Начну с констатации важного факта.
Самостоятельное формирование новой системы
оплаты труда и разработка своего механизма
распределения стимулирующего фонда заработной
платы – это серьезный шаг образовательных
учреждений вперед. Да, многое здесь зависит от
политики муниципального руководства, но я
надеюсь, что это право все-таки останется за
школами. Иначе мы с вами никогда не сможем
достичь качества образования, к которому
стремимся.
В ситуации, когда нет стимулов к
активной деятельности, никакого эффекта не
будет. Это нужно четко уяснить всем ОУ и их
руководителям. Часть денег из стимулирующего
фонда могут получать только те педагоги, которые
достигли определенных результатов. И, на мой
взгляд, сейчас проблема состоит не в том, что у
нас «провал» в системе основного образования, а в
том, что перед учителями не озвучены целевые
требования.
Но попробуем посмотреть на проблему
экономической самостоятельности чуть шире. Что
лежит в ее основе? В первую очередь –
контрактные отношения с государством и
получателем. И самый большой вопрос сегодня
заключается в позиции региональных и
муниципальных органов управления, не желающих
остаться без «золотого запаса».
По сути, они постепенно лишаются права
распределения денег как таковых, переводя свою
работу на совершенно иной уровень. А именно:
муниципальный заказ, норматив бюджетного
финансирования – все это становится
элементом контракта, заключаемого с
государством. Картина получается такая: скажем, в
муниципалитете есть школа, в которой 800 учащихся,
на каждого выделяется определенная сумма, и
педагогический коллектив взамен должен
реализовать программу начального, среднего и
основного образования, достигнув определенных
результатов. Здесь уже вступает в игру не
экономика, а именно профессиональное мастерство.
В данном случае она представляет собой ресурсное
обеспечение образовательных, педагогических
технологий.
ПЕРСПЕКТИВЫ
В Минобрнауки России состоялся брифинг
для СМИ, касающийся национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа»,
разработчиками которой стали
Миздравсоцразвития России, Минэкономразвития
РФ, Минфин России, регионы-участники комплексных
проектов модернизации образования,
инновационные школы и экспертные сообщества.
Вел мероприятие директор Департамента
государственной политики в образовании Игорь
Реморенко. В качестве резюме он озвучил пять
пунктов президентской инициативы:
1. Возможность уже в школе раскрыть свои
способности, сориентироваться в
высокотехнологичном конкурентном мире.
Этой задаче должны соответствовать
обновленные образовательные стандарты.
2. Разветвленная система поиска и поддержки
талантливых детей, их сопровождения в течение
всего периода становления личности.
3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю.
Должна быть разработана система стимулов для
лучших педагогов, постоянного повышения их
квалификации; внимание – на пополнение
образовательных учреждений новым поколением
педагогических кадров.
4. Российская школа не имеет права быть
«ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле.
5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в
полной мере реализован в образовательном
учреждении. |
Мы долго жили в ситуации, когда
директора ОУ сами себе «заказывали музыку» и
сами себя оценивали. Сегодня дело обстоит
по-другому, так как перед нами возник вопрос
предъявления итогов потребителю. Это родители,
ученики, общество в целом. Именно поэтому
появилась еще одна содержательная (и
одновременно экономическая) задача:
сформулировать конечные результаты, к которым
должна прийти школа, и оценить их с точки зрения
потребителя.
Например, в столице еще года два назад
сильно увеличили зарплату учителям иностранных
языков. Однако пока неизвестно, что покажут итоги
ЕГЭ по иностранному языку в этом году? Как такой
экономический шаг скажется на знаниях детей?
Сопоставление одного с другим – это и есть
эффективный менеджмент.
Зачем вообще школам нужна
самостоятельность? Почему мы говорим, что
это – один из важнейших инструментов решения
всех проблем, стоящих перед системой
образования? И каковы они?
Первая – ограниченность ресурсов,
вторая – неэффективность использования
бюджетных и внебюджетных средств, третья –
система находится вне фокуса национальных
интересов, далее – бюджетные учреждения
нацелены не на конечный результат, а на то, что
надо потратить бюджетные средства. И главная (для
меня, кстати, относительно новая) проблема
состоит в том, что в рамках развития конкурентной
среды, диктующей нормативное финансирование,
школа не начинает поиск организационной формы.
А между тем одна из задач
образовательных учреждений – откликаться на
внешние запросы. Это значит – найти свою нишу
и быть готовым к воспроизводству услуг,
запрашиваемых обществом.
Помните, в 90-х годах школы, говоря о
своей миссии, писали, что их выпускник должен
соответствовать требованиям рынка?
Ответственность учебного заведения за
конечный продукт и поиск организационной
формы – именно эти две базовые вещи позволят
нам создать новую экономическую модель и
определить в ней функции и производителя, и
потребителя, и государства, а также роль
экономических ресурсов и образовательного
рынка.
Если школа не будет самостоятельной, она не
сможет выполнить конкретную программу, достичь
нужного результата и выпустить свой
качественный конечный продукт.
Публикация статьи произведена при поддержке официального интернет-магазина adidas www.adidas.ru. Интернет-магазин www.adidas.ru предлагает купить спортивную одежду, обувь и аксессуары торговой марки Адидас с доставкой по всей России. Большой каталог предлагаемых товаров включает в себя теннисные кроссовки, футбольные бутсы, кеды, сапоги и многие другие виды обуви для мужчин, женщин и детей. Удобный рубрикатор, таблица размеров, фотографии внешнего вида, оценки и комментарии других покупателей, помогут подобрать самую подходящую обувь, а низкие цены и скидки позволят выгодно сэкономить на покупке.
|