Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2009

Школьный уклад

В доме, который построили мы!

По сравнению с выпускным вечером, который, несомненно, праздник «от взрослых для выпускников», день Последнего звонка – это в первую очередь событие для учителей. Простите мое профессиональное занудство (как специалиста по управлению), но сама процедура придумывания сценария, где педагоги – главные герои, оказывает на коллег колоссальное мотивирующее воздействие!

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта AllFirm.com. Обширный каталог фирм и организаций, представленный на сайте интернет проект AllFirm.com - это незаменимый инструмент для продавцов крупного и мелкого опта, менеджеров и руководителей предприятий, который поможет лучше узнать о состоянии рынка того или иного вида бизнеса и увеличить круг партнеров, способных предоставить более выгодные условия сотрудничества. В каталог компаний сайта AllFirm.com входят организации, осуществляющие деятельность на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Вспоминаю наши творческие посиделки в московской школе № 196, когда завуч Людмила Николаевна Черченко, словесники Арина Юрьевна Корохова и Валентина Ивановна Тихонова, учитель химии Мария Феликсовна Широва и я, учитель биологии, несмотря на колоссальную загруженность, часами сидели в методическом кабинете, придумывая оригинальные сценарии. Каждый педагог в этих мини-пьесах представал то в обличьях сказочных персонажей, то в роли героя классических произведений, а то и вовсе в виде неодушевленных предметов, как в рок-опере «Прощание со школой», когда поет и компьютер, и классный журнал, а дневник предстает героем шнуровской песни про «агента 007»:

Опять хотят меня увидеть все.
«Где дневник?» – кричат. Озверели совсем!
Но скрываюсь я! Шпион первый класс.
Меня поймать не хватит хитрости у вас.
Мои страницы чисты, как первый снег.
Я в руки не даюсь – я «агент 007».
Я дневник, и меня всегда нет.
«Я дома забыл» – любимый ответ.
Я не позволю коснуться и пальцем меня,
От педагогов бегу я как от огня,
И классная меня не видит совсем.
Я в руки не даюсь – я «агент 007…»

Нам несказанно повезло со школьным режиссером. Юрий Васильевич Морозов, добрый, ироничный, олицетворявший в глазах детей идеал настоящего мужчины, придумывал и выстраивал неожиданные ходы. Один из самых лучших сценариев – «Соломинка» – обязан своему появлению любимой школьной песне Ю.Лозы, которую учащиеся и учителя всегда пели на всех праздниках.

Мы сделали много «бревен» из рулонов ватмана и раздали их коллегам. В ходе спектакля педагоги, откликаясь на зов о помощи ребят, путешествующих по бурным волнам житейского моря, помогали им построить спасительный плот.

А сценарий «Несколько мгновений школьной жизни» – ремейк «Семнадцати мгновений весны» – не отпускал внимание зрителя ни на минуту: «…Информация к размышлению. Совершенно секретно. Характеристика на узкоспециализированных агентов народного образования в области русского языка и литературы в количестве 3-х. Натуры артистические. Замечены в пропаганде среди молодежи произведений русских классиков. Близко знакомы с Александром Сергеевичем, Михаилом Юрьевичем, Львом Николаевичем…»

А это уже про меня: «Информация к размышлению. Совершенно секретно. Характеристика на специализированного агента в области биологии. Характер неуловимый, порывистый, до 50-ти м/с, с грозами, без осадков. Особые приметы: обладает способностью внедряться в Мир человека...».

Иногда идею подсказывала какая-то маленькая деталь. Так было, когда однажды в школу привезли несколько потрясающей красоты аквариумов. Все – и дети, и взрослые – любовались рыбками, а мы («сценаристки», как нас прозвали коллеги), уже примерялись, как использовать этих красавиц в новом сценарии:

Вот рыбка,
которой пришлось поселиться
в доме, который построили мы.

А вот ученик,
который не против порой порезвиться,
как рыбка, которой пришлось поселиться
в доме, который построили мы.

А вот ученица,
которая очень любит учиться,
но, впрочем, не против она подружиться
с учеником, который резвится,
как рыбка, которой пришлось поселиться
в доме, который построили мы.

А вот и учитель,
который стремится
в отличницы вывести ту ученицу,
которая очень любит учиться,
но, впрочем, не против она подружиться
с учеником, который резвится
как рыбка, которой пришлось поселиться
в доме, который построили мы.

Boт завуч,
который мечтает добиться,
чтоб каждый учитель смог больше трудиться,
в отличницы вывести ту ученицу,
которая очень хочет учиться,
но, впрочем, не против порой подружиться
с учеником, который резвится
как рыбка, которой пришлось поселиться
в доме, который построили мы.

А вот и директор, которому снится,
что счастливы все:
ученик, ученица,
учитель и завуч,
и рыбка-царица,
которой выпала честь поселиться
в доме,
КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛИ МЫ!

Когда на вечерах встреч выпускников собираются бывшие одноклассники, мы обязательно просматриваем видеокассеты с записями праздников Последнего звонка. И чаще всего это спектакль «Кем быть?..». Сказка, поставленная и оформленная в фольклорном стиле, с использованием стихотворных ритмов и некоторых рифм Леонида Филатова представляла собой волшебную историю про то, как ученики школы выбирали себе лучшие профессии.

Депутат, фирмач, заведующая косметическим салоном, эстрадная звезда, жена богатого иностранца… Герои сказки мечтали достичь успеха без особых усилий, а учителя волшебной школы давали им возможность оценить свои желания, осуществляя их мечты.

Из этого получалось такое!.. Зрители в зале хохотали так, что приходилось повторять некоторые монологи! А сцена, в которой Кащей Бессмертный, Баба-яга и Змей Горыныч проводили «малый педсовет», вошла в «золотой фонд» видеолетописи нашей школы.

ыпускники, не участвующие в спектаклях, в период подготовки к празднику Последнего звонка тоже не скучают. Больше всего они обычно любят проводить интервью с педагогами, задают разные каверзные и серьезные вопросы. А потом выпускают газеты, делают радиопередачи и презентации.

Вот, например, как выглядели результаты одного из таких «социологических исследований».

Кто Он, учитель нашей школы?
(на правах социсследования)

Анкетирование преподавателей школы № 196 выявило следующее:

Во-первых, наш учитель – оптимист (100% опрошенных). Во-вторых, он считает, что хороших людей больше чем плохих. Некоторые даже полагают (Людмила Леонидовна), что плохих вообще не бывает, а есть обиженные, нелюбимые, непонятые. В-третьих, наш учитель если и сердится на учеников, то таит обиду не более мгновенья (6-ти секунд, 5-ти минут, пары часов); часто он вообще зла не держит, так как считает, что в создавшейся ситуации виноват сам (Нина Павловна), а кое-кто и вообще не умеет обижаться (Лариса Наумовна). В-четвертых, нашему учителю очень нравится его работа, на которой он «иногда бывает абсолютно счастлив».

Неплохо, не правда ли?..

А как становятся Учителем?

  • Судьба такая! (Андрей Дмитриевич, Арина Юрьевна).

  • Судьба и случай. Очень понравилось проверять тетрадки, учить детей и оставаться с ними всегда молодой! (Галина Николаевна).

  • Люблю человеческое общение, люблю нести окружающим новую информацию (Мария Феликсовна).

  • Решила попробовать, а осталась надолго (Людмила Леонидовна).

  • У меня в детстве было много хороших учителей, поэтому я и сама стала педагогом. Мне повезло (Нина Павловна).

  • Когда в детстве играла «в школу», то всегда была учительницей. Что наша жизнь? – Игра! (Валентина Ивановна).

  • Попробовала разные профессии и поняла, что Учитель – самая лучшая (Ольга Павловна).

  • Когда пришлось оставить любимую генетику, думала, что с наукой навсегда простилась, и в школу пришла, чтобы быть поближе к дочери. Но все к лучшему: теперь у меня есть и много детей, и наука! (Наталья Львовна).

Почему эти замечательные люди работают именно в нашей школе?

  • Потому что мне всегда везло (Андрей Дмитриевич).

  • Потому что коллектив замечательный (Валентина Ивановна).

  • Нравится мне, что в маленьком классе с каждым можно общаться как с Личностью (Ольга Павловна).

  • Школа уникальная, люди потрясающие. Здесь я могу делать то, что люблю больше всего – каждый день учиться чему-то новому! (Наталья Львовна).

Если бы можно было вернуться в прошлое и начать все сначала, интересно, кем бы тогда стали наши учителя?

– Актрисой! – сказала Галина Николаевна.

– Актрисой немого кино, – уточнила Арина Юрьевна.

– Театральным режиссером! – воскликнула Людмила Леонидовна.

– Может быть, психологом, – задумчиво промолвила Мария Феликсовна.

– Лучше уж космонавтом, – подумал Андрей Дмитриевич.

А о чем еще они мечтают?

  • Прыгнуть с парашютом (Арина Юрьевна).

  • О любви! (Лариса Наумовна).

  • Чтобы все научились понимать друг друга (Людмила Леонидовна).

  • Чтобы люди не причиняли страданий другим и не придумывали их себе сами (Ольга Павловна и Фридрих Ницше).

  • Я мечтаю о морях и кораллах (Валентина Ивановна).

  • Хочу учить биологии в школе детей своего младшего внука Ванечки (Наталья Львовна).

Чем учителя нашей школы занимаются в свободное время?

Они читают! Всегда! Каждый день – в метро и дома! Ремарка, Алексея Толстого, Набокова, повести о Дмитрии Донском и Василии III, повести Дюрренматта и Сэлинджера, книги по психологии и юмористические рассказы, и даже несколько книг одновременно!

Они воспитывают собственных детей и внуков, ходят в театры и путешествуют по стране, обожают музыку и вышивание, любят пилить и строгать, рисовать и вкусно готовить, ухаживать за садом, шить кукол, танцевать, заниматься аэробикой и шейпингом!

Вот так и живем – в чем-то наши учителя похожи друг на друга, но каждый из них – Личность, каждый интересен и неповторим.

Рейтинг@Mail.ru