Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2009

Школьный уклад

Отслеживаем «рост» учеников

Отдельная сторона работы гимназии «Горностай» – мониторинг. Для того чтобы все результаты в ходе образовательного процесса действительно отслеживались и помогали создавать программу развития ОУ, искать стратегические решения, здесь работает замдиректора по мониторингу образовательного процесса Константин Викторович КИРИЛИН.

– Моя задача – сбор и анализ информации с целью последующего составления рекомендаций и их коррекции в соответствии с деятельностью гимназии, – рассказывает Константин Викторович. – Говоря языком более простым, – это, в основном, контроль успеваемости, анализ результатов отдельных категорий учащихся (тех, кому трудно учиться по каким-либо причинам или, напротив, детей одаренных), общение с родителями и выдача им рекомендаций, с тем чтобы они обратили внимание на своего ребенка в том или ином плане.

Раньше у нас подобной должности не было, но когда возникла необходимость сбора и анализа информации, мы создали лабораторию мониторинга. Она предоставляла собранные данные администрации, которая и распоряжалась ими. Потом произошли небольшие структурные изменения, в результате чего у меня, как замдиректора по учебной работе, появилось еще несколько дополнительных функций.

Цель нашей службы – отследить личностный рост каждого учащегося. Это трудная задача, но мы пытаемся ее решать постепенно. В сентябре раздаем всем учителям данные по прошлому году. Затем проводим установочные контрольные работы в 5–10-х классах, анализируем состав вновь сформированных классов, профильных групп. Обучение у нас организовано по индивидуальным образовательным траекториям: ребенок выбирает важные именно для него основные предметы (как минимум, два).

Такой принцип обучения, безусловно, связан с финансовыми расходами, потому что некоторые группы получаются очень немногочисленными (случается, какой-то предмет выбирают только два человека), но мы идем на это, попадая в «ножницы». Ведь, с одной стороны, мы должны дать возможность ребятам выбрать свою траекторию обучения, а с другой – «вписаться» в показатели, думать об оптимизации.

Тем не менее, стараемся находить золотую середину. В начале 9-го класса объясняем ученикам, что такое профильная система, как она у нас устроена, что они могут выбрать, когда перейдут в 10-й класс. Для того чтобы облегчить выбор, организуем курсы предпрофильной подготовки. В конце учебного года дети проходят государственную аттестацию.

Мы советуем сдавать те предметы, которые учащиеся потом выберут в качестве профильных в 10-м классе. Бывает, что они меняют решение, так как неверно оценивают свои силы, устремления. Тогда мы разговариваем, предлагаем альтернативу, рекомендуем от чего-то отказаться, более реально посмотреть на вещи. Хотя, признаться честно, такое происходит редко.

Еще одна сторона работы – разбираться с ситуациями, когда у учеников появляются плохие оценки. Они, как правило, не устраивают ни детей, ни родителей, ни нас. Начинаем с анализа причин того или иного случая вместе с заведующими кафедрами, затем обсуждаем возможные меры.

Непременно сотрудничаем с семьями – они должны быть в курсе всего, что происходит с ребенком в школе. Сами родители в последнее время стали более заинтересованными, понимающими. Директора для решения подобных проблем привлекаем только в самом крайнем случае.

Рейтинг@Mail.ru