Меньше всего пострадает школа
Заседание РОСРО состоялось в ГУ–ВШЭ. В
нем приняли участие министр образования и науки
РФ Андрей Фурсенко, замминистра экономического
развития РФ Александра Левицкая, руководитель
Федерального агентства по образованию Николай
Булаев, председатель Комитета по образованию
Госдумы Григорий Балыхин, вице-президент
Российской академии образования Виктор Болотов
и др. На повестке дня – меры по поддержке
отрасли в кризисный период.
«Кризис только начал развиваться в
мировой экономике, но бюджет образования в
России уже секвестрирован на 10 процентов, –
этими словами начал свое выступление сопредседатель
РОСРО, ректор Высшей школы экономики Ярослав
Кузьминов. – По сравнению с другими
отраслями это очень мало.
Самое тревожное то, что под секвестр
уже в 25-ти процентах регионов пошли деньги на
развитие образования. В первую очередь снимаются
надбавки лучшим учителям. Впрочем, после этого
они из школы не уйдут, значительного оттока
кадров не будет. Но есть угроза утраты главного
достижения нацпроекта – роста престижа
учителя. Не слишком ли велика цена этой утраты?..
Кроме того, секвестр угрожает региональным
программам по развитию образования и новых
технологий. Ужимание региональных бюджетов
совпадает с внедрением новых стандартов. Это
очень опасно! Необходимо сделать защищенными со
стороны федерального бюджета соответствующие
статьи на развитие.
Однако бюджетники, работающие в школе,
могут более уверенно смотреть в будущее: им
гарантированы и рабочие места, и относительный
рост зарплаты. К тому же при наступающей
безработице и всеобщем высвобождении кадров на
рынках труда школа сможет наконец найти для себя
тех квалифицированных специалистов, которых она
долго не могла получить. В условиях кризиса
именно ОУ смогут реально конкурировать за лучших
выпускников педвузов и классических
университетов».
«Нельзя сегодня отказываться от
программ развития, – подтвердил министр
образования и науки Андрей Фурсенко. – Это
смертельно! Главная антикризисная мера –
перестать твердить себе, что все наладится.
Ничего не наладится!
Во многих регионах сегодня не урезали
финансирование образования, потому что там
понимают: надо учить, иначе проблем в обществе
будет гораздо больше!»
При наступающей безработице
и всеобщем высвобождении кадров на рынках
труда школа сможет наконец найти для себя тех
квалифицированных специалистов, которых она
долго не могла получить.
|
В зоне риска –
дополнительное образование
«Может ли кризис сказаться на
дошкольном образовании? – продолжил Ярослав
Кузьминов. – Сначала мы решили: не сможет.
Потом эксперты подсчитали и поняли, что это
сектор, в котором главную роль играют семьи.
Следовательно, кризис, задевающий семьи,
затронет также и этот сектор образования. Однако
в нем ситуация лучше, чем в других. Все знают, что
сегодня ребенка нужно готовить к школе.
К сожалению, целиком может пойти под
секвестр другой сектор – дополнительное
образование, ведь до недавнего времени оно почти
полностью финансировалось семьями. Мы знаем: в
последние годы все больше муниципалитетов
понимали его ценность и соглашались доплачивать
за допобразование детей, финансировать Дома
творчества как образовательные учреждения. Но в
большинстве регионов именно учреждения
допобразования – главные кандидаты на
сокращение».
А ТАКЖЕ…
В результате отказа Минфина в 2009 году
финансировать из федерального бюджета повышение
зарплаты педработников в субъектах РФ, в
большинстве регионов реальная зарплата
снизится.
Кроме того, введение НПФ и НСОТ приведет к
значительным сокращениям учителей и
технического персонала (по экспертным оценкам,
до 200 тыс. человек), что станет дополнительным
фактором социальной напряженности. РОСРО
предлагает: при пересмотре основных параметров
бюджета на 2009 год выделить средства регионам для
повышения на 30% зарплаты педагогическим
работникам. Сумма, согласно подсчетам Минфина,
должна составить около 500 млрд рублей. Это всего
10% средств, выделяемых на поддержку банковского
сектора. |
«Сегодня большинство
учреждений дополнительного образования в
регионах платит за электричество по тому же
тарифу, что и казино, – сказала в своем
выступлении Любовь Духанина, руководитель
рабочей группы «Одаренное поколение»
Общественной палаты РФ. – Их коснулось и
повышение налога на землю. В итоге, по нашим
опросам, 30–40 процентов учреждений уже пошли под
сокращение».
«В качестве антикризисной меры я бы
рекомендовал введение в регионах ваучеров, –
отметил вице-президент РАО Виктор Болотов. –
Должен финансироваться конкретный ребенок,
который хочет получить те или иные услуги
дополнительного образования, а не Дом детского
творчества. Кстати, я – за введение ваучеров и
в систему повышения квалификации педагогов».
Из решения РОСРО: «Общим принципом
могла бы стать формула, используемая в Южной
Корее и апробированная в 1990 году в России:
освобождение от налогов всех доходов
образовательного учреждения, реинвестируемых в
образовательный процесс, включая оплату труда».
ЕГЭ – тоже в зоне риска
По подсчетам экспертов, в 2008 году школу
закончили 981 тыс. человек, в 2009 году планируется
выпуск 930-ти тысяч, а в 2010-м – 808-ми тысяч (73,3% к
уровню 2007 года).
Из этих 930-ти тысяч планируемых
выпускников около 100 тысяч имеют шансы остаться
без аттестатов: они не смогут сдать ЕГЭ даже на
«тройки». Поскольку эксперимент по Единому
экзамену закончен, вместе с ним уходит в прошлое
практика «плюс один балл». Именно она несколько
лет подряд помогала двоечникам, которые получали
в аттестат «тройки» и могли нести документы в
вуз. Теперь ни одно учебное заведение, кроме ПТУ,
не сможет принять тех, кто не получит школьного
аттестата.
«Проблема с ЕГЭ обострилась в период
кризиса, – заявил Виктор Болотов. –
Субъекты Федерации подсчитали: после ЕГЭ–2009 из
системы образования будут отсеяны не менее 15-ти
процентов ребят. Эти выпускники, заметьте,
получат двойки не только на ЕГЭ по математике, но
и по русскому языку».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…
А что предпринимают в США, чтобы
смягчить последствия экономического кризиса в
системе образования?
План американского восстановления и
реинвестирования (American Recovery and Reinvestment Plan)
предназначен для того, чтобы в краткосрочной
перспективе способствовать борьбе с
безработицей, а в долгосрочной – обеспечить
продолжительный экономический рост. План
одобрен палатой представителей Конгресса,
который согласился выделить на него 819 млрд
долларов.
90,9 млрд планируется вложить в поддержку и
развитие системы образования в период кризиса.
По оценкам Бюджетного офиса (Конгресс США),
медленный процесс восстановления американской
экономики начнется в 2010 году. Поэтому в 2009-м 24,5
млрд предназначается местным школьным округам
для предотвращения увольнений педагогов. Эти
средства также разрешено будет использовать на
модернизацию и ремонт школьных зданий.
13 млрд потратят на гранты для учащихся из семей с
низким достатком. Чтобы получить такой грант,
нужно иметь хорошую успеваемость.
2,1 млрд долларов пойдет на программы «Head Start». Это
дополнительная помощь 110 тыс. малышей на
дошкольной ступени образования. \
2 млрд – на услуги социального обеспечения
детей. В 2009 году предполагается поддержать
дополнительно еще 300 тыс. юных американцев, чьи
работающие родители имеют низкий достаток.
650 млн выделяется на новые образовательные
технологии.
300 млн – на увеличение учительских зарплат. Из
них 200 – предназначены на гранты лучшим
учителям и школьным администраторам, 100 –
штатам, которые предложат лучшие программы
повышения квалификации педагогов.
250 млн будут выделены в 2009 году на системы анализа
школьной успеваемости. Чтобы получить грант,
штаты должны представить проект информационных
систем для обработки индивидуальной информации
об учащихся, проекты обеспечения учителей и
руководителей школ эффективными инструментами
профессиональной деятельности.
70 млн отдадут на образование бездомных детей.
200 млн – на поддержку работающих студентов
колледжей.
25 млн – на предоставление льгот по
строительству и ремонту школ.
1 млрд – на создание современных классных
комнат, а также обучение учителей информационным
технологиям.
15,6 млрд – на увеличение гранта нуждающимся
учащимся средней школы.
В дополнение к этой программе Правительство США
предусматривает средства для переподготовки
учителей на рабочих местах (3,5 млрд долларов) и на
бесплатные школьные обеды (0,1 млрд долларов). |
Замминистра образования
Республики Татарстан Андрей Поминов в своем
выступлении подчеркнул, что все образовательные
нововведения последних лет приведут к кризису в
регионе: «У нас уже 14 тысяч безработных. И если,
как прогнозируется, к ним прибавятся выпускники
вузов, из-за кризиса в 2009 году не сумевшие
устроиться на работу, это будет еще 15 тысяч
человек. Рост безработицы составит, таким
образом, 100 процентов! К ним в 2009 году прибавятся и
дети, не получившие аттестат!». По подсчетам
экспертов, без перспектив работы и учебы в
ближайший год могут оказаться до 2,5 млн молодых
россиян. Международный опыт (эксперты приводят
примеры Греции, Болгарии, Франции) показывает,
что именно вчерашние школьники и безработные
выпускники вузов играют роль детонатора при
нестабильной экономической ситуации.
Директор Центра экономики
непрерывного образования Академии народного
хозяйства при Правительстве РФ Татьяна Клячко
в своем докладе отметила многократно возросшую
угрозу криминализации в молодежной среде.
|