Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2009

Партнерство

Трибуна для людей с опытом

Сейчас мало кто может без запинки расшифровать аббревиатуру РОСРО. А еще совсем недавно члены этой организации – Российского общественного совета развития образования – будоражили народ, эффективно и справедливо разрешая животрепещущие проблемы отечественных школ. Сам бывший министр образования Владимир Филиппов почитал за честь быть приглашенным на заседания. Но, как   известно, меняются времена, меняемся и мы: романтики давно превратились в реалистов и, уже по-иному взирая на вещи, решили возродить этот союз единомышленников.

Что же такое РОСРО

А началось все в 1998 году, когда в одном московском образовательном учреждении появилась организация «Форум российской школы». Просуществовала она полтора года, после чего по инициативе ее создателей был образован Российский общественный совет развития образования. Сокоординаторами выступили лидеры думских фракций. Постепенно количество его членов увеличивалось за счет некоторых региональных руководителей образовательной системы. Правда, их оказалось очень немного.

В 2001 году руководство РОСРО пригласило главных редакторов ведущих СМИ страны. И не было ни одного крупного центрального издания, не разместившего репортажа о совете.

РОСРО оказался переговорной площадкой, местом острейших дискуссий по стандартам 2004 года. Именно благодаря общественному совету стало возможным системное лоббирование интересов образования в федеральном бюджете. Организация рассматривала проблемы сельской школы, выступила инициатором того, чтобы мужчин-учителей из сельской местности не брали в армию. Одним словом, РОСРО принадлежит целый ряд серьезных, весомых вкладов в отечественное образование.

На заседаниях, проходивших один раз в месяц, как правило, присутствовали министр образования, его первый заместитель, замминистра финансов, руководители иных ведомств. Состоять членом РОСРО было престижно.

Зачем возрождать совет?

Обсуждение этого вопроса шло на круглом столе «Как нам реорганизовать РОСРО?», проведенном в ходе ежегодной научно-практической конференции «Тенденции развития образования». Основными выступающими на нем были и.о. проректора ГУ–ВШЭ Исак Фрумин и директор московского Центра образования № 548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский.

Уже полтора года РОСРО существует чисто номинально. На сегодняшний день в России, по сути, нет ни одного сколько-нибудь значимого профессионального консолидированного сообщества. Назрела необходимость разворачивания и в Москве, и в регионах площадок для обсуждения проблем, инициатив и т.п. Поэтому возникла идея о возрождении общественного совета.

РОСРО задуман не как массовая организация. Туда должны войти люди, у которых за плечами есть определенный опыт и кому есть что сказать об образовании.

Он призван лоббировать потребности отрасли, защищать профессиональные интересы. Но самое главное – реально влиять на изменение в содержании образования, образовательную политику на территории РФ.

Откуда же РОСРО будет знать об интересах, которые собирается отстаивать? Здесь и прежде постоянно изучали ситуацию в регионах вплоть до отдельных муниципальных образований. Устраивали мониторинги, сотрудничали с теми, кто занимается информационно-аналитической деятельностью. Кроме того, в РОСРО постоянно приходили письма, содержавшие конкретные предложения.

Как перейти на пятидневку,
оставив прежним набор дисциплин?

Возникает вопрос, нет ли риска, что при всем своем прогрессивном значении РОСРО начнет заниматься элитарным образованием и деятельность организации приведет к еще большему расслоению в этой сфере?

На это директор Рачевский ответил довольно жестко: «Нет, это не цель и задача совета».

Говоря о целях РОСРО, Ефим Лазаревич привел такой пример: «Все слышали про президентскую инициативу “Наша новая школа”? Примерно такой же вопрос я задал в Общественной палате, где были слушания, посвященные состоянию гражданского общества в России. Ни одна рука не поднялась.

Все знают о Федеральной целевой программе развития образования. Она сыграла колоссальную роль в развитии отечественной школы. Вы где-нибудь читали проекты?

Выводы очевидны. Нужно наконец-то иметь место для обсуждения вопросов образования.

Недавно Комитет по здравоохранению выступил с инициативой принятия на законодательном уровне запрета на шестидневную учебную неделю. В Европе дети нигде не учатся шесть дней. В Москве в начальной школе нет шестидневки. Но я езжу по регионам и вижу, что младшеклассники в субботу учатся. Возникает вопрос: а как перейти на пятидневку, оставив прежним набор дисциплин?

Отечественная школа – это единственное место, где изучают по 17–20 предметов. Где об этом поговорить? Может быть, в РОСРО?».

«Профессиональное сообщество предполагает профессиональную коммуникацию. И в этом смысле авторитетные люди, способные говорить от имени хотя бы маленьких сегментов образования, должны его обсуждать. Это просто-напросто норма», – добавил Исак Фрумин.

КСТАТИ…

Приведем пример одного небольшого, но достаточно эффективного вмешательства РОСРО.

Директор московской школы стал жертвой непрофессиональной налоговой проверки по вопросам, связанным с лицензированием. Предметом лицензии в этом образовательном учреждении было преподавание иностранных языков. Налоговая инспекция и прокуратура требовали на каждый из них отдельной лицензии. Ситуация оставалась очень острой, пока не вмешался РОСРО, который обратился к министру образования. От него через сутки последовало письмо, разъясняющее, что нет необходимости лицензировать все иностранные языки. Эта бумага легла на стол директоров всех 70-ти тысяч школ Российской Федерации.

Почувствуйте разницу

«Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы в состав президиума вошли те, кто имеет влияние на политику. Однако, на мой взгляд, в организации катастрофически не хватало учителей, – сетует Ефим Рачевский, – правда, они появлялись во время обсуждения стандартов». К слову, стать членом РОСРО можно по рекомендации его представителя.

«В целом ценностный ряд не изменился, а вот смыслы немножечко поменялись. Поэтому необходима реорганизация», – поясняет Рачевский.

В настоящий момент РОСРО не ставит своей задачей открыть отделения в каждом регионе РФ. Но организация очень заинтересована в инициативе на местах. Авторитетные, самостоятельные люди, желающие участвовать в обсуждении федеральных проблем, могут написать по адресу: rosro@hse.ru. Инициативная группа по реорганизации РОСРО будет признательна за все предложения.

Рейтинг@Mail.ru