Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2009

Книжная полка

Рецензии

Ямбург Е.А. Педагогический декамерон.

М.: Дрофа, 2008

«Бороться и искать,  найти и не сдаваться».  …И в человеческом,  и в педагогическом плане это единственно возможная, трезвая и мужественная позиция.

По замыслу автора, книга предназначена широкому кругу читателей, а это значит, что среди них, наверняка, найдутся те, кто знаком с притчами Н.Пезешкяна. Этот немецкий психотерапевт известен тем, что собирал восточные назидательные истории. В частности, один такой сборник «Торговец и попугай» неоднократно издавался у нас. Притчи оказывают психотерапевтический эффект, причем не только на неискушенного читателя.

Данное издание построено по такому же принципу: в нем собраны школьные истории, написанные увлекательно, с должной долей иронии и здорового оптимизма. Они позволяют обрести веру в собственные педагогические силы – оказывается, какой бы сложной ни была ситуация, выход из нее обязательно найдется, другое дело, что не всегда тривиальный.

Кроме того, описанные случаи из школьной (и не только) жизни имеют частное, конкретное значение, так как вполне могут стать ориентиром при решении похожих проблем. Например, автор делится собственным опытом действенного отношения к детской лжи – явлению, увы, широко распространенному.

Е.А. Ямбурга представлять нет необходимости: созданная им более 30-ти лет назад модель адаптивной школы успешно прошла испытание временем, бесспорным доказательством чего выступает готовность родителей – бывших учеников – привести в родное образовательное учреждение своих детей.

А заглавие сборника автор объясняет сам. В школьную библиотеку как-то пришел восьмиклассник и попросил книгу, название которой точно не помнил: то ли «Камасутра», то ли «Декамерон». Не лишенный чувства юмора директор решил, что коллекция собранных им педагогических рассказов в чем-то созвучна упомянутым продвинутым школьником произведениям.

Классический «Декамерон» Дж.Боккаччо состоит из ста новелл, объединенных одной идеей о нравственной силе любви во всех ее формах. В «Педагогическом декамероне» их поменьше, но, правда, в некоторых описаны не одна, а несколько школьных ситуаций. Если попытаться найти то общее, что объединяет оказавшиеся под одной обложкой истории, то это скорее будет не их содержание, хотя все они так или иначе отражают перипетии школьной жизни, а настрой автора на искренний и доверительный разговор о воспитании.

Высокопарные лозунги о священной миссии учителя или необходимости формирования гражданской позиции у подрастающего поколения рискуют остаться лишь красивыми призывами, если не найдут подкрепления конкретными, пусть и очень скромными поступками воспитателей – педагогов и родителей. Именно поэтому автор рассказывает о том, как он поддерживает начинающего учителя, не осознающего ответственности за свои действия и тем более произнесенные слова; как реагирует на сложности окружающей жизни: чем сложнее обстоятельства, тем больше должно быть праздников.

В каждом вузе, как правило, есть курс «Введение в профессию». Если говорить про педагогические специальности, то было бы неплохо, чтобы будущие педагоги – вчерашние школьники, нередко критически относящиеся к собственной школе, – познакомились с книгой Е.А. Ямбурга и увидели, каким интересным и содержательным может быть труд учителя.

Педагогика для автора – не профессия, а призвание, а потому не только он служит школе, но и она выступает средством обретения надежных опор в поисках смысла пребывания в этом мире.

Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам. Антология классических и неклассических текстов о педагогике.

М.: Первое сентября, 2008

… что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.

Марина Цветаева

Слова «Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания» сказаны не педагогом-классиком и не психологом, не историком образования и не учителем, за плечами которого десятки лет напряженного труда в школе. Они принадлежат английскому писателю ХIХ–ХХ вв. Гилберту Киту Честертону. И это неслучайно, так как данное издание особое: в антологию вошли фрагменты работ (книг, лекций, дневников, писем) сорока двух авторов, среди которых писатели, педагоги, психологи, философы, в том числе и упомянутый выше Честертон.

Общим для всех отобранных фрагментов явилось их содержание, внимание к проблемам целей и ценностей образования в широком смысле, как сказано в вводной статье, «их созвучность друг другу, …уход от того, что в этих текстах обусловлено эпохой». Нет смысла перечислять всех, кому адресована антология: с одной стороны, тем, кто занят воспитанием детей, т.е. родителям и педагогам, а с другой – специалистам смежных с педагогикой областей знания.

К подобным книгам, как правило, читатель обращается в моменты душевного разлада в поисках опоры или выхода из трудной жизненной ситуации – а они, согласитесь, не редкость и для педагога-предметника, и для классного руководителя, и уж тем более для директора школы. Удивительная особенность издания состоит в том, что, на какой бы странице вы его ни открыли, обязательно натолкнетесь на слова, близкие вашему состоянию и настраивающие на оптимистический лад.

В первой части отразились размышления о том, что такое личность, в чем состоит ее свобода, чем отличается нравственность от духовности. Ценными являются не столько предлагаемые авторами ответы, сколько остро поставленные вопросы, невольно вынуждающие читателя отказаться от поиска компромиссных решений нравственных проблем. В.Франкл называет поиск смысла жизни основной мотивацией человеческого существования, подчеркивая при этом, что поиск смысла может вызвать внутреннюю напряженность, но именно она и является предпосылкой душевного здоровья.

Вторая часть целиком посвящена вопросам содержания воспитания. Вл.Одоевский говорит о том, что, прежде чем заниматься учеником, необходимо научить учителя, и в качестве средств развития «духовного снаряда в человеке» называет всего три пути воздействия на ребенка: разумное убеждение, нравственное влияние и эстетическая гармонизация. Он призывает избегать наказания, которое лишь прибавляет новый порок – лицемерие.

Мысли о роли школьного обучения в становлении личности составляют содержание третьей части, название которой имеет двоякий смысл, – «Что такое человеческая школа». Этот раздел, пожалуй, самый близкий с точки зрения обсуждаемых проблем для учителей, практических психологов образования, администрации школы.

И, наконец, в последней части собраны как обращения к молодому поколению, носящие характер пожеланий и наставлений (знаменитые «Письма к сыну» Честерфилда), так и высказывания «детей» о том влиянии, которое оказали на них родители («Письмо к отцу» Ф.Кафки).

В заключение хочется отметить, что с чем-то в книге легко согласиться как с очевидной истиной, некоторые мысли заставляют задуматься, а иные, на первый взгляд, и вовсе кажутся абсурдными – по-видимому, так и было задумано ее создателями.

Рейтинг@Mail.ru