В Москве, в Высшей школе экономики
прошел семинар «Актуальные исследования и
разработки в области образования», на котором
ученые из Чувашии рассказали о разностороннем
опыте анализа результатов Единого госэкзамена.
Исследование является инициативой коллектива ГУ
«Чувашский республиканский центр новых
образовательных технологий». Старт ему дало
изучение результатов ЕГЭ в республике.
«При изучении итогов можно разделить
цели на исследовательские и управленческие, –
сообщил докладчик, начальник отдела оценки
качества образования центра Сергей Боченков. –
В одном случае нужны точные данные, в другом –
важно подать правильный сигнал системе
образования для принятия решений. Между этими
двумя целями есть некоторые противоречия».
Боченков признал, что
республиканского заказа на анализ
образовательных траекторий выпускников они так
и не получили. «Однако в регионах научились
работать с такой информацией и делать ее
интересной для директоров и учителей», –
отметил вице-президент РАО Виктор Болотов.
Педагоги чувашских школ уже
познакомились с разработками и проявляют к ним
повышенное внимание. «Все чаще случается, что
исследования по оценке качества образования у
нас заказывают учителя, – рассказал
докладчик. – Платят за это родители учеников.
Данные проведенного тестирования – закрытые.
Даже если их просит директор школы, мы вынуждены
ему отказать. Объясняем, что надо обратиться к
заказчику, то есть к педагогу. При этом каждому
ребенку, участвовавшему в такого рода
обследовании, мы выдаем на руки его результат».
«Обратите внимание: чувашские
родители доверяют применяемым методам оценки
качества и активно просят провести тестирование
своих детей», – подчеркнул Виктор Болотов.
Вместо рейтинга
Сегодня в большинстве субъектов РФ
составляются рейтинги школ. Первые строчки в них
обычно занимают самые известные лицеи и гимназии
региона, победители конкурса лучших школ.
Замыкают список десятки безвестных сельских ОУ.
Чувашские исследователи предложили
избежать линейного рейтингования школ –
обидного для всех, кто оказался не в первой
двадцатке. Они выделили несколько больших групп
(кластеров) образовательных учреждений. При
включении школы в тот или иной кластер
учитывалось территориальное расположение (город
или село), инновационность модели, численность
учащихся, объем вкладываемых в ОУ средств.
Кластер 1 – республиканские и
городские муниципальные образовательные
учреждения инновационного типа, лицеи и
гимназии, школы с углубленным изучением
отдельных предметов (независимо от количества
учащихся), в том числе – городские ресурсные
центры. Это 19% выпускников 2007 г. (Далее везде
указаны проценты 11-классников того же года.)
Кластер 2 – городские
общеобразовательные школы (более 50-ти человек,
окончивших 11-й класс) (21%).
Кластер 3 – небольшие городские
школы (менее 50-ти человек, окончивших 11-й класс)
(10%).
Кластер 4 – сельские
образовательные учреждения инновационного типа,
лицеи и гимназии, школы с углубленным изучением
отдельных предметов и все сельские ресурсные
центры независимо от числа учащихся (19%).
Кластер 5 – крупные сельские
общеобразовательные школы (25 и более учеников в
выпускных классах) (9%).
Кластер 6 – сельские школы (от 15-ти
до 25-ти учащихся в выпускных классах) (11%).
Кластер 7 – малочисленные сельские
школы (6%).
Кластер 8 – вечерние и открытые
сменные школы (5%).
Нововведение оказалось интересным, в
первую очередь, для школ. С помощью включения в
кластер у них появился шанс заявить о себе: если
раньше малочисленным школам приходилось
плестись в хвосте общего рейтинга, то сейчас
можно бороться за вхождение в первую десятку
своего кластера.
«Получен интереснейший позитивный
результат: ОУ хотят идти на контакт с
исследователями, желают проведения внешней
оценки. Теперь они сравнивают себя друг с другом
и согласны сравниваться!» – прокомментировал
Виктор Болотов.
ЕГЭ по вечерам
Подводя итоги анализа данных ЕГЭ–2008,
исследователи обнаружили, что школы 6-го и 7-го
кластеров (сельские ОУ разной наполняемости) по
результатам ЕГЭ почти не отличаются друг от
друга. Следовательно, раз сельская школа не
является инновационной и не имеет статуса
ресурсного центра, то для успешной сдачи Единого
госэкзамена не имеет особого значения, сколько в
ней выпускников.
Огорчают низкие результаты ЕГЭ у
выпускников 8-го кластера – тех, кто окончил
вечерние школы.
«Это настораживающий факт, –
заметила заместитель директора Института
развития образования ГУ–ВШЭ Татьяна Абанкина. –
В Москве руководители образования предлагают
отправить тех, кто не сдал ЕГЭ, на подготовку к
пересдаче в вечерние школы. Если мы отправим
двоечников в такие слабые школы, каков же будет
результат?»
«Ситуация 2008 года сложилась таким
образом, что наши вечерники не были заранее
оповещены об участии в ЕГЭ, – успокоил Сергей
Боченков. – Это случилось уже весной, когда
вышло положение об итоговой аттестации. Поэтому
они и показали самые слабые результаты в
республике».
Отберите паспорта у выпускников!
«В Чувашии придерживаются строгих
принципов: если некоторые выпускники школы не
пошли ни учиться, ни работать, школа –
посредственная, – сказал Виктор Болотов. –
И неважно, что другие выпускники этого ОУ, быть
может, поступили в лучшие вузы. Главное, чтобы все
продолжили образование».
«Доля выпускников, не поехавших
учиться за пределы республики, – это тот
индикатор, который у нас в Чувашии
интерпретируется то позитивно, то
негативно, – признал Сергей Боченков. –
Процент поступающих в вузы неуклонно растет:
сегодня среди чувашских выпускников их уже до
70-ти процентов».
В ходе исследования ученые установили
масштабы «утечки мозгов». Выпускники городских
школ выезжают на учебу в московские вузы в два
раза чаще, чем их сверстники, закончившие
сельские школы (юношей и девушек среди наиболее
удачливых абитуриентов поровну). На учебу за
пределы Чувашии в 2008 году выехало 52,2 процента
выпускников, сдавших ЕГЭ на «отлично»; 47
процентов золотых медалистов и почти 75 процентов
от числа получивших 90 и более баллов.
Лишь немногие выпускники с более или
менее высокими баллами ЕГЭ предпочитают
остаться дома: престижного высшего образования в
Чувашии нет.
«Я бы особо обратил внимание на эту
проблему, – сказал в ходе обсуждения директор
Центра социологических исследований РАО Давид
Константиновский. – Есть замечательная
идея анализа образовательных и трудовых
траекторий выпускников школ, сдавших ЕГЭ.
Внешняя оценка – это когда люди, закончившие
школу, сталкиваются с реальностью, а не когда они
сдают ЕГЭ. И исследование уже показало, как
начинают складываться эти траектории».
«Многие руководители регионов сейчас
рассматривают это как повод запретить ЕГЭ, –
прибавил Виктор Болотов. – Там даже
выдвигается предложение отбирать у выпускников
паспорта».
В Чувашии этого делать никто не
собирается. Напротив.
«Раньше считалось, что выпускники школ
должны оставаться в республике. Сейчас взгляд на
вещи меняется. Директора говорят: хорошо, если
наши ребята уезжают учиться в другие города
России», – сказал Сергей Боченков.
|