Конференция успела заслужить
репутацию мероприятия, где обо всем говорится
начистоту. Трудности не замалчиваются: их
разбирают «по косточкам» на пленарных
заседаниях, малых пленумах, круглых столах и
секциях директора школ, чиновники, ученые и
международные эксперты. Сюда, в Москву, едут за
реальными фактами, за беспристрастным голосом
цифр, чтобы понять, как изменить свои действия на
рабочих местах.
Однако в данном случае тема диктовала
не только разбор нынешнего положения дел, но и
предлагала, суммируя опыт последних десятилетий,
базироваться на прошлых ошибках и достижениях.
А какие опорные точки дали нам для
размышлений прошедшие годы? Вспоминает ректор
Московской высшей школы социальных и
экономических наук Анатолий Каспржак:
– Во второй половине 80-х открываются
лицеи и гимназии, входят в жизнь учебные
комплексы, в школах «странные» люди берутся
преподавать латынь, греческий, астрономию,
философию.
Пробуждается родительский интерес к
проблемам образования. Родители начинают
приходить в ОУ не для того, чтобы их отругали, а
узнать, чему ребенок будет учиться. Дальше –
«продолжение банкета»: семьи выбирают
элективные курсы, потом учебники, программы, не
говоря уже о том, что кое-кто – еще и директора.
Появилась реальная многоукладность. В
Москве, например, кроме государственных и
негосударственных, заработали так называемые
общественно-государственные школы, то есть ОУ
смешанного финансирования: от государства шли
бюджетные деньги, а от родителей – некоторая
доплата. Именно это позволило прийти в Россию
таким образовательным технологиям, как
Вальдорфская школа и школа Монтессори, открыли
двери конфессиональные образовательные
учреждения, коррекционные, ОУ для одаренных,
кадетские корпуса и т.д.
Через эту многоукладность и
вариативность в российское образовательное
пространство врываются инновации. Учителя,
директора школ частенько не получают заработную
плату, но за свои деньги ездят на семинары, сами
выбирают и покупают на неизвестно откуда
появившиеся средства парты различных цветов и
конструкций, а еще играют с учениками в
спектаклях, выпускают школьные газеты (не
стенные, а размноженные на ксероксе), ходят в
походы...
И, главное, в 1992 году принят Закон «Об
образовании», который, до внесения в него
многочисленных поправок, считался одним из самых
демократичных в мире. Он установил правила игры,
закрепив права и обязанности всех участников
образовательного процесса. Также
разрабатывается, обсуждается, корректируется и
вводится Базисный учебный план, «на подходе»
Государственный образовательный стандарт. Одним
словом, было ощущение, что в стране возникает
новая образовательная реальность.
Как разительно это отличается от
сегодняшних управляемых управляющих советов,
гимназий и лицеев, сделанных «под Положение»,
элективных курсов «под ЕГЭ», обязательной
«православной культуры».
Почему так произошло? Почему наведение
порядка связывается в головах подавляющего
большинства наших коллег с директивами и
приказами, а не с рамками закона? Почему и за что
(точнее в обмен на что) романтики перестройки
отдали бразды правления крепким
хозяйственникам? Если ход истории сделает новый
зигзаг, выпишет очередную ельцинскую
«загогулину» и мы – российская школа – снова
обретем права (читай – свободу и
ответственность), то исход будет аналогичным?
Имперская школа – потребность, историческая
реальность? Это первые ключевые вопросы для
обсуждения на конференции.
Следующая точка нашего пристального
внимания – 1997 год. Напомню, тогда была
предпринята попытка инициировать
организационно-экономическую реформу системы
образования. Правда, к великому сожалению, это
реформаторское действие не получило должного
развития из-за дефолта 1998 года. Вместе с тем,
содержание концептуальных документов не может
остаться за пределами нашего обсуждения, так как
многие положения вошли в последующие проекты,
реализуются сейчас на практике.
Если обратиться к проекту реформы, то
сразу обращают на себя внимание две вещи.
Во-первых, он как бы является рубежом между
прошлым и будущим. Идеологи этой реформы
утверждают, что именно в 1997-м начался новый
инновационно-технологический этап
реформирования системы. И, во-вторых,
принципиально по-новому звучат так называемые
базовые принципы реформирования. Обращены они
были к уставшим, исчерпавшим к этому времени свой
адаптационный ресурс работникам образования и
выглядели, прямо скажем, успокаивающе.
Основополагающими существительными текстов
этого периода стали: «эволюционность»,
«этапность», «постепенность» и т.д. Доминантой –
организационно-экономические проблемы.
Чего здесь больше: усталости от
неупорядоченных, спонтанных изменений, которые
приводят к непрогнозируемым результатам и, как
следствие, раздражению и потребителей, и
«производителей» образовательной услуги, или
попытка включить школу в общее русло
социально-экономических реформ в стране? Заботы
о том, чтобы каждый ребенок получал качественную
образовательную услугу или желания сэкономить,
например, на сельской малокомплектной школе? А
может быть, была предпринята попытка соотнести
потребности и возможности?
Если реконструировать эти вопросы,
обратив их «в завтра», то нам предстоит обсудить
следующие проблемы: как повысить эффективность
использования бюджетных средств системы
образования? для чего и из каких источников
следует привлекать дополнительные средства в
школу? кто и чем при этом должен, если это вообще
возможно, управлять в системе образования?
Еще одна исследовательская задача –
соотнесение замысла реформы-97 с Концепцией
модернизации российского образования до 2010 года,
Приоритетными направлениями развития
образования (2004 год) и, наконец, нацпроектом
«Образование» (2006-й). Подобный сопоставительный
анализ, надеемся, даст нам возможность сделать
заключение относительно новой политики
государства в области образования. Мне кажется,
что сегодня это особенно важно, так как дискуссии
о далеко не бесспорном выборе приоритетов,
обозначенных теми, кто стоит сегодня у власти,
практически не ведется. В отсутствие же полемики
не только повышается риск оступиться на каждом
последующем шаге развития, но и забыть о базовых
принципах вообще. А это, как показывает история,
весьма опасно.
Итак, работа с базовыми принципами
реформирования российской школы (анализ их
эволюции через сопоставление концептуальных
документов, выходящих в свет на различных этапах
реформы) – вторая доминанта наших дискуссий на
конференции.
Импульс, инициирующий третью большую
тему для дискуссии, дает нам анализ результатов
российских школьников в международных
сопоставительных исследованиях качества
образования. По анализу итогов международных
изысканий можно утверждать, что в России иные
приоритеты обучения, чем в других странах. Это
значит, политикам нужно однозначно ответить на
вопрос: будет ли отечественное образование
интегрироваться в мировое пространство?
Если да, то необходимо заново
обсуждать планируемые образовательные
достижения, менять их в сторону практической
составляющей, работать над модернизацией
образовательного процесса. Сравнение
результатов россиян в исследованиях PISA и PIRLS
показывает: главный провал происходит в основной
школе. Можно ли в этом случае говорить о
существующей структуре школы, о доминирующих
учебных практиках? Не знаю…
Здесь уместно вернуться к анализу
отечественных, документов. Даже при беглом
изучении, предположим, проекта стандарта и
содержания ЕГЭ нетрудно сделать вывод, что
сегодняшнее руководство отраслью пытается
планировать качество за счет изменения
управленческих механизмов и экономического
стимулирования учреждений и каждого учителя,
сохранив существующее содержание образования и
подходы к преподаванию. Поэтому в ходе дискуссии
мы должны постараться ответить на два основных
вопроса: в какой степени современная школа
обеспечивает результат, который отвечал бы
вызову времени? чем проект стандарта нового
поколения существенно – а не на словах –
отличается от ныне действующего?
Также важно понять: что конкретно наше
образование отличает от зарубежного? каковы
психолого-педагогические зоны и точки этой
разницы? в чем причина столь резкого и массового
сопротивления проникновения в российскую школу
подходов к преподаванию, давно применяемых в
развитых странах? что здесь первично –
национальная гордость и загадочность русской
души или банальная лень работников системы
образования в освоении нового?
Статья подготовлена при поддержке компании «Hormann». Если Вы решили приобрести качественные и надежные промышленные ворота, которые смогут защитить ваше имущество, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Hormann». Перейдя по ссылке: «http://gates.su/promyshlennye-vorota», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать гаражные, промышленные, технические и противопожарные двери по выгодным ценам. Более подробную информацию Вы сможете найти на сайте www.Gates.Su.
И при этом анализе хотелось бы
основываться не на интуиции, которая, как говорит
Жванецкий, русским с лихвой заменяет информацию,
а на конкретных данных.
_____________
* Организаторы –
МВШСЭН, ГУ–Высшая школа экономики, Минобрнауки
РФ, Российский общественный совет по развитию
образования и др.
|