Экономическая основа организации
общества (на уровне региональном, всей страны или
мира в целом – не важно), является важнейшей
базовой структурой для построения
образовательных ресурсов. Следуя этой логике,
попробуем понять, в какой степени система
образования должна отвечать именно
экономическим задачам, стоящим перед регионом
или страной.
Мы должны четко представлять, как
формировать основной ресурс инновационной
экономики – человеческий потенциал.
Что я имею в виду? Представьте, что
ребенок сначала на протяжении
одиннадцати-двенадцати лет (в зависимости от
страны) учится в школе, затем энное количество
лет проводит в университете, после чего попадает
в большой мир, который со времени начала его
обучения сильно изменился. А ведь крайне важно,
чтобы человек нашел в нем свое место, а мир, в свою
очередь, смог бы увидеть в этой личности
пополнение своих рядов.
Такая стыковка – очень важная
задача с точки зрения организации ресурсов,
содержания и целей образования, то есть всего
того, что называется прогнозируемыми
образовательными результатами. Они-то и должны,
на мой взгляд, составлять важнейшую, базовую
часть стандарта.
Думаю, нам необходимо обозначить
собственные амбиции в решении этих задач. Мы
неоднократно слышали от президента – как от
нынешнего, так и от предыдущего – призывы
сформировать конкурентоспособную экономику,
опирающуюся на человеческий потенциал. Эта
конкурентоспособность должна восприниматься
как определенный способ организации
образовательных ресурсов.
Фактически нам следует изучить те
конкурирующие качества, которые есть сегодня
внутри страны и на мировых рынках, и понять,
какими способами их можно формировать в наших
образовательных системах. Нам нужно ввести
соответствующие нормы в стандарты, разработать
технологии, позволяющие достичь запланированных
результатов.
Иными словами, у нас должна появиться
осмысленная технологическая линия, ведущая к
воспитанию тех или иных качеств личности,
заложенных в стандарте, обеспечивающих
конкурентоспособность.
Другая важная вещь – это
инвестиционная организация образовательных
ресурсов как способ формирования
привлекательности региона или страны в целом с
точки зрения вложений средств.
Позволю себе вспомнить один из
эпизодов знакомства с финской системой
образования. Коллеги из минобразования
Финляндии рассказывали мне о том, что в этой
стране 20% населения говорят по-русски и 100% –
по-английски. На мой вопрос «почему?» последовал
простой ответ: «Видите ли, все инвесторы общаются
на английском языке».
Это пример государства, которое решает
свои экономические задачи, формируя
инвестиционную привлекательность с помощью
образовательных ресурсов. Подчеркиваю: не
национальную идентификацию, а инвестиционную
привлекательность. Это принципиально разные
позиции. И если подобные экономические амбиции
становятся государственной политикой, то под них
и формируются соответствующие образовательные
ресурсы.
У нас должна появиться
осмысленная технологическая линия, ведущая
к воспитанию тех или иных качеств личности,
заложенных в стандарте.
|
Мировой и отечественный опыт
последних лет свидетельствует о том, что
необходимо создавать адаптивную систему
образования. То есть такую, которая без
дополнительных усилий с внешней стороны
оперативно реагировала бы на изменения,
происходящие вокруг нее. В этом смысле введение
нормативного финансирования является как раз
одним из таких адаптационных механизмов,
позволяющих образовательным учреждениям
учитывать позицию ученика, студента, который
получает некий образовательный ресурс.
Есть, разумеется, и целый ряд других
шагов, обеспечивающих подобного рода
адаптационные эффекты. В частности, передача
руководителям школ как можно более широких
управленческих полномочий, возможностей,
ресурсов и т.д.
Однако замечу, что создание адаптивной
системы вовсе не является гарантией того, что мы
получим запланированный результат. Здесь
требуется следующий шаг. А именно – введение
определенного содержания образования и
необходимых технологий. Это очень важный этап
реформы. Мы подходили к нему много раз, но никак
не можем преодолеть.
Около пяти лет назад это попытались
сделать в Самарской области. То есть объявить
компетентностно-ориентированные результаты
образования конечной целью. С того момента, когда
региональное правительство официально приняло
соответствующее постановление, взгляд
профессионального сообщества и жителей региона
в целом на эту проблему принципиально изменился.
В школах началась достаточно интенсивная работа
по введению компетентностно-ориентированных
технологий и способов деятельности со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
Подчеркну, что все это было
спланировано и организовано на уровне целого
региона. Подразумевалась целенаправленная
работа в ОУ по формированию тех качеств личности
выпускника, которые сегодня у всех, что
называется, на слуху.
Рискну остановиться еще на одной
проблеме, на мой взгляд, исключительно важной с
точки зрения не столько экономики образования,
сколько экономики любого региона и страны в
целом. Я имею в виду специальное образование. Это
та сфера, которая либо позволяет ввести в
экономику и реальную жизнь порядка 10%
экономически активного населения, либо
просто-напросто вычеркивает их из жизни, не
говоря уже о гуманитарной стороне проблемы.
Решение ее существует и в нашей стране,
и за рубежом. И, как мне кажется, это должно быть
одной из сторон образовательной политики в
целом. Здесь необходимо начинать с создания
некоей службы ранней диагностики и коррекции,
позволяющей уже на раннем этапе помогать детям с
особыми потребностями. Начав заниматься данной
проблемой практически с истоков, мы впоследствии
могли бы более адекватно решать вопросы,
связанные с интеграцией образования и переводом
этих молодых людей в эффективно действующий
социальный слой.
Есть и еще одна характеристика
(которой нужно и можно управлять, если мы хотим
поддерживать экономически активную роль
образовательных ресурсов на той или иной
территории), называемая «индекс развития
человеческого потенциала». В ней «замешаны» и
производственные возможности территории, и
источники, связанные как с устройством ее
системы здравоохранения, так и образовательных
ресурсов, и т.д. <…>
бежден, что медленная реакция нашей
системы образования на изменения в окружающем
мире в значительной мере удлиняет время
взросления молодых людей. В ситуации, когда
западная школа оперативно реагирует на
меняющиеся условия, а на этапе двенадцатилетнего
школьного обучения построена так, чтобы
взросление происходило максимально быстро, мы
переносим его из школы в реальную жизнь.
В этом смысле организация адаптивной
образовательной системы – это своего рода
технология, формирующая определенные качества
учеников. Потому что все, что происходит в школе,
является технологией, оказывающей влияние на
детей. На мой взгляд, об этом надо помнить
постоянно.
Мы понимаем сегодня связь между
устройством мира, трансформациями,
происходящими в нем, и образовательными
результатами; осознаем, что смена
социально-экономических приоритетов должна
сопровождаться изменениями образовательных
результатов, что ключевым фактором успеха
является ясное и четкое осознание
образовательных целей и содержания «качества
образования». Однако этот термин сам по себе
ничего не значит до тех пор, пока мы не
договоримся о его сути. Иными словами,
демонстрацию каких умений и компетентностей
следует понимать под качеством. И что с ним будет
завтра, когда этот набор изменится.
Государственные стратегии развития страны
должны превращаться в государственную
образовательную политику. Это тот узкий мостик,
через который мы пробираемся с большим трудом.
|