Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2009

Партнерство

Экономический кризис – против ЕГЭ?

И снова о РОСРО… Российский общественный совет развития образования предлагает антикризисную меру: либо отложить на три года введение в действие Закона № 17-ФЗ, предусматривающего обязательность ЕГЭ, либо поддержать проект закона о добровольности ЕГЭ для выпускников школ.

Меньше всего пострадает школа

Заседание РОСРО состоялось в ГУ–ВШЭ. В нем приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, замминистра экономического развития РФ Александра Левицкая, руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев, председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов и др. На повестке дня – меры по поддержке отрасли в кризисный период.

«Кризис только начал развиваться в мировой экономике, но бюджет образования в России уже секвестрирован на 10 процентов, – этими словами начал свое выступление сопредседатель РОСРО, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. – По сравнению с другими отраслями это очень мало.

Самое тревожное то, что под секвестр уже в 25-ти процентах регионов пошли деньги на развитие образования. В первую очередь снимаются надбавки лучшим учителям. Впрочем, после этого они из школы не уйдут, значительного оттока кадров не будет. Но есть угроза утраты главного достижения нацпроекта – роста престижа учителя. Не слишком ли велика цена этой утраты?.. Кроме того, секвестр угрожает региональным программам по развитию образования и новых технологий. Ужимание региональных бюджетов совпадает с внедрением новых стандартов. Это очень опасно! Необходимо сделать защищенными со стороны федерального бюджета соответствующие статьи на развитие.

Однако бюджетники, работающие в школе, могут более уверенно смотреть в будущее: им гарантированы и рабочие места, и относительный рост зарплаты. К тому же при наступающей безработице и всеобщем высвобождении кадров на рынках труда школа сможет наконец найти для себя тех квалифицированных специалистов, которых она долго не могла получить. В условиях кризиса именно ОУ смогут реально конкурировать за лучших выпускников педвузов и классических университетов».

«Нельзя сегодня отказываться от программ развития, – подтвердил министр образования и науки Андрей Фурсенко. – Это смертельно! Главная антикризисная мера – перестать твердить себе, что все наладится. Ничего не наладится!

Во многих регионах сегодня не урезали финансирование образования, потому что там понимают: надо учить, иначе проблем в обществе будет гораздо больше!»

При наступающей безработице и всеобщем высвобождении кадров на рынках труда школа сможет наконец найти для себя тех квалифицированных специалистов, которых она долго не могла получить.

В зоне риска – дополнительное образование

«Может ли кризис сказаться на дошкольном образовании? – продолжил Ярослав Кузьминов. – Сначала мы решили: не сможет. Потом эксперты подсчитали и поняли, что это сектор, в котором главную роль играют семьи. Следовательно, кризис, задевающий семьи, затронет также и этот сектор образования. Однако в нем ситуация лучше, чем в других. Все знают, что сегодня ребенка нужно готовить к школе.

К сожалению, целиком может пойти под секвестр другой сектор – дополнительное образование, ведь до недавнего времени оно почти полностью финансировалось семьями. Мы знаем: в последние годы все больше муниципалитетов понимали его ценность и соглашались доплачивать за допобразование детей, финансировать Дома творчества как образовательные учреждения. Но в большинстве регионов именно учреждения допобразования – главные кандидаты на сокращение».

А ТАКЖЕ…

В результате отказа Минфина в 2009 году финансировать из федерального бюджета повышение зарплаты педработников в субъектах РФ, в большинстве регионов реальная зарплата снизится.
Кроме того, введение НПФ и НСОТ приведет к значительным сокращениям учителей и технического персонала (по экспертным оценкам, до 200 тыс. человек), что станет дополнительным фактором социальной напряженности. РОСРО предлагает: при пересмотре основных параметров бюджета на 2009 год выделить средства регионам для повышения на 30% зарплаты педагогическим работникам. Сумма, согласно подсчетам Минфина, должна составить около 500 млрд рублей. Это всего 10% средств, выделяемых на поддержку банковского сектора.

«Сегодня большинство учреждений дополнительного образования в регионах платит за электричество по тому же тарифу, что и казино, – сказала в своем выступлении Любовь Духанина, руководитель рабочей группы «Одаренное поколение» Общественной палаты РФ. – Их коснулось и повышение налога на землю. В итоге, по нашим опросам, 30–40 процентов учреждений уже пошли под сокращение».

«В качестве антикризисной меры я бы рекомендовал введение в регионах ваучеров, – отметил вице-президент РАО Виктор Болотов. – Должен финансироваться конкретный ребенок, который хочет получить те или иные услуги дополнительного образования, а не Дом детского творчества. Кстати, я – за введение ваучеров и в систему повышения квалификации педагогов».

Из решения РОСРО: «Общим принципом могла бы стать формула, используемая в Южной Корее и апробированная в 1990 году в России: освобождение от налогов всех доходов образовательного учреждения, реинвестируемых в образовательный процесс, включая оплату труда».

ЕГЭ – тоже в зоне риска

По подсчетам экспертов, в 2008 году школу закончили 981 тыс. человек, в 2009 году планируется выпуск 930-ти тысяч, а в 2010-м – 808-ми тысяч (73,3% к уровню 2007 года).

Из этих 930-ти тысяч планируемых выпускников около 100 тысяч имеют шансы остаться без аттестатов: они не смогут сдать ЕГЭ даже на «тройки». Поскольку эксперимент по Единому экзамену закончен, вместе с ним уходит в прошлое практика «плюс один балл». Именно она несколько лет подряд помогала двоечникам, которые получали в аттестат «тройки» и могли нести документы в вуз. Теперь ни одно учебное заведение, кроме ПТУ, не сможет принять тех, кто не получит школьного аттестата.

«Проблема с ЕГЭ обострилась в период кризиса, – заявил Виктор Болотов.  – Субъекты Федерации подсчитали: после ЕГЭ–2009 из системы образования будут отсеяны не менее 15-ти процентов ребят. Эти выпускники, заметьте, получат двойки не только на ЕГЭ по математике, но и по русскому языку».

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…

А что предпринимают в США, чтобы смягчить последствия экономического кризиса в системе образования?

План американского восстановления и реинвестирования (American Recovery and Reinvestment Plan) предназначен для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной – обеспечить продолжительный экономический рост. План одобрен палатой представителей Конгресса, который согласился выделить на него 819 млрд долларов.
90,9 млрд планируется вложить в поддержку и развитие системы образования в период кризиса.
По оценкам Бюджетного офиса (Конгресс США), медленный процесс восстановления американской экономики начнется в 2010 году. Поэтому в 2009-м 24,5 млрд предназначается местным школьным округам для предотвращения увольнений педагогов. Эти средства также разрешено будет использовать на модернизацию и ремонт школьных зданий.
13 млрд потратят на гранты для учащихся из семей с низким достатком. Чтобы получить такой грант, нужно иметь хорошую успеваемость.
2,1 млрд долларов пойдет на программы «Head Start». Это дополнительная помощь 110 тыс. малышей на дошкольной ступени образования. \
2 млрд – на услуги социального обеспечения детей. В 2009 году предполагается поддержать дополнительно еще 300 тыс. юных американцев, чьи работающие родители имеют низкий достаток.
650 млн выделяется на новые образовательные технологии.
300 млн – на увеличение учительских зарплат. Из них 200 – предназначены на гранты лучшим учителям и школьным администраторам, 100 – штатам, которые предложат лучшие программы повышения квалификации педагогов.
250 млн будут выделены в 2009 году на системы анализа школьной успеваемости. Чтобы получить грант, штаты должны представить проект информационных систем для обработки индивидуальной информации об учащихся, проекты обеспечения учителей и руководителей школ эффективными инструментами профессиональной деятельности.
70 млн отдадут на образование бездомных детей.
200 млн – на поддержку работающих студентов колледжей.
25 млн – на предоставление льгот по строительству и ремонту школ.
1 млрд – на создание современных классных комнат, а также обучение учителей информационным технологиям.
15,6 млрд – на увеличение гранта нуждающимся учащимся средней школы.
В дополнение к этой программе Правительство США предусматривает средства для переподготовки учителей на рабочих местах (3,5 млрд долларов) и на бесплатные школьные обеды (0,1 млрд долларов).

Замминистра образования Республики Татарстан Андрей Поминов в своем выступлении подчеркнул, что все образовательные нововведения последних лет приведут к кризису в регионе: «У нас уже 14 тысяч безработных. И если, как прогнозируется, к ним прибавятся выпускники вузов, из-за кризиса в 2009 году не сумевшие устроиться на работу, это будет еще 15 тысяч человек. Рост безработицы составит, таким образом, 100 процентов! К ним в 2009 году прибавятся и дети, не получившие аттестат!». По подсчетам экспертов, без перспектив работы и учебы в ближайший год могут оказаться до 2,5 млн молодых россиян. Международный опыт (эксперты приводят примеры Греции, Болгарии, Франции) показывает, что именно вчерашние школьники и безработные выпускники вузов играют роль детонатора при нестабильной экономической ситуации.

Директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяна Клячко в своем докладе отметила многократно возросшую угрозу криминализации в молодежной среде.

Рейтинг@Mail.ru