Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2009

Информатизация

«Учителя были потрясены!»

Школа меняется, и этого не остановить. Да и нужно ли… К примеру, в ведении электронных дневников учащихся (ЭДУ) школьная администрация и учителя пока находят исключительно положительные стороны (трудности если и встречаются, то лишь в организационных моментах). Случаями из практики делились на одном из круглых столов, прошедшем в г. Санкт-Петербурге.

Максим Пратусевич, замдиректора физико-математического лицея № 239:

– Идея об электронном дневнике приходила в голову и раньше, поэтому я изучал, что есть на рынке. Выбор мы остановили на той компании, которая устроила нас своим предложением в наибольшей степени.

Во-первых, никакое лишнее программное обеспечение на компьютеры не устанавливается. Во-вторых, это интернет-решение, находящееся не на сервере школы, а на удаленном, доступном 24 часа в сутки (все-таки вероятность того, что со школьными сервером может что-то произойти, существенно выше). И в-третьих, разработчики претворяют в жизнь наши пожелания.

Об ЭДУ я могу рассказывать с двух позиций: как классный руководитель и администратор.

Фото А.Стапанова

Так исторически повелось, что в нашем ОУ нет традиционных, бумажных дневников. Основной проблемой было наладить коммуникацию между семьей и школой. Это иллюстрирует фраза Виктора Федоровича Шаталова: «Семья и школа соседствуют только на обложке одноименного журнала, а так между ними бегает маленький дезинформатор». Перед нами такая проблема стояла в полный рост.

Старались с ней бороться – делали ежемесячные выписки оценок. Но сколько по алгебре двоек за месяц можно получить при учете, что ее по 9 часов в неделю! Родители хватаются за голову: «Караул!». Новое же решение позволяет мне и информировать семью чаще, и отслеживать, насколько взрослые осведомлены, так как вижу, когда они последний раз заходили в систему.

А недавно, организовывая родительское собрание, сделал рассылку сообщения целому классу одной кнопкой – все пришли.

Также требовал решения еще один вопрос. Приходит ребенок домой и говорит о двойке. «Ну как же так?» – спрашивают его. «Да ерунда, – отвечает чадо. – У всех в классе то же самое». Но, заглянув в электронный дневник, где указан средний балл ребенка, видно, что он составляет 2,2, а у класса – 3,67. То есть мы не раскрываем персональную информацию (что бывает, когда родитель заглядывает в обычный журнал и заодно смотрит оценки других детей), однако показываем, на каком месте по классу человек находится по всем предметам.

Что касается моих ощущений как администратора, то у меня появилось хорошее средство анализа, сразу видны все оценки. Уходят в прошлое бесконечные совещания: а кто у нас получил двойки; почему; сколько их… От разработчиков также хотелось бы получить и автоматический анализ посещаемости. Допустим, ученик не был на шести уроках подряд – включается флажок, сигнализирующий: «Обратите внимание!».

СПРАВКА

Администрация школы благодаря ЭДУ получает современную информационную систему, которая позволяет:

  • формировать расписание занятий;

  • контролировать исполнение учебного плана;

  • отслеживать посещаемость и дисциплину;

  • формировать статистическую отчетность по каждому учащемуся, классу, параллели;

  • формировать консолидирующую отчетность по образовательному учреждению в целом для предоставления в вышестоящие структуры.

Система ЭДУ автоматизирует информационные потоки между образовательными учреждениями и контролирующими образование органами. Это избавляет педагогов от рутинной административной работы и освобождает время непосредственно для обучения детей.

Ирина Ковалевская, замдиректора гимназии № 209:

– Родители хотят получить инструмент своевременного контроля успеваемости, чтобы дети исправляли оценки по горячим следам.

Когда 10-го ноября начал «работать» наш дневник, и мы с классным руководителем ввели все оценки за триместр, полученные детьми до ноября (с указанием, за что проставлена каждая из них), то уже 13-го числа ученики стали приходить сдавать долги за 4-е сентября. Учителя были потрясены!

В школьном опросе по поводу электронного дневника мне показались интересными отдельные мнения. Некоторые ребята говорят о постоянном напряжении, в котором находятся оттого, что родители в курсе всего. Для нас это сигнал – следует работать и с родителями: нам нужно, чтобы они не ругали детей, а могли разобраться в причинах проблемы и оказать помощь.

Если у родителей нет Интернета, оценки я распечатываю сама и прикалываю к странице бумажного дневника (правда, уже без пометки, по какой теме они заработаны). И никто не отменяет родительских собраний, встреч с учителями. Мы каждые три месяца проводим День открытых дверей.

Учителя подключаются постепенно, мы не навязчивы, просто предлагаем: «Хотите попробовать?». Общаясь друг с другом, думаю, в дальнейшем все педагоги на это перейдут. Как известно, у всех у нас есть «талмуд», куда мы выписываем оценку после проверки работы. А как удобно его не заполнять, а сразу выставлять полученное в электронный дневник. Переписал ребенок работу – тут же вносите поправку. Да и родители увидят исправленный результат.

Если сейчас электронный дневник – это что-то новое, то завтра-послезавтра без этого уже будет не обойтись. Я говорю как мама, учитель, классный руководитель и администратор. Не вижу изъянов, и родители тоже не смогли, отвечая на мою просьбу, сформулировать минусы.

Татьяна Искренко, руководитель отдела лицензирования и аккредитации Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга:

– Анализ уже установленных во многих районах города электронных дневников и журналов позволил сделать нам однозначный вывод: решение об установке принимает сама школа. Причем не только директор, а весь педколлектив, родители и, может быть, органы ученического самоуправления.

Существует несколько моментов. К примеру, если говорить о городе в целом, педагогические коллективы у нас «возрастные», и проблема учителя–пользователя ПК имеется. И это несмотря на то, что в соответствии с планом информатизации мы уже обучили значительное количество учителей.

Другой момент – дети. Они говорят, как тяжело все время быть «под колпаком».

Образовательные учреждения в разной степени оснащены компьютерной техникой – обновление идет не с мгновенной скоростью: за предыдущие три года – только на 50%.

И таких проблем – великое множество. Поэтому если школа считает, что эта идея нужна, то это дело школы, и она претворяет его в жизнь.

Рейтинг@Mail.ru