Школьный уклад
Долгий звонок соловьем пропоет в тишине…
Звучат хорошо знакомые мелодии о школьных годах и учителях, вокруг цветы, нарядно одетые дети и их родители, чувствуется приподнятое торжественное настроение. В коридоре развешаны стенгазеты: фотографии школьников в раннем детстве и из выпускного альбома. Вы, конечно же, догадались, что в этот день ребятам предстоит услышать свой последний школьный звонок...
О старении школьных педагогических коллективов в последнее время говорится с занудным постоянством. При этом, к сожалению, нередки ситуации, когда молодой учитель не находит себе места в среде коллег. Сказать ему о допущенных ошибках, безусловно, надо, но от того, когда, как и в какой форме это будет сделано, зависит, захочет ли он остаться в школе или предпочтет из нее уйти (не исключено, что навсегда), устав от замечаний и упреков как со стороны педагогов, так и администрации. Не стоит указывать начинающему специалисту на его возраст, тем более что молодость – недостаток, который с годами проходит. Скорее здесь требуется некоторое снисхождение, чем необузданная, хотя, весьма вероятно?, заслуженная критика. К тому же и опытные педагоги в силу разных причин также, бывает, допускают досадные промахи. А потому руководству школы нелишне научиться подходить к оценке работы всех сотрудников с одинаковых позиций. Дети бегут со своими бедами к классному руководителю, который для них – такой же надежный тыл, как папа с мамой. Но! Аналогичная защита нужна и самому классному руководителю. Он может обратиться за советом к коллегам или школьному психологу, рассказать им о своих нерешенных проблемах и почувствовать поддержку со стороны администрации. Классное руководство – незаметная работа«В современных условиях, когда старая школа ушла безвозвратно, и мы стоим перед необходимостью создать новую во имя новой жизни и применительно к новым требованиям и культурным запросам, проблема педагога в своем значении удвоилась, утроилась, может быть, удесятерилась». Эти слова сказаны более 80-ти лет назад известным отечественным педагогом и психологом М.М. Рубинштейном. В своей книге «Проблема учителя» он обратил внимание на тревожный сигнал – возросшую потребность в педагогических рецептах, как он называл, педагогический фельдшеризм, исключающий «собственную инициативу, самодеятельность и ощущение живой жизни». Рубинштейн указывает на тенденцию переоценивать значение учебных программ и планов в ущерб вниманию к проблеме педагога. Школа может существовать и достигать успехов?, прежде всего, благодаря живому учителю, обладающему умом, педагогическим тактом и любовью к делу, а без него она останется совершенно безнадежной, как бы ни были хороши программы и планы. «Проблема учителя – первая и важнейшая проблема всей педагогики», – так писал Рубинштейн в первой половине прошлого века. То же самое можно сказать и сегодня. Не стоит подвергать сомнению важность разработки учебных программ, в данном случае речь идет о другом – об особой роли педагога, о его личностном участии в организации процесса обучения. Этот тезис относится ко всем учителям, и главным образом к тем, кто совмещает преподавание учебного предмета с осуществлением классного руководства.
Эти виды деятельности отличаются друг от друга. Педагог ежедневно ведет уроки, а чем постоянно занимается классный руководитель? Да, в его обязанности входит организация классных часов, поездок и походов, но не количеством проведенных мероприятий измеряется полученный результат. Работа классного руководителя может выглядеть очень неприметной, но при этом весьма ощутимо ее отсутствие. Опытные и мудрые учителя это понимают. Данное явление легко объяснимо: очень часто что-то хорошее мы готовы воспринять как данность, зато не можем не заметить уродливое и неприятное. Ребенок, способный действовать в соответствии с той ситуацией, в которой он находится, не привлекает внимания окружающих. Этого нельзя сказать об ученике, не умеющем выслушать объяснение педагога или отвечать тогда, когда его спрашивают, а не выкрикивать с места по первому желанию. Как ведут себя дети на уроках, как относятся друг к другу и школе, какие читают книги (если читают), смотрят фильмы (если смотрят) – это и многое другое зависит от целого ряда факторов, но не в последнюю очередь от позиции классного руководителя. Фото А.Степанова Современный американский психолог А.Бандура в своих исследованиях показал, что подростки копируют поведение людей одного с ними пола и близких им по возрасту. Если педагогу удастся получить ростки порядочности и честности хотя бы у нескольких подопечных, то значение этого явления будет выходить далеко за рамки успешного воспитания лишь этого числа учеников. В благополучных классных коллективах подростки осуждают поведение расшумевшегося одноклассника и стараются утихомирить его, если видят, какие неприятные чувства это вызывает у учителя. В данном случае «спасибо» следует сказать классному руководителю, который старался научить детей вести себя по отношению к другим людям в соответствии с золотым правилом: не поступай так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой. Не могу!На что направлено школьное образование? На этот вопрос можно найти не один десяток ответов у известных педагогов прошлого и настоящего, но все они так или иначе сходятся во мнении, что школа готовит к будущей взрослой жизни, и эта подготовка не сводится к передаче конкретных знаний по химии или овладению правилами правописания. Именно об этом писал Я.Корчак: «Задача средней школы – не обучение, а развитие детей, … подготовка их к жизни, в которую они должны вступить как зрелые люди. Разве не комичен факт, что патент на зрелость школа выдает на основе того, что ученик разбирается в логарифмах и умеет объяснить явление затмения луны? Зрелый человек тот, кто знает, зачем он живет, как он относится к людям и к истории человечества, и поступает согласно этому». При этом каждый из участников образовательного процесса вносит свой вклад в решение ответственной задачи подготовки к взрослой жизни. Учитель, естественно, прежде всего обучает своему предмету. А что делает классный руководитель? На классных часах и во время ничем и никем не регламентированных бесед, силой собственного примера, опираясь на совместно прочитанные книги и просмотренные фильмы и телевизионные передачи, он помогает ребятам справиться с собственными переживаниями, найти достойный выход из складывающихся жизненных обстоятельств. С.Л. Соловейчик называл это научить «поступать по совести»: «Принуждение совести – единственный вид принуждения, дающий человеку чувство свободы. Чем больше не свободен человек от совести, тем свободнее он.
…Человек велик тем, что на свете есть много такого, чего он не может. Педагогика испокон века движется в сфере «хочу» и «надо», но первое, но главное слово человеческое – «не могу». Оно основание нравственности, оно основание совести, оно основание духа. Не могу! Не могу продать, не могу отступиться, не могу предать, не могу обмануть, не могу небрежно работать, не могу оставить человека в беде, не могу не отдать долг, не могу украсть, не могу жить без любви, не могу не радоваться таланту, не могу не выполнить свой долг – не могу!» В одной из доверительных бесед с классным руководителем мне довелось услышать: «Не могу представить себя без школы. Школа-то без меня обойдется, а вот я без нее, без детей – вряд ли». Не только ради поддержки, а просто потому, что действительно так считаю, ответила: «Без такого отношения к себе школа тоже вряд ли обойдется». Мой самый любимый учитель – …Одним из надежных показателей работы классного воспитателя является отношение к нему детей. Внешним проявлением этого выступает то, насколько часто и по каким поводам приходят к нему ребята. В старших классах значительным является тот факт, когда инициатива проведения тех или иных мероприятий исходит от самих подростков: они хотят куда-то сходить или съездить, провести тематические вечера, организовать встречи. Еще одним из возможных средств определения атмосферы в классе служит анонимное анкетирование учеников. В нашей гимназии вот уже несколько лет проводится опрос среди одиннадцатиклассников с целью понять, с какими чувствами они покидают школу. В числе прочих – вопросы, отражающие отношение выпускников к классному руководителю. Это исследование организуется в конце учебного года, и, как показывает практика, большинство ребят с двойственными чувствами посещают последние школьные уроки: с одной стороны, конечно, так хочется почувствовать себя взрослыми, а с другой – не верится, что уже совсем скоро школа станет лишь воспоминанием. Не исключено, что именно поэтому в ее адрес и по отношению к учителям звучат в основном добрые слова. На фоне этих похвал особенно заметны нотки недовольства и справедливой критики. «Какой учитель самый любимый?», «Какой самый справедливый?», «Какие школьные предметы нравились больше других и почему?», «Кого бы я хотел видеть своим классным руководителем и почему?» Подростки откровенно отвечают на эти и другие вопросы, уверенные в том, что, с одной стороны, их ответы не прочитает никто, кроме школьного психолога, а с другой – их мнение интересно и важно администрации. Все именно так и происходит: психолог читает анкеты, обобщает полученные данные и, не называя фамилий детей, потом рассказывает директору о внутренней оценке ситуации в школе. Рецепт от одиночестваВ день последнего школьного звонка все взоры и слова признательности выпускников адресованы классным руководителям. Как часто на этом общение учеников, теперь уже бывших, со своим преданным наставником заканчивается. Случается, что вчерашние одиннадцатиклассники приходят в школу рассказать о первых взрослых проблемах. Ребята появляются через год, через два, но мало какой учитель может похвастаться, что они навещают его и через 5–7 лет, просто так, не по праздникам, а потому что возникло такое желание. Педагогам очень хочется знать, что они нужны, но услышать это не только от детей, но и от директора школы, не только в праздники, но и в будни. Хотя, все мы знаем, что руководители ОУ обычно с большим уважением относятся к работающим в школе учителям, однако порой они «забывают» лишний раз поддержать их делом и словом. На школьных праздниках часто звучат песни Б.Окуджавы – есть в них что-то созвучное дню сегодняшнему, не теряющее своей актуальности во все времена.
Мне как школьному психологу приходится довольно много общаться с классными руководителями. Очевидно, что одно лишь совместное обсуждение проблем к их решению не приводит, но, хочется надеяться, что оно не бесполезно хотя бы в силу того, что помогает людям почувствовать себя не столь одинокими. Вне всякого сомнения, чем больше будет такой поддержки со стороны других педагогов и администрации, тем скорее найдутся выходы из казавшихся неразрешимыми проблем школьной неуспешности, конфликтного поведения и т.п. |