Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2009

Education

Остров сокровищ

Когда жители острова Норт-Хейвен (США, штат Мэн) усаживаются на паром, чтобы совершить часовое путешествие на большую землю, они в шутку говорят о том, что «отправляются в Америку». Этот островок, расположенный в заливе Пенобскот, постоянное население которого составляет всего лишь 350 человек, действительно может показаться оторванным от цивилизации. Но у его обитателей есть то, чем не может похвастать большинство других островов Мэна: собственная 12-летняя школа. Причем, будучи самой маленькой по территории в штате, она использует множество идей и инноваций, которые стоило бы перенять учебному заведению любого размера.

В ХХ веке количество островов в штате, располагающих собственными школами, сократилось с сотни всего до 14-ти. Только три из них предлагают полное среднее образование – от начальных до старших классов. Однако Норт-Хейвенская школа не только выжила, но и процветает. Она превратилась в центр общественной жизни острова и опровергает предрассудки о качестве образования, предлагаемого островными школами.

За счет гибкой образовательной программы и сильных педагогических традиций, а также решимости не упустить из виду потребности ни одного из детей острова (на момент написания этой статьи их было 65 человек) Норт-Хейвенская школа прививает ученикам необходимые в реальной жизни навыки и чувство ответственности. И все это – на крепкой академической основе.

Жизнь на Норт-Хейвене всегда была связана с физическим трудом. Сегодня островитяне в основном зарабатывают на жизнь ловлей лобстеров, плотницким ремеслом, обслуживанием туристов и строительством лодок. Директор Барни Хэллоуэлл убежден: его маленькая школа добилась успеха, прежде всего, потому, что она не пытается копировать более крупных «собратьев» с большой земли. «Наши учителя понимают, что в Норт-Хейвене лучше всего учить делом, а не сидя все время в классах и изучая теорию», – говорит он.

Прикладное обучение естественно для острова, где дети многому учатся у родителей. Эта традиция легко вписывается в школьную жизнь. На электрическом грузовичке (оборудованном двигателем, переделанным самими детьми) ученики ездят в ближайший гараж, где изготавливают биодизельное топливо и изучают гибридные двигатели для нового автомобиля.

К знаниям – через физический труд

Их учат методам сердечно-легочной реанимации, а некоторые даже умеют использовать автоматический внешний дефибриллятор.

На школьной крыше ученики установили солнечные батареи и сами протестировали местную воду на содержание свинца.

А в процессе изучения вьетнамской войны опрашивались люди, чтобы получить различные взгляды на те события.

Чтобы проложить новую дорожку в парке, ученики пятого и шестого классов исследовали флору острова, его историю, опросили местных жителей, научились использовать GPS-устройства, изучили местное законодательство и только затем предложили проект руководству парка, его одобрившему.

Когда на берег близлежащего острова выбросило мертвого беломордого дельфина, преподаватель Терри Гудхью организовал проект, в рамках которого ученики сохранили скелет животного. Под руководством учителя они отделили шкуру и жир, очистили кости от мяса. В процессе работы дети выучили названия и функции каждой части скелета и узнали много нового об эволюции и образе жизни дельфинов. Экспонат остался в школе и по сей день служит учебным пособием на уроках биологии, где девятиклассники сравнивают строение человеческой кисти и плавника дельфина.

Учителя черпают вдохновение в традициях острова. Под наблюдением того же Гудхью учащиеся Конор и Эшли построили рыболовную лодку традиционной для Норт-Хейвена конструкции. Дети воспользовались старинной техникой – обработкой паром дубовой рамы и элементов обшивки из кедра, – что помогло им лучше понять местные традиции в строительстве лодок. При этом Кертин отлично понимает, что строительство лодки дает ему в плане образования: «Вместо того чтобы просто читать учебник, мы используем математику в реальной жизни».

На регулярных совещаниях члены педагогического коллектива обсуждают новые формы интеграции учебной программы с подобными прикладными проектами, но на первом месте всегда стоят интересы учеников.

Родители поют хвалу принципам работы. «Учительский подход крайне адаптивен. Он работает как для очень интеллектуально развитых детей, так и для тех, кто больше склонен к практической работе, – считает ловец лобстеров и устриц, четверо детей которого учатся в школе. – Педагоги могут подогнать учебную программу под нужды каждого ученика».

Преподаватели отталкиваются в своих идеях и от интересов школьников. Когда старшеклассники изучали экологию леса, преподаватель естествознания, отметив любовь одной из девочек к фотографии, попросил ее найти исторические фото Нью-Хейвена и сделать новые снимки тех же мест, чтобы проиллюстрировать изменения в экологии.

Директор убежден: его маленькая школа успешна, так как не пытается копировать крупных «собратьев».

Из-за изолированности острова Нью-Хейвенская школа использует все возможности для обогащения жизненного опыта учеников. По словам преподавателя английского языка и истории Кейта Итона, школа убедила его изменить программу, когда в качестве гостя сюда прибыл один из лидеров коренного населения США.

В другой раз ученики Итона обсудили обязанности гражданина с художником Робертом Шеттерли, написавшим серию портретов «американцев, которые говорят правду».

При помощи системы интерактивного телевидения ученики и учителя слушают курсы лекций, предлагаемые университетом Мэна, а несколько детей прошли в онлайновом режиме углубленную программу по ряду предметов.

В ноябре 2007 года паром привез на остров учащихся колледжа Бодуин, расположенного в Брунсвике (Мэн). В рамках расширения уже существующих связей между колледжем и Норт-Хейвенской школой профессор образования Дорис Санторо и учитель школы Кейт Итон в 2008 году стали работать в одной команде. Подопечные обоих преподавателей изучали одни и те же тексты, плюс к этому дети из Норт-Хейвена посещали курс лекций в Бодуин под названием «Образование и социальная справедливость».

«Это по-настоящему важное сотрудничество, потому что оно помогает снять ореол недоступности с такого почтенного учебного заведения, как Бодуин, – говорит Итон. – Дети заходят в аудиторию и говорят себе: «Ого, я могу учиться здесь, у меня хватает знаний».

«Вылазки» с острова выводят школу за рамки классной комнаты. Ученики побывали в Европе, чтобы проверить знание иностранных языков и больше узнать о Холокосте. Группа детей съездила с гастролями в Нью-Йорк, представив на суд тамошней публики созданный силами учеников и местных активистов мюзикл «Острова».

Каждый год, осенью, старшеклассники отправляются в экспедицию. В прошлом году это было путешествие на каноэ по реке Пенобскот. Ученики своими глазами увидели пейзажи, описанные в сочинениях Генри Дэвида Торо, изучили историю коренного населения Америки, проанализировали исторические, природные и социальные изменения, произошедшие за 300 лет…

Самая замечательная вещь в Норт-Хейвене – то, что работа учеников оставляет след в реальной жизни.

Для ежедневных перевозок школа использует построенный детьми электромобиль.

Учащиеся сами планируют каждый этап своих экспедиций – от закупки и упаковки снаряжения до разработки маршрутов при помощи GPS-устройств.

Открытия, сделанные в экспедициях, во время работы над проектами и даже в ходе личных поездок в интересные места, они представляют всем жителям острова в виде слайдов или видеофильмов, которые сами же снимают и редактируют. «Уже одно это требует определенных навыков, – считает Кейт Итон. – Но, кроме того, презентации помогают выработать характер и приобрести уверенность в себе, ведь приходится выступать перед большой аудиторией».

Многие из этих презентаций сыграли свою роль в развитии школы. Когда Норт-Хейвенская школа не смогла получить от штата средства на строительство нового здания из-за недостаточного количества учеников, руководство с помощью детей сумело собрать пожертвования на сумму более $6 млн (в основном от дачников, живущих на острове летом), а власти города выделили еще $1,9 млн в виде налоговых льгот.

Ученики приняли самое непосредственное участие в разработке дизайна будущего здания. «На уроках математики мы изготовили модели домов из картона и изучили основные принципы освещения», – рассказывает один из них. Дети изучали масштаб и пропорции, сравнивали модели с планом строительства, а в середине зимы выставили их на улицу на несколько дней. Результаты эксперимента привели в ужас: за исключением нескольких полуденных часов вся передняя часть «школы» была покрыта тенью.

В результате они пришли к выводу, что здание лучше развернуть. Школьники и педагоги встретились с архитекторами из Портленда и добились переделки проекта.

Надо заметить, что не все в Норт-Хейвене сразу приняли идею строительства нового здания, а также необычный подход школы к обучению. Десять лет назад ряд жителей острова выступил с протестом, который привлек внимание всей Америки. Это, по словам директора Барни Хэллоуэлла, заставило его «уважать точку зрения людей на то, что школа должна хоть немного напоминать обычную школу». Но, в итоге, большая часть населения сплотилась вокруг ОУ. «Школа – сердце Норт-Хейвена, – считает Хэллоуэлл. – Причем не только в образовательном, но и в культурном и развлекательном плане».

Ученики Норт-Хейвенской школы получают боевую закалку и при помощи использующейся в школе строгой системы оценки знаний. Каждый год общественность острова приглашается на Ярмарку знаний, где любой ученик представляет свой проект, который должны оценить три учителя. Старшеклассники к тому же представляют школьному совету портфолио, куда входят формальные оценки по каждому предмету и сведения о достижениях в области рисования, музыки, спорта и летней деятельности.

Академические результаты еще больше укрепляют поддержку жителей. Хотя школа отказывается учить детей для тестов, в последние несколько лет она занимает высокие места по успеваемости среди школ Мэна, а ее ученики стабильно показывают хорошие результаты в стандартном тесте SAT. 80 процентов выпускников продолжают образование.

Но независимо от дальнейшего пути, обучение в Норт-Хейвенской школе становится для ребят хорошим стартом в жизни. Одни поступают в престижные частные колледжи или отправляются на учебу в крупные университеты. Другие сразу после школы записываются в армию или идут учиться, скажем, на косметологов. Замечательное свойство этой школы заключается в том, что она ценит и поддерживает каждого из учеников и их выбор с равным энтузиазмом.

По материалам журнала Edutopia подготовила 
Рейтинг@Mail.ru