Начальная школа эклектична
«Когда финнов спрашивали, почему
школьники из Финляндии вышли на первое место в
международном исследовании PISA, они отвечали:
“Потому что в наших учебниках предлагаются
такие же задания“, – отметил научный
руководитель семинара, проректор Высшей школы
экономики Исак Фрумин. – Это, конечно, не
глубокий, но распространенный ответ. Тем не
менее, для нас в России сегодня важно
проанализировать, как в отечественных учебниках
для начальной школы представлены задания PIRLS.
Может ли это отчасти объяснить, почему
российские дети показали высокие результаты?»
Докладчик Марина Пинская, входящая
в исследовательскую группу, рассказала, что с
этой целью были изучены все учебники и пособия по
чтению, применяемые в наших школах. Акцент
делался на издания 2003–05 гг.: именно по ним
занимались четвероклассники, принявшие участие
в PIRLS в 2006-м.
К сожалению, не удалось выяснить, по
каким конкретным книгам они обучались. «Это
большая проблема. В младших классах часто бывает,
что заявляется одна программа, а на столе у
учителя лежит пособие из другой», – признала
Пинская.
«Начальная школа очень
эклектична, – считает вице-президент РАО
Виктор Болотов. – Математика может быть из
программы «Гармония», а русский язык – из
Эльконина–Давыдова».
«Анализировать учебники можно с
разных позиций, – подчеркнула Марина
Пинская. – Нас интересовало, в какой степени
данное учебное пособие обеспечивает
формирование основных читательских умений,
проверяемых PIRLS». Имеется в виду следующее:
1) поиск и выявление информации,
заданной в явном виде;
2) формулирование прямых выводов, заключений на
основе фактов, имеющихся в тексте;
3) интерпретация и обобщение информации;
4) оценка содержания, языка и структуры текста.
Так насколько помогают современные
учебники воспитать у детей эти навыки?
Исследователи взяли наиболее распространенные в
российских школах программы. Среди них:
– «Школа России» (под редакцией
А.А. Плешакова),
– «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой),
– «Начальная школа XXI века» (под редакцией
Н.Ф. Виноградовой),
– «Начальная школа 2100» (под редакцией
А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон),
– «Классическая начальная школа».
– «Система начального образования
Л.В. Занкова»,
– «Система начального образования
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».
В ходе исследования было установлено,
что подавляющее большинство регионов пользуется
традиционной программой «Школа России». По ней
занимаются до 85-ти процентов детей, то есть
львиная доля четвертых классов. Судя по
высказываниям на родительских форумах, «Школа
России» вызывает наибольшее доверие у мам и пап.
«Может быть, – предположили ученые, – им
легче работать с этим учебником и помогать
ребенку выполнять по нему задания».
На втором месте по распространенности
в образовательных учреждениях – система
развивающего обучения Л.В. Занкова.
На все остальные программы в
российской начальной школе приходится всего
несколько процентов. Возможно, потому, что они
требуют особой подготовки учителя.
Все пособия хороши?
Почему младшеклассники оказались так
успешны в PIRLS? На это можно ответить: большая
часть российских детей держит в руках пособия по
литературному чтению из перечисленных серий. Они
весьма различаются стилем, своими
художественными достоинствами, тем, какой подход
находят к читателю. Но все гарантируют
формирование основных читательских умений,
проверяемых PIRLS.
А каковы, по мнению исследовательской
группы, преимущества и недостатки каждой
программы?
«Школа России»
Преимущества:
приоритет понимания над
воспроизведением;
причинно-следственный,
аналитический подход к работе с текстом;
акцент на собственном
аргументированном суждении;
неформальный, занимательный
характер вопросов;
полнота средств, формирующих сложные
умения;
практическое совпадение авторских
акцентов с проверяемыми PIRLS умениями.
Но:
почти нет заданий на предсказание,
сравнение с собственным опытом;
отсутствуют задания на
сопоставление и сравнение информации, данной в
разных частях текста.
Развивающее обучение: системы
Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова
Преимущества:
в целом высокий уровень сложности
заданий для всех типов читательских умений;
внимание к сравнению художественных
средств, информации разных частей текста,
произведений в целом;
включение личного опыта во все
аспекты работы с текстом: при анализе настроения,
характеров, авторской позиции;
сохранение близкой дистанции с
текстом, «челночная» работа по поиску нужных
сведений;
знакомство с неадаптированными
аутентичными текстами.
Но:
Программа «Гармония»
Преимущества:
формирование суждений с
максимальной опорой на найденную информацию на
основании анализа и с постоянной проверкой по
тексту – обратной связью – как основной
принцип пособия;
работа с информацией, данной неявно,
привлечение контекста.
Но:
пособие не обеспечивает
формирование проверяемых PIRLS умений, так как не
организует работу с текстом: не предлагает
проиллюстрировать свои наблюдения, объяснить
точку зрения;
степень развернутости, подробности
ответа остается произвольной.
Учебник – это еще не все
«Не следует высказывать гипотезы,
будто какой-то учебник или технология лучше, –
предупредил Виктор Болотов. – Другая
экспертная группа может высказать прямо
противоположное суждение. Я считаю, что PISA и PIRLS
хороши именно тем, что не связаны с конкретными
учебными пособиями, а проверяют наличие тех или
иных компетенций.
Я бы поставил вопрос иначе: а сами
учителя сегодня способны справиться с заданиями?
Знаю директоров, которые при приеме на работу
проверяют, как кандидаты на место преподавателя
начальной школы отвечают на задания PIRLS, основной
школы – решают задачи PISA, а старшей –
проходят через ЕГЭ. И у них большие проблемы с
кадрами!»
«К сожалению, это верно, –
согласилась Марина Пинская. – Сами педагоги
порой не умеют интерпретировать предложенные
учебниками тексты. Нам приходилось наблюдать
урок в 6-м классе, на который ученики пришли с
вопросом, о чем был один из рассказов Василия
Шукшина. И затем 45 минут мы следили за тем, как
учитель последовательно подводил детей к тому,
чтобы они согласились с его стопроцентно ложным
толкованием!»
«Авторы учебников и амбициозные
издатели внимательно отслеживают все “сюжеты“
по ЕГЭ, PIRLS, PISA, TIMSS, – отметил Болотов. –
Жаль, что на наши успехи пока никак не
отреагировала система повышения квалификации. А
без нее мы все равно не сдвинемся с места».
|