Моряки, спасатели, дипломаты…
Кадетские школы и школы-интернаты
начали появляться в Москве с 1997 г. С 2001–2005 гг.
реализовывалась городская программа развития
этих учебных заведений в столице. Ее целью стало
создание кадетских образовательных учреждений в
системе образования Москвы при сохранении
общеобразовательных учебных дисциплин.
Кроме того, была создана уникальная
система допобразования, приспособленная только
к этим ОУ, позволяющая выпускникам получить
высшее профессиональное образование в будущем.
Все кадетские школы имеют свои
особенности. В столице есть кадетский корпус
только для девочек – Московский пансион
государственных воспитанниц. Существует Казачий
кадетский корпус, где профилирует
этнокультурный компонент. Работают два
учреждения морской направленности (некоторые их
выпускники уже сейчас являются штурманами
военно-морского и гражданского флотов).
Один из кадетских корпусов курирует
Главное управление МЧС по Москве. В нем
ребята-выпускники получают удостоверение
спасателя 3-го класса и могут привлекаться к
определенным видам работ.
1-го сентября в Москве планируется
открытие еще трех кадетских учреждений. В Южном
округе одним из подразделений московского
кадетского музыкального корпуса станет
отделение, куда будут приниматься только
девочки. Западное окружное управление
образования готовится к открытию кадетского
корпуса дипломатической направленности. На
юго-западе города откроет свои двери третий
кадетский корпус с морской подготовкой.
Но сегодня мы в гостях у музыкантов…
За чей счет этот банкет?
Первое впечатление меня не подвело,
а подкрепилось уверенностью в том, что в кадетской
школе № 1770 к делу воспитания подходят
обстоятельно, с самоотдачей. Здесь есть все и для
успешной учебы, и для отдыха: тщательно
продуманное оформление учебных классов, каждый
из которых оснащен по последнему слову техники;
уютные интерьеры рекреаций с картинами, диванами
и фонтанами; а также сногсшибательные опции
вроде компьютеризированного тира, крытого
стадиона, трансформирующегося практически под
любой вид спорта. Что уж говорить про
интерактивное расписание, медиатеку, школьный
музей...
Конечно, волей-неволей возникает
меркантильный вопрос: кто же финансирует все это
великолепие? «Корпус построен только на средства
инвесторов. Мы с родителей ничего не собираем, –
уверяет Сергей Архипкин, начальник отдела
кадетского образования Департамента
образования г. Москвы. – Правда, в округе
существует благотворительный фонд. Желающие
оказывают материальную помощь, но это их личное
дело».
Музыкальный кадетский корпус – один
из ярких примеров конгломерата столичных и
федеральных властей, общественных и
государственных организаций. Все они очень
серьезно помогают не только в
материально-техническом, кадровом обеспечении,
но и в медицинском, психологическом
сопровождении воспитанников. Например,
Департамент здравоохранения оказывает
содействие при медицинском осмотре, отборе и
сопровождении кадетов. Центры психологической
направленности помогают в поддержании
устойчивого отношения ребят к подобному виду
образования.
Директор М.Ю. Горемыкин: «Мы
старались создать интересный кадетский корпус,
чтобы он способствовал развитию эстетической
культуры детей, умению понимать и ценить красоту
вокруг себя»
Заслуженные артисты, заслуженные
учителя
Кадетская школа открылась в 2003 году. В
ней переплелось базовое, музыкальное и
дополнительное образование в рамках
индивидуального учебного плана для каждого
учащегося. Сегодня в корпусе обучаются 370
мальчишек с 5-го по 11-й классы, а с 1 сентября этого
года откроется отделение для девочек.
Учебный год здесь разделен на
триместры. Между ними проводятся Дни здоровья.
Три раза в год, примерно за месяц до окончания
триместра, папы и мамы могут подойти к каждому
учителю и побеседовать об успехах своего
ребенка. В конце учебного года проходит общее
итоговое родительское собрание, где
анализируются различные проблемы и вместе с
педагогами определяются пути их решения.
Учебный день у кадетов начинается с
утреннего построения в 8.45. Проверяется наличие
воспитанников, назначаются дежурные по классам,
доводится необходимая информация. При
отсутствии ребенка в школе офицер-воспитатель в
срочном порядке связывается с родителями, что
позволяет оперативно решать вопросы с питанием,
предотвращать прогулы. Занятия начинаются в 9
утра и заканчиваются в 18.40. После обеда ребята
выходят прогуляться.
Экспозиция музея посвящена истории
кадетства: с момента зарождения идеи первых
кадетских корпусов до их расформирования в 1919
году и последующего возрождения
Домашние задания выполняются в стенах
школы. В учебном плане заложены часы
самоподготовки, когда кадеты занимаются под
руководством офицеров-воспитателей. Таким
образом культивируются самостоятельность,
самоконтроль, развивается умение рационально
использовать время. Если ребенок не понял тему,
отстал по болезни, у него есть возможность
получить консультацию у дежурного
учителя-предметника.
В конце каждой учебной недели старшим
воспитателем подводятся итоги учебы и
оценивается дисциплина. А промежуточная
аттестация учащихся проходит в форме
тестирования, творческих отчетов, проектных
работ.
Каждый класс курирует старший
воспитатель в течение всего учебного дня – с
утра и до вечера. Это офицеры запаса, имеющие
многолетний опыт работы с личным составом.
Каждый из них прошел обучение на курсах
повышения квалификации по проблемам воспитания
в кадетских образовательных учреждениях.
В корпусе работают шесть заслуженных
артистов России, заслуженные учителя Российской
Федерации. Четыре человека являются аспирантами
и соискателями ученой степени. Шестеро имеют
ученые степени кандидатов и докторов наук. Здесь
трудятся победители окружных конкурсов,
финалисты Всероссийского конкурса «Учитель
года». Из 175-ти сотрудников 105 – молодые
специалисты.
Заведующая библиотекой М.В.
Кривошеева: «Наши дети никогда не ходят с
портфелями, набитыми учебниками. Мы выдаем один
комплект на дом, второй, школьный, лежит у ребенка
в шкафчике и еще в каждом учебном кабинете – на
класс»
Преподаватели корпуса окончили курсы
повышения квалификации по интерактивным
технологиям, включающим практический тренинг по
работе с оборудованием и специальным
программным обеспечением. Ими разработаны уроки
по экономике, информатике, физике. Учителя могут
провести занятия и в компьютерном классе, а также
есть возможность использовать SMART-доски в
общеобразовательных кабинетах.
КСТАТИ…
Как правило, заслышав о кадетах, люди
непосвященные сравнивают их с суворовцами или
нахимовцами. Но это не совсем так. Суворовские и
нахимовские училища готовят своих воспитанников
к поступлению в военные вузы. Кадетские школы
такой цели перед собой не ставят. Прежде всего
они дают общее среднее полное образование и
профессиональную ориентацию за счет
дополнительного образования.
Схожесть с суворовскими и нахимовскими
училищами, помимо военной формы, заключается,
пожалуй, в том, что к работе в кадетские
образовательные учреждения привлекаются
офицеры запаса (200 из 800 сотрудников 19-ти
московских кадетских ОУ). Они призваны
обеспечить безупречную дисциплину и воспитать в
юношах чувство ответственности.
Педагоги кадетских учреждений не должны
забывать о том, что работают с воспитанниками,
возраст которых от десяти до семнадцати лет. То
есть это дети, находящиеся в начале становления. |
А скучать-то нам когда?
Значительное внимание в корпусе
уделяется коллективным творческим делам –
таким, как постановка спектаклей, участие в
проектной деятельности, организация концертов к
праздничным датам. Благодаря этим мероприятиям
ребята постигают искусство общения, становятся
ответственнее.
Ежегодно воспитанники корпуса
выезжают в летний и зимний оборонно-спортивный
лагерь. А поступившие в 5-й класс будущие кадеты
на месяц отправляются в установочный
спортивно-оздоровительный лагерь в Подмосковье.
Здесь дети не только укрепляют и восстанавливают
здоровье, развивают лидерские, организаторские и
творческие качества, но и знакомятся друг с
другом.
Работать с мальчиками непросто.
Но тот факт, что это не просто мальчишки, а
мальчишки в форме, заставляет педагогов более
тщательно подходить к решению очень многих
вопросов
В «среднем» оркестре заняты
ребята 6–7-х классов, в «старшем» – с 8-го по 10-й.
Одиннадцатиклассники в выступлениях уже не
участвуют – им нужно готовиться к выпускным
экзаменам
«Ребенку нужна интересная, отвечающая
его потребностям и особенностям деятельность –
учебная, игровая, трудовая, творческая», –
утверждает директор кадетского корпуса Михаил
Горемыкин.
Музыкально-эстетическому образованию
в кадетской школе – повышенное внимание. Духовой
оркестр, сольфеджио, музыкальная литература, хор,
занятия на музыкальном инструменте… Кадеты
знакомятся с основами нотной грамоты, правилами
построения гармонии, жизнью и творчеством
композиторов. У ребят есть возможность на
музыкальных занятиях использовать компьютерные
технологии (например, писать ноты посредством
современных программ).
За период обучения воспитанники
овладевают игрой на двух музыкальных
инструментах – духовом и фортепьяно. Ученики,
которые в десять лет поступают в кадетскую школу,
проходят прослушивание, но ни на чем не играют.
Обучение начинается с нуля. Обычно инструменты
выбираются самостоятельно, однако педагоги
все-таки дают свои рекомендации относительно
этих предпочтений, так как у духовиков есть своя
специфика, касающаяся строения зубов, губ,
прикуса…
В основном оркестре играют только
лучшие кадеты. Это определенный стимул. Если
ребенок плохо учится, он туда не попадает и,
соответственно, никуда не выезжает. А
гастрольной деятельностью кадетский
музыкальный корпус явно не обделен.
На сегодняшний день творческие
коллективы кадетской школы очень востребованы.
Ежегодно воспитанники являются участниками
Международного фестиваля стран СНГ и Балтии
«Москва встречает друзей», Российского
фестиваля «Адрес детства – Россия». Оркестр
корпуса выступал в культурных программах
открытия Дней России на Всемирной выставке в
Японии, представлял страну на фестивале
военно-духовых оркестров во Франции, фестивале
духовых оркестров в Италии, Международном
шоу-параде духовой музыки в Гонконге, в котором
Россия принимала участие впервые.
«Музыка – это интеллект, развитие,
кругозор ребенка. Она еще никогда никому не
вредила», – твердо убежден Михаил Юрьевич.
|