На собрании коллектива педагоги
убедительно произносили: «Лучше добавить
понемногу, но всем», «Законы социальной
справедливости нас устраивают больше». Эти слова
были адресованы инициативной группе по
разработке и апробации рейтинговой системы
оценки эффективности деятельности учителя
гимназии № 4 г. Красноярска.
Не дожидаясь того момента, когда при
переходе на новую систему оплаты труда (НСОТ) в ОУ
появится стимулирующая доля и базовая часть (в
которую войдет как аудиторная, так и
внеаудиторная занятость учителя), мы решили
создать свою модель распределения стимулирующей
части.
На заседании
административно-научно-методического совета
гимназии (АНМС) было разработано Положение о
рейтинговой оценке деятельности педагогов (Приложение
1).
Мы изучили множество документов,
познакомились с опытом других ОУ в этой сфере. Но
нам требовались не обобщенные показатели и
критерии, а именно те, которые бы отражали работу
наших коллег. Поэтому было принято решение
провести педсовет в форме
организационно-деятельностной игры (ОДИ) по
наполнению содержанием матрицы рейтинговой
оценки.
Нашим девизом можно считать следующий
тезис: Эффективность управления определяется
тем, что сотрудники четко знают цели
организации и основных групп потребителей, хотят
и могут их реализовывать.
Подготовка к педсовету началась с
управленческого семинара для членов
администрации, задачей которого было, с одной
стороны, выработать единое понимание содержания
предстоящего мероприятия, а с другой – каждому
осознать ответственность за свое направление (Примерное
содержание теоретической части семинара см. в
Приложении 2).
После этого стали готовиться к
обсуждению рейтинговой оценки. Работая в
группах, педагоги анализировали свою
деятельность и старались выделить те
направления, которые необходимо оплачивать
дополнительно. Но, к сожалению, четырехчасового
педсовета оказалось недостаточно, чтобы
обсудить не только критерии и индикаторы, но и
баллы, которые можно «заработать». Поэтому
дальнейшую судьбу рейтинговой оценки было
поручено решить АНМС.
В итоге ряда заседаний у нас получился
оценочный лист (матрица), утвержденный
педагогическим советом, который мы будем
апробировать до конца нынешнего учебного года, и
на итоговом педсовете примем окончательное
решение о механизме распределения стимулирующих
надбавок в гимназии (Приложение 3).
Наша матрица позволяет спланировать
индивидуальную образовательную траекторию
каждого учителя независимо от его квалификации,
оптимально и равномерно распределить свои
усилия по тому или иному направлению,
педагогам-стажерам – подтвердить свой статус,
а молодым специалистам – расти профессионально,
осваивать новые аспекты педагогической
деятельности.
На первом этапе мы не стали исключать
из матрицы критерии, по многим параметрам не
являющиеся стимулирующими в чистом виде (то есть
те, которые углубляют и расширяют должностные
обязанности). Главное для нас сегодня – тот
факт, что учителя начали обсуждать эту тему и
более детально оценивать свою деятельность. Со
временем матрица будет трансформирована, и в ней
останутся только критерии, способствующие
достижению новых результатов.
Мы убеждены в том, что регулярность
отслеживания результативности, эффективности и
продуктивности труда, постоянная рефлексия
своей деятельности помогут педагогам
обеспечивать более высокое качество
образования, а администрации гимназии –
эффективно управлять этим процессом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Положение о рейтинговой оценке
деятельности педагогов МОУ общеобразовательной
гимназии № 4 Кировского района г. Красноярска
1. Общие положения
1.1. Рейтинговая оценка является одним
из механизмов стимулирования эффективности,
качества и результативности деятельности
педагогов в МОУ общеобразовательная гимназия
№ 4 (далее гимназия) на этапе перехода к новой
отраслевой системе оплаты труда.
1.2. Она разрабатывается
научно-методическим советом образовательного
учреждения, обсуждается педагогическим
коллективом и, с учетом внесенных поправок,
утверждается директором.
1.3. Подведение итогов и распределение
педагогов по позициям рейтинга осуществляет
координационный совет по рейтинговой оценке
(далее КСР).
2. Механизм действия рейтинговой
оценки
2.1. Рейтинговая оценка включает
показатели организационно-содержательного,
результативного, воспитательного,
инновационного и методического аспектов
деятельности учителя.
Ее критерии разработаны с учетом
разноплановых интересов педагогов и позволяют
сотруднику самоопределиться, в какой области
можно получить наибольшее количество баллов.
2.2. До 20-го числа последнего месяца
каждого квартала учебного года (ноябрь, февраль,
май) учитель оценивает продуктивность своей
деятельности за 3 проработанных месяца и вносит
ее в матрицу рейтинговой оценки. Причем, оплата
за март–май производится с сентября по ноябрь
текущего года. Итоги работы за летний период
должны быть предъявлены куратору
соответствующего направления до 30-го августа, и
эти баллы суммируются с результатами за
март–май, поэтому рейтинг может измениться.
2.3. Матрица, заполненная после
указанного срока, к рассмотрению не принимается.
3. Структура и регламент работы
координационного совета
3.1. Руководство деятельностью КСР
осуществляет директор гимназии. Его членами
являются кураторы направлений
(организационно-содержательного и
результативного – заместители директора по
УВР, воспитательного – заместитель директора
по ВР, методического и инновационного –
заместитель директора по НМР, руководитель
проектного института и заместитель директора по
информационным технологиям), председатель
профсоюзного комитета и председатель
управляющего совета гимназии.
3.2. В течение указанного периода члены
КСР отслеживают продуктивность деятельности
педагогов, осуществляя сбор информации по своим
направлениям.
3.3. Заседания КСР проводятся один раз в
квартал.
3.4. На заседании КСР выводится средний
балл самооценки учителя, оцениваются
руководители ШМО (кафедры) и члены КСР, после чего
определяются рейтинговые позиции педагогов.
4. Шкала стимулирующих надбавок
4.1. Весь фонд стимулирующих надбавок
делится пополам. 50% этой суммы распределяется
между учителями, занявшими первые пять позиций в
рейтинге, в зависимости от количества набранных
баллов.
4.2. Педагоги, не попавшие в «пятерку»,
но принимавшие участие в оценке эффективности их
труда за данный период, получают надбавку
согласно своему рейтингу и в соответствии с
заработанными баллами в пределах второй
половины фонда стимулирующих надбавок.
4.3. Участвовавшие в рейтинге в течение
всех зачетных периодов в случае своей активности
и динамики профессионального роста
награждаются из премиального фонда в конце
учебного года.
4.4. Критерии показателей могут
изменяться поквартально в соответствии с планом
работы гимназии на учебный год.
4.5. Каждый член КСР имеет свои бонусные баллы,
которые он может прибавить к рейтингу любого
педагога (педагогов) за особую активность и
результативность работы. Размер бонуса
составляет 10% от суммы баллов, полученных
учителем, занявшим первое место в рейтинге за
зачетный период.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Давайте поиграем!
Понимание педагогической деятельности
с помощью коллективной мыследеятельностной
работы
За многолетнюю историю существования
педагогика придумала разные типы игр для
взрослых – ролевые, деловые,
проблемно-деятельностные и т.п.
Мы же выбрали
организационно-деятельностную игру (ОДИ). В
отличие от проблемно-деятельностной (где главное
место занимает проблема, и содержание игры носит
характер исследования), ОДИ выводит педагогов на
новое понимание собственной деятельности с
помощью коллективной мыследеятельностной
работы. А значительные изменения и
обновления практики требуют заинтересованности
всех учителей ОУ.
Напомним, что автором ОДИ является
Г.П. Щедровицкий, который еще 25 лет назад, в
1979 г., определил условия, в которых
деятельность одновременно формирует своего
субъекта. «Почему кто-то за меня будет решать
проблемы, как мне работать дальше? Я тружусь не
один, а совместно с коллегами».
Поэтому программировать предстоящую
коллективную деятельность должны и могут те
люди, которые потом будут реализовывать эти
программные представления.
ОДИ позволяет решать несколько задач.
Создается ситуация вынужденного,
специально организованного общего и
индивидуального мышления по поводу
деятельности.
В коллективном сознании и, тем самым,
в определенной мере в сознании каждого из
участников обеспечивается образование:
– знаний, позволяющих адекватно
понимать ситуацию и действовать в ней;
– одинаковых общих представлений о
наиболее важных моментах деятельности;
– понимания ценности и значимости
совместной работы.
Организуется, с одной стороны,
действие каждого участника коллектива, исходя из
общих программных представлений, с другой –
происходит разделение труда, когда каждый
выполняет только свою часть общих
договоренностей.
Таким образом, ОДИ – это особая
форма организации взаимодействия многих людей,
позволяющая за счет коллективной мыслительной
деятельности решать актуальные проблемы
действительности.
Каждая игра имеет свои правила. Есть
они и у ОДИ. Предлагаем ознакомиться с ними и
принять их как необходимое условие для
дальнейшей продуктивной работы:
1. Если ты занял позицию игрока –
сбрось «погоны»!
2. Обязательное условие – участие в обсуждении
того или иного вопроса всех членов группы.
3. Попытайся понять, что сказано, а затем
выскажи свое отношение по этому поводу.
4. «Встань» над проблемой, чтобы понять ситуацию. (Поясним.
Обсуждение на ОДИ разворачивается обычно в двух
плоскостях: реальной (реальная действительность)
и рефлексивной (идеальная действительность).
В рефлексивной плоскости реальная
жизнь на какой-то момент останавливается, и
человек задумывается, что же в ней происходило до
этого момента. Другими словами, рефлексия
начинается с проблематизации. Индивидуум
сталкивается с так называемым рефлексивным
тупиком. Он вспоминает, что было, почему это
случилось, то есть, осуществляется
«самокопание».
В какой-то момент наступает понимание
того, как и каким способом стоит действовать в
дальнейшем. С этим-то новым видением ситуации и
совершается возвращение в реальную жизнь. Цель
нашей игры как раз заключается в том, чтобы
добиться нового видения ситуации. Желаем вам
побольше тупиков при взаимодействии в группах!)
5. Лучше работать по плохому способу,
чем вообще без него.
6. Важно, чтобы мнение каждого было услышано
другими. Не забывайте про п. 3.
7. Всегда считай себя умнее остальных, помня, что и
они – не дураки. Не нужно говорить: «Я ничего
не понимаю, не умею красиво сказать».
8. Умение слушать – это способность в нужном
месте вступить в диалог.
9. Действуй, не бойся ошибиться – иначе
проиграешь! Если вы не будете действовать,
пострадает не игра, потеряете вы.
В ОДИ есть два исключительно важных
принципа управления:
1. Включенность людей в работу.
Показатель этого положения – все
действительно говорят и действуют в рамках
заданной темы. Важно, чтобы каждый участник игры
видел, что его будущее зависит от включенности
другого. Руководитель группы должен пристально
следить за этим.
2. Освоение способов работы со
схемами. В ОДИ всегда проживаются ситуации
будущей совместной жизни. Поэтому объективно
появляется потребность влиять на представления
друг друга о грядущем. Задача руководителя
группы – содержанием, режимом работы и
собственным примером заставить каждого человека
продуктивно продвигаться в рамках темы.
При обсуждении содержания возникает
проблема понимания, видения процесса, ситуации,
поэтому лучше всего получающиеся тезисы
рекомендуется оформлять в виде схем.
Схема – это изложение, описание,
изображение чего-либо в основных чертах.
Материал, оформленный таким образом, дольше
остается в памяти.
Можно работать по схематизации
следующим образом:
– на листе (доске) записать основные
мысли;
– распределить эти слова по группам на
основе их отношения к тому или иному вопросу по
теме дня, например: 1) трудности; 2) проблемы; 3)
причины;
– ввести сокращения и условные
обозначения;
– выделить главную мысль, которая
оформляется при помощи условных обозначений и
ставится в центр рисунка, а вокруг «нарастить»
остальные идеи.
Во время выступления команды схема
переносится докладчиком на доску и становится
средством для взаимодействия с большой группой.
Особое внимание следует уделить
организации работы с содержанием отдельных
высказываний. Когда проблему обсуждают два и
более человека, ситуация осложняется тем, что у
каждого свой язык, темперамент, взгляды. Поэтому
руководителю игры нужно следить за тем, что
именно сказано, а затем учиться вырабатывать
отношение к сообщенной информации (а не к
говорящему).
Роль ответственного за организацию
понимания в группе обычно исполняет игротехник.
Однако за общий итоговый продукт отвечает вся
команда, а значит и каждый ее участник.
После этого этапа руководитель:
– называет направление, по которому
шла работа;
– говорит о способах деятельности во
время обсуждения («мозговой штурм», работа с
понятиями, понимание миссии группы в игре и др.),
степени включенности в деятельность всех
участников;
– предоставляет слово докладчику, который
заявляет нормы коммуникативного взаимодействия
(например: «прошу выслушать меня, не перебивая»;
«вопросы задавайте в конце выступления, просьба
группе – помогать на них отвечать»; «можно
прерывать меня когда угодно, задавать вопросы по
содержанию в любой момент доклада» и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оценочный лист эффективности
деятельности педагога гимназии № 4
_________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Показатель |
Критерии (в
баллах) |
Источник
данных для оценки (индикаторы) |
Самооценка
педагога |
Оценка
руководителя ШМО |
Оценка члена
КСР |
Средний балл |
Учебная
аудиторная деятельность
Кураторы: Довиденко М.Я.,
Кириченко О.И. |
Открытый
урок:
• уровень гимназии – до 50-ти,
интегрированный урок – до 100;
• уровень района – до 100;
• уровень города – до 200;
• уровень края – до 300 |
Отзывы
учащихся.
Оценка педагогов, посетивших урок.
Самоанализ урока.
Оценочный лист |
|
|
|
|
Введение
новых программ, освоение новых предметов (НРК,
профильные классы) – до 100 за каждый курс |
Тематическое
планирование.
Дидактический материал.
Конспекты уроков |
|
|
|
|
Работа по
инновационным технологиям, методикам – до 100 за
каждую технологию:
– проектные методы обучения (на уроке);
– групповые технологии, коллективные учебные
занятия;
– система Эльконина–Давыдова;
– система Занкова;
– коммуникативная методика обучения ин. яз.;
– личностно-ориентированные занятия;
– проблемное обучение;
– уровневая дифференциация;
– игровые технологии, ролевые игры;
– здоровьесберегающие технологии;
– модульное, блочно-модульное обучение;
– педагогика сотрудничества;
– система инновационной оценки «портфолио»;
– ИКТ и др. |
УМК.
Результат (продукт) деятельности детей |
|
|
|
|
Расширение
информационного поля урока (с учетом объема
подготовки и основного направления ОУ как
гимназии) – по 100 за предметы гуманитарного
цикла (литературу, МХК, историю, обществознание,
иностранный язык, искусство) |
|
|
|
|
|
Обеспечение
качества обучения:
• динамика качества по предмету
– 100;
• сохранение качества – 50;
• результаты экзаменов, итоговых контрольных
работ муниципального (краевого) уровня: 50–59% – 100,
60–69% – 200, 70% и выше – 300 |
|
|
|
|
|
Обеспечение
индивидуальной образовательной траектории
учеников (компетентностный подход) |
Таблица
мониторинга надпредметных умений, разработанная
в ШМО.
Динамика учащегося («выращивание» и
«сохранение» отличников) – по 100 за каждого |
|
|
|
|
|
Дистанционное
обучение детей средствами Интернета:
• создание учебника – до 500;
• разработка заданий (КИМы) – до 300;
• педагогическое сопровождение учащихся –
по 100 за каждого ученика |
|
|
|
|
|
Поступление
в вуз по профилю –
по 10 за каждого ученика |
Документы,
подтверждающие поступление |
|
|
|
|
Учебная
внеаудиторная деятельность
Куратор Тяглова Е.Г. |
Олимпиады
предметные (за каждого ученика):
• уровень гимназии – 10;
• района – 50 (дист. – 100);
• города – 100 (дист. – 150);
• края – 200 (дист. – 250);
• РФ – 500 (дист. – 550);
• международный – 700 (дист. – 750).
В случае наличия призовых мест баллы умножаются
на поправочные коэффициенты: за 3-е место – на 2,
за 2-е– на 4, за 1-е – на 6 |
Результаты
олимпиад |
|
|
|
|
Массовые
предметные олимпиады («Кенгуру», «Русский
медвежонок», КИТ, «Британский бульдог», «Эрудит»,
«Умник» и т.п.) –
по 1 за каждого участника.
В случае наличия призовых мест (1-е,
2-е, 3-е):
• уровень гимназии – 10;
• района – 100;
• города – 200;
• края – 300;
• РФ – 500.
При отсутствии градации по местам
(призер, лауреат) результат засчитывается как за
1-е место |
Списки
участников.
Документы об оплате |
|
|
|
|
Мероприятия
по предмету (вне урока),
предметные недели, дни открытых
дверей
по количеству привлеченных детей:
• до 15-ти чел. – 10;
• до 30-ти чел. – 25;
• 50 и выше – 50 |
|
|
|
|
|
Кружковая и
клубная деятельность (за одно
мероприятие):уровень гимназии – до 50-ти;
• района – до 100;
• города – до 200;
• края – до 300.
В случае наличия призовых мест
баллы умножаются на поправочные коэффициенты: за
3-е место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6.
При отсутствии градации по местам
(призер, лауреат) результат засчитывается, как за
1-е место |
Сценарий
мероприятия.
Отзывы участников, публикации
результатов (газеты, статьи и т.д.), выставление на
сайт |
|
|
|
|
Индивидуальная
работа с детьми, имеющими пробелы в знаниях по
причине пропуска уроков по болезни, участия в
соревнованиях, конкурсах и т.п. – по 20 за
каждого ребенка |
График работы.
Система работы (диагностика, дневник
слабоуспевающего ученика; время работы;
результативность и т.д.) |
|
|
|
|
|
Расширение
информационного поля урока (экскурсии,
культурно-просветительские мероприятия) – по
10 за каждое мероприятие |
Приказ по
школе с указанием тематики экскурсии |
|
|
|
|
Инновационный
аспект:
ИКТ
Куратор
Шандр А.А. |
Использование
ИКТ, ЦОР на уроке –
10 за 1 урок |
Соответствие
тематическому планированию |
|
|
|
|
Участие
педагога в конкурсах, фестивалях
по направлению «Информатизация»:
• уровень района – 150;
• города – 200;
• края – 250;
• РФ – 300.
В случае наличия призовых мест баллы
умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е
место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6 |
|
|
|
|
|
Работа с
родителями в режиме консультаций в рубрике на
сайте гимназии «Вопрос учителю» – до 10-ти за
каждую консультацию |
|
|
|
|
|
Создание
ЦОР:
• компьютерная презентация к
уроку – 20;
• цифровой ресурс для раздела, темы, курса –
100;
• создание электронного учебника – 500 |
Образовательный
ресурс |
|
|
|
|
Размещение
материалов на сайте (РУО, гимназии, личном) –
10 за каждый файл |
|
|
|
|
|
Творческие
работы учащихся, выполненные с
использованием ИКТ – до 10-ти за каждую работу |
|
|
|
|
|
Участие в
Интернет-конференциях, форумах:
• уровень гимназии – 10;
• района – 20;
• города – 30;
• края – 40;
• РФ – 50 |
|
|
|
|
|
Инновационный
аспект: научно-исследовательская работа и
учебное проектирование
Куратор Ким Г.Г. |
Организация
успешного участия учащихся
в деятельности НОУ, НПК (за каждую работу,
а не ученика):
• уровень гимназии – до 200;
• района – 300;
• города – 400;
• края – 500;
• РФ – 600;
• международный – 700.
В случае наличия призовых мест баллы
умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е
место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6 |
Текст
исследовательской работы.
Дипломы, подтверждающие участие или победу.
Приказ по ОУ.
Отчет руководителя об участии |
|
|
|
|
Организация
учебной проектной работы
учащихся (за одного ребенка):
• уровень гимназии – до 100;
• района – 150; |
Наличие
проектных групп.
План работы (реализация проекта) |
|
|
|
|
|
• города – 200;
• края – 250;
• РФ – 300;
• международный – 350.
В случае наличия призовых мест баллы
умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е
место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6 |
|
|
|
|
|
Методическая
работа
Куратор Трофимова Т.В. |
Работа по
методическому обеспечению
образовательного процесса:
– разработка авторской
программы – до 500;
– реализация ОП – до 100
– разработка заданий к олимпиадам, конкурсам,
играм:
• уровень гимназии – 20;
• района – 50
– наличие дидактического материала
к урокам в соответствии с тематическим
планированием (наглядность, карточки, тесты,
памятки, схемы, алгоритмы и др.) – до 100 |
Обязательна
рецензия |
|
|
|
|
Участие
педагога в профессиональных конкурсах,
фестивалях:
• уровень гимназии – 100;
• района – 200;
• города – 400;
• края – 700;
• РФ – 1000.
В случае наличия призовых мест баллы
умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е
место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6 |
Приказ об
участии.
Дипломы, сертификаты,
подтверждающие призовые места или участие
|
|
|
|
|
Повышение
профессиональной компетентности в гимназии:
– выступление по проблеме на
ПС, малом ПС, пед. консилиуме, заседании ШМО (с
приглашением куратора) – 50 ;
– участие в организации образовательного
пространства гимназии – руководство творческой
(проблемной, проектной) группой учителей –
до 300;
– создание собственного педагогического
проекта. Текст – 150.
Реализация на уровне:
• гимназии – до 300;
• района – до 400;
• города – до 500;
• края – до 600 |
Протоколы
заседаний.
Текст выступления.
План работы группы, тема.
Методические наработки по проблеме |
|
|
|
|
Повышение
профессиональной компетентности за пределами
гимназии. Участие в деятельности
профессиональных объединений педагогов:
• уровень района – 100;
• города – 200;
• края – 300 |
Текст
выступления.
Отзывы участников (руководителей
профессиональных объединений) |
|
|
|
|
|
Участие в
процедуре аттестации педагогов гимназии:
– посещение открытого урока,
мероприятия – 10;
– оказание консультативной помощи при
подготовке открытого урока – 20;
– написание экспертного заключения – 40.
При участии в процедуре аттестации педагогов
других ОУ баллы, полученные по критериям,
увеличиваются в 2 раза |
Запись в
тетради посещения уроков.
Отзыв педагога, которому была
оказана методическая помощь.
Текст экспертного заключения |
|
|
|
|
Обобщение,
презентация и тиражирование опыта (в т.ч.
предъявление результата работы с ЦОР):
– написание статьи и публикация в
методических сборниках, педагогической прессе,
СМИ:
• городских – 300;
• краевых – 400;
• всероссийских – 500;
– создание методического пособия |
Изданное
пособие.
Текст, опубликованный в СМИ |
|
|
|
|
Наставничество
молодых специалистов при проведении мероприятий
разного типа (уроки, семинары, мастер-классы и
т.д.) – по 100 за одного педагога |
Отзыв
педагога, которому оказана методическая помощь |
|
|
|
|
Воспитательный
аспект
Куратор Шматько О.Ю. |
Организация
класса для активного участия в школьных
мероприятиях – по 10 за каждое мероприятие |
|
|
|
|
|
Организация
культурно-массовых, спортивных мероприятий с
классным коллективом – 10 за каждое
мероприятие |
Приказ по
школе на выход.
Сценарий мероприятия |
|
|
|
|
Работа с
детскими инициативами (социальные проекты) –
за 1 проект:
• уровень гимназии – 100;
• района – 150;
• города – 200;
• края – 250;
• РФ – 300;
• международный – 350.
В случае наличия призовых мест баллы
умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е
место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6 |
|
|
|
|
|
Массовые
общеучебные олимпиады и конкурсы («Золотое
руно», интеллектуальные игры и т.п.) – по
1 за каждого участника |
|
|
|
|
|
Презентация
опыта классного руководителя:
• уровень гимназии – до 50-ти;
• района – до 100;
• города – до 200;
• края – до 300 |
Сценарий
мероприятия |
|
|
|
|
|