (портфолио),
приведены варианты презентаций полученных
результатов.
В разделе «Примеры проектов»
представлены исследовательские,
практико-ориентированные, информационные,
творческие и ролевые проекты. Список тем (из
опыта московских школ) состоит из 222-х пунктов,
что говорит о возможностях применения
описываемого метода в разных предметных
областях.
Обратим внимание учителей-предметников
и руководителей школ на небольшой раздел,
посвященный анализу возможных «подводных
камней». Опасность переоценить результат и
недооценить сам процесс хорошо понятна
практикам, так как нередко качество сделанного
определяется в зависимости от характера
презентации.
Не меньшая опасность заключается и в
превращении исследовательского проекта в
реферат. Этих ошибок можно избежать, если
ориентироваться, как советует автор, не столько
на внешнюю отдачу, сколько на внутреннюю, смысл
которой в приобретении учениками опыта
исследовательской деятельности.
|