– Моя задача – сбор и анализ
информации с целью последующего составления
рекомендаций и их коррекции в соответствии с
деятельностью гимназии, – рассказывает
Константин Викторович. – Говоря языком более
простым, – это, в основном, контроль
успеваемости, анализ результатов отдельных
категорий учащихся (тех, кому трудно учиться по
каким-либо причинам или, напротив, детей
одаренных), общение с родителями и выдача им
рекомендаций, с тем чтобы они обратили внимание
на своего ребенка в том или ином плане.
Раньше у нас подобной должности не
было, но когда возникла необходимость сбора и
анализа информации, мы создали лабораторию
мониторинга. Она предоставляла собранные данные
администрации, которая и распоряжалась ими.
Потом произошли небольшие структурные
изменения, в результате чего у меня, как
замдиректора по учебной работе, появилось еще
несколько дополнительных функций.
Цель нашей службы – отследить
личностный рост каждого учащегося. Это трудная
задача, но мы пытаемся ее решать постепенно. В
сентябре раздаем всем учителям данные по
прошлому году. Затем проводим установочные
контрольные работы в 5–10-х классах, анализируем
состав вновь сформированных классов, профильных
групп. Обучение у нас организовано по
индивидуальным образовательным траекториям:
ребенок выбирает важные именно для него основные
предметы (как минимум, два).
Такой принцип обучения, безусловно,
связан с финансовыми расходами, потому что
некоторые группы получаются очень
немногочисленными (случается, какой-то предмет
выбирают только два человека), но мы идем на это,
попадая в «ножницы». Ведь, с одной стороны, мы
должны дать возможность ребятам выбрать свою
траекторию обучения, а с другой – «вписаться» в
показатели, думать об оптимизации.
Тем не менее, стараемся находить
золотую середину. В начале 9-го класса объясняем
ученикам, что такое профильная система, как она у
нас устроена, что они могут выбрать, когда
перейдут в 10-й класс. Для того чтобы облегчить
выбор, организуем курсы предпрофильной
подготовки. В конце учебного года дети проходят
государственную аттестацию.
Мы советуем сдавать те предметы,
которые учащиеся потом выберут в качестве
профильных в 10-м классе. Бывает, что они меняют
решение, так как неверно оценивают свои силы,
устремления. Тогда мы разговариваем, предлагаем
альтернативу, рекомендуем от чего-то отказаться,
более реально посмотреть на вещи. Хотя,
признаться честно, такое происходит редко.
Еще одна сторона работы –
разбираться с ситуациями, когда у учеников
появляются плохие оценки. Они, как правило, не
устраивают ни детей, ни родителей, ни нас.
Начинаем с анализа причин того или иного случая
вместе с заведующими кафедрами, затем обсуждаем
возможные меры.
Непременно сотрудничаем с
семьями – они должны быть в курсе всего, что
происходит с ребенком в школе. Сами родители в
последнее время стали более заинтересованными,
понимающими. Директора для решения подобных
проблем привлекаем только в самом крайнем
случае.
|