Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость:
причины, психокоррекция, психопрофилактика
СПб.: Питер, 2009
«…Главной причиной почти
всех школьных трудностей детей … выступает
недостаточный уровень развития познавательной
сферы учащихся».
|
Что такое хорошая школа? Можно
получить большое число ответов на этот простой
вопрос, задавая его ученикам и выпускникам,
родителям и преподавателям вузов, учителям и
руководителям образовательных учреждений.
Однако какими бы разными ни оказались ответы, все
в первую очередь говорят о получении
качественного образования. Необходимым, хотя и
недостаточным, условием достижения желаемого
результата является усвоение школьной
программы, что выражается в высоких оценках по
всем учебным предметам.
В современном среднем образовании
сложилась такая ситуация, когда за успеваемость
по отдельным школьным дисциплинам отвечает
учитель-предметник, за результаты класса –
классный руководитель, а образовательного
учреждения в целом – директор и его
заместители. Кроме того, в последние десятилетия
с приходом в школу психолога именно к нему стали
обращаться и учителя, и школьная администрация в
надежде получить помощь по выявлению и коррекции
школьных трудностей.
Таким образом, проблемы успеваемости
так или иначе касаются всех участников
образовательного процесса, начиная от директора
школы и закачивая главным виновником всех
учебных проблем – учеником. Каким образом
скоординировать их усилия? Наиболее
распространенная форма согласования
действий – совместное обсуждение проблем
школьной неуспеваемости на заседаниях
педсоветов и методобъединений, продуктивность
которых повышает, в том числе, и владение
соответствующими психолого-педагогическими
знаниями.
Данная книга предназначена, прежде
всего, психологам, в задачи которых входит не
столько констатация факта неуспеваемости
ребенка (обычно на это обращает внимание учитель,
хотя следует иметь в виду, что необходимо
отличать эту проблему от предвзятого отношения
педагога к ученику), сколько выявление причин.
Как отмечает автор, анализ факторов
развития детей и условий организации учебного
процесса, приводящих к отставанию в учении, и
составляет основное содержание пособия. Эти
сведения представляют интерес не только для
психологов по той причине, что решение имеющихся
школьных проблем им в одиночку не под силу и оно
ложится на плечи учителей, от правильных
действий которых по организации урока зависит
успех дела.
В качестве иллюстрации сказанного можно
привести два примера. Автор обращает внимание
на такое широко распространенное в школьной
среде явление, как интеллектуальная пассивность.
Интеллектуально пассивные ученики отличаются
нормальным умственным развитием, но при этом не
могут справиться с самыми простыми учебными
заданиями.
Причина этого лежит в особенностях
воспитания, когда дети в силу отсутствия
побуждений к интеллектуальной деятельности не
приобрели соответствующего опыта, а в школе
научились подменять цель «решить задачу» на
«получить результат». Школьной пассивности
можно посвятить заседание педсовета, когда эта
проблема будет проанализирована как с
психологической, так и педагогической стороны.
Другим примером выступает
психологический анализ отметки, которая
воспринимается учеником по-разному в
зависимости от возраста и, в частности,
приобретает особое значение для подростка. Ответ
на вопрос, почему директору следует
снисходительно относиться к заметному снижению
успеваемости в среднем звене, вы найдете в данной
книге.
Советы, опирающиеся на полученные психологами
данные, помогут и педагогам, и школьной
администрации не только исправить допущенные
ошибки, но и избежать новых.
Консилиум – решение школьных
проблем. Нормативно-правовые документы.
Психодиагностические материалы
Авт.-сост. О.Б. Григорьева и др. Волгоград,
2009
«Консилиум является
ценнейшим инструментом, который позволяет
составить для каждого ребенка, для группы
детей индивидуальный образовательный маршрут».
|
Согласно публикуемым в СМИ
фактам, число детей с нарушениями развития в
последние десятилетия неуклонно растет.
В силу часто встречающегося отсутствия
профессиональной помощи в раннем и дошкольном
возрасте их отличия от нормально развивающихся
сверстников порой становятся более выраженными.
Как правило, такие дети не могут освоить школьную
программу, испытывают затруднения в
установлении контактов с одноклассниками, ведут
себя неадекватно на уроках и переменах.
Педагоги младших классов объясняют эти
особенности замедленным психическим развитием и
надеются на некоторые улучшения в будущем. В
средней и старшей школе положение, как правило,
усугубляется. Ни учителя-предметники и классные
воспитатели, с одной стороны, ни администрация
ОУ, с другой, оказываются не в состоянии изменить
ситуацию к лучшему.
В этом случае надежды возлагаются на
объединение усилий всех участников
образовательного процесса и проведение
школьного консилиума. О том, как его
организовать, об участниках, призванных отвечать
не только за собственные профессиональные
действия, но и намечать совместный план работы, о
функциях этого органа идет речь в данном пособии.
Как отмечают авторы,
психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК)
объединяет различных специалистов, каждый из
которых решает круг специфических задач,
обеспечивающих принятие коллективного решения о
мерах воздействия на детей. В его состав входят
учителя-предметники, психолог, дефектолог,
логопед, социальный педагог, школьный врач,
классный руководитель. Возглавляет консилиум
директор школы или его заместитель по
учебно-воспитательной работе.
Положение «О порядке создания и
организации работы
психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПК) образовательного учреждения» выступает
нормативным документом, помогающим
профессионально подойти к проведению консилиума
в собственной школе.
Как следует из подзаголовка, книгу
условно можно разделить на две части. В первой
речь идет о том, что такое консилиум, его
организация, взаимодействие с родителями и т.п.
Этот раздел представляет интерес для директоров
школ, их заместителей и классных воспитателей.
Значительное место в издании отведено
описанию психологического инструментария для
проведения диагностики познавательного и
личностного развития детей. Понятно, что эти
сведения адресованы, прежде всего, психологам и
отчасти дефектологам.
Собранные под обложкой книги методики
хорошо знакомы всем практикующим психологам. В
данном случае они объединены в систему,
позволяющую провести комплексное обследование
учащихся, которое выступает обязательной частью
консилиума. Специальная информация для
олигофренопедагогов и логопедов помещена в
последнем разделе. Кроме того, не следует
забывать об обязательном привлечении к работе
социальных педагогов.
Из сказанного следует, что данное
методическое пособие, хотя и вышло в серии «В
помощь администрации школы», предназначено
широкому кругу читателей, а не только
руководителям образовательных учреждений,
однако именно они несут ответственность за
организацию и последствия проведения
консилиума.
|