Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2009

Education

Как спланировать успешную экскурсию?

Мир – тот же школьный класс. Обучение может – и должно – происходить где угодно. Школьные экскурсии были частью образовательного процесса в течение многих столетий. Но получение полезного образовательного опыта за пределами класса – не тривиальная задача для планирования и реализации, не говоря уже о том, чтобы найти спонсора или убедить директора школы или другое вышестоящее начальство в том, что экскурсия действительно необходима. А ведь хорошо спланированная и интегрированная в учебный процесс экскурсия обладает огромным обучающим потенциалом.

Зачем нужна поездка?

Как предлагаемая вами экскурсия вписывается в учебную программу? Если вы сами не можете ответить на этот вопрос, то не стоит ждать особой поддержки вашего начинания со стороны администрации.

Прежде чем вы поделитесь со школьной администрацией своими планами, обоснуйте свою идею на бумаге, составьте внутренний документ, который затем можно будет распространить среди коллег или учеников. Туда можно включить следующую информацию:

– список учебных материалов или пособий, разработанных сотрудниками места, которое вы собираетесь посетить;

– описание предполагаемого учебного эффекта экскурсии;

– основные концепции, определяющие содержание и структуру поездки;

– словарь терминов, которые будут использоваться во время путешествия.

Подготовьте учеников

Этот этап, возможно, наиболее сложный и продолжительный, но он крайне важен для успеха всего мероприятия. Исследования показывают, что ученики, которых подробно инструктируют до поездки, получают от нее больше, нежели те, кого никак не подготовили. Вот ряд идей, которыми вы можете воспользоваться.

  • Представьте экскурсию как часть урока. Если вы впервые делаете это, продумайте план занятия, центральной частью которого является посещение музея или зоопарка.

  • Стимулируйте интерес учеников к поездке. Для этого можно использовать материалы, полученные в ходе предыдущих экскурсий: фотографии, брошюры, видеосъемку. Подумайте о приглашении учеников, которые участвовали в подобной экскурсии ранее; они могут поделиться своим опытом, воспоминаниями. Это особенно важно для продолжительных поездок, поскольку дети хотят знать, что их ожидает.

  • Обсудите с учениками, что именно вы ждете от них в плане обучения и поведения. Учащиеся могут иметь собственные ожидания по поводу экскурсии, основанные на опыте поездок, которые они совершали с другими учителями. Поэтому полезно заранее проговорить с ними программу или маршрут. Объясните, что и как они должны узнать во время экскурсии и какие приемы для этого можно использовать. Не стоит рассчитывать, что ученики сами по себе обладают навыками наблюдения и исследования, необходимыми для выполнения программы, которую спланировали для них вы или кто-то из коллег.

Если результатом поездки должен стать некий документ – презентация с использованием мультимедиа, отчет или даже театральная постановка, – тем более важно заранее проинструктировать детей, чтобы они знали, на что стоит обращать внимание. И конечно, предупредите учеников о последствиях в случае плохого поведения во время экскурсии.

  • Важно, чтобы подготовка к поездке не откладывалась на последний момент. Напомните детям, что они должны хорошо выспаться и непременно позавтракать перед отъездом. Объясните ученикам, что нормальное для школы поведение может быть неуместно в общественных местах, особенно в музеях. Попросите их одеться соответствующим образом, с учетом погоды и места действия. Как и поведение, одежда, которая проходит школьный дресс-код, может оказаться неподходящей в другом месте.

  • Набросайте план действий или маршрут. Обсудите его с учениками и спросите их одобрения. Вы можете даже попросить их подписать план – так как если бы они подписали контракт.

  • Если предстоит путешествие с ночевкой, составьте список необходимых предметов, которые нужно взять с собой (они могут различаться для девочек и мальчиков). Большинство детей склонны набирать с собой множество ненужных вещей, что мешает, особенно во время длинного путешествия. Если заранее известно, кто с кем будет делить комнату в поездке, предложите детям договориться, кто что возьмет из предметов, которые можно использовать совместно.

Подготовьте окружающих

  • Получите одобрение на поездку от школьной администрации или окружного начальства. Даже если вы располагаете предварительным разрешением, на день поездки могут быть запланированы другие мероприятия, требующие присутствия учеников. Поэтому, прежде чем назначать день экскурсии, сверьтесь со школьным календарем.

  • Получите разрешение у родителей. Во многих школах есть стандартная форма для получения разрешений такого рода. Обязательно подробно опишите, почему предполагаемая экскурсия важна и как она будет связана с учебной программой. Попробуйте использовать специальную форму для того, чтобы найти добровольцев-сопровождающих.

  • Проследите, чтобы у детей не было медицинских противопоказаний к поездке.

  • Подготовьте сопровождающих к их роли. Разошлите им письма или организуйте встречу перед поездкой, чтобы договориться с ними об их обязанностях и ответственности. Не стоит рассчитывать, что взрослые интуитивно поймут, в чем заключается их роль. Обсудите с ними, как, по-вашему, они могут помочь вам, чтобы обеспечить обучение и безопасность учеников.

  • Организуйте встречу с водителем (водителями) автобусов. Путешествуете ли вы на школьных автобусах или же пользуетесь услугами частной компании, представьте себя как организатора экскурсии всем водителям. Заранее поблагодарите их за помощь в проведении поездки. Удостоверьтесь, что они знают, куда вы направляетесь, и что у них есть копия маршрутного листа со временем отбытия и прибытия.

Подготовьтесь сами

Если у вас есть возможность, съездите на разведку на место будущей экскурсии. Вам известно, где там находятся туалеты? Нет ли там возможных отвлекающих факторов – например, музыкального магазина или лавки со сладостями? Приспособлено ли это место для посещения детьми с ограниченными физическими возможностями? Будет ли там у учеников место, где они смогут сделать записи, рисунки, фотографии или видео? Нельзя ли там получить карту, чтобы заранее показать ее ученикам? Не слишком ли там шумно?

Составьте список всех участников поездки, включая сопровождающих лиц. Можно присвоить каждому свой номер, чтобы легче было проводить перекличку.

Заранее узнайте о погодных условиях. Это нужно сделать, по крайней мере, за неделю до поездки, а потом – за день, чтобы можно было подготовиться самому и подготовить учеников. В интернете есть немало сайтов с информацией о погоде в разных точках Земли.

Тщательно проверьте условия проживания. Если вы планируете многодневную поездку, непосредственно перед отправлением еще раз проверьте время вылета (отъезда), бронь в отелях, наличие билетов и т.д.

Что взять с собой?

Для каждой экскурсии обычно составляется свой список предметов, но есть ряд общих принципов, которых стоит придерживаться.

Не забудьте предупредить детей о том, что НЕ следует брать с собой в путешествие. Экскурсоводы вряд ли отнесутся к своей работе серьезно, если они заметят, что кто-то из учеников носит наушники и слушает портативные музыкальные плееры.

В зависимости от цели поездки (экскурсии) ученикам может понадобиться:

– твердая поверхность, на которой можно писать или рисовать (например, планшет);

– контейнер (сумка на молнии, полиэтиленовый пакет и т.п.) для сбора «трофеев»;

– писчие принадлежности: ручки, карандаши, фломастеры, маркеры и бумага; карманные устройства; ноутбуки; фотоаппараты или видеокамеры; диктофон;

– энная сумма денег на приобретение сувениров, других вещиц, которые можно купить в поездке и потом использовать во время презентаций. Можно посоветовать ученикам приобрести открытки с изображением достопримечательностей. Присматривайте за поведением учеников в сувенирных магазинах при музеях, поскольку некоторые больше любят делать покупки, нежели осматривать достопримечательности.

Детей младшего возраста, особенно в случае многодневных поездок, нужно снабдить карточкой с информацией о месте их проживания и/или номером сотового телефона организатора поездки и сопровождающих лиц.

Учителям стоит при себе иметь:

– контейнер для учебных пособий, аптечку и еще один контейнер, где будут храниться лекарства. Во время поездок за рубеж позаботьтесь, чтобы у детей были справки от доктора или фармацевта относительно их лекарств, иначе могут возникнуть сложности на таможне;

– «горячую папку» – пластиковую папку с застежкой или плотный конверт, куда помещаются следующие важные документы:

1. Контактная информация о вашей школе.

2. Список учащихся, которым во время поездки нужно принимать лекарства.

3. Копии страховых документов.

4. Список всех учеников и сопровождающих лиц.

5. Дополнительные деньги для экстренных ситуаций.

6. Информация о месте поездки: название, номер телефона, адрес главного офиса.

7. Маршрут поездки.

8. Сотовый телефон.

9. Опознавательные знаки для учеников. Чтобы легко отыскать ваших учеников в толпе, подумайте о специальных опознавательных знаках. Можно, например, заранее с учениками изготовить специальные футболки, которые они наденут во время экскурсии.

По материалам сайта
http://www.learnnc.org
подготовила
Рейтинг@Mail.ru