Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2009

Наука управлять

Чтобы не «желтел» поурочный план...

Неоспоримо, что уровень подготовки педагогов должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без самообразования. Это – потребность творческого и добросовестного человека любой специальности, тем более с такой повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой обладет профессия учителя.

Учитель живет, пока учится.

К.Д. Ушинский

Понятие «самообразование» педагогический словарь определяет так: «Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже становятся иными представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического вуза. Она определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга деятельности – своей и коллег.

Однако как бы ни были высоки способности к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют преподаватели, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и т.д., у педагога возникает необходимость поиска и анализа новых сведений.

  • Желание творчества. Учитель – профессия креативная. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же «пожелтевшему» поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Невольно появляется желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

  • Стремительный рост современной науки. В особенности, психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

  • Изменения, происходящие в жизни общества. Они в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и очень часто создают образ учителя как «несовременного» человека.

  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному педагогу-предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

  • Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» быть обидно.

  • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки и, может быть, даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

  • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелись сам!». Может ли человек, который ежедневно учит, не самосовершенствоваться постоянно? Имеет ли он тогда основания преподавать?

План изучения личного творческого плана педагога

1. Оправдал ли себя план? Как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования? Как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература (педагогическая, психологическая, методическая и др.) изучалась?
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников)?
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учеными и др.).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их решению?
6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровня?
8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.

Специфика педагогической профессии такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками, психологией, педагогикой, приемами риторики, основами мониторинга; иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без определенных навыков педагог не может качественно учить и воспитывать.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует их в профессиональной деятельности для развития личности и собственной жизнедеятельности.

Каковы же эти источники получения информации и где их искать?

  • Телевидение.

  • Газеты, журналы.

  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

  • Интернет.

  • Видео-, аудиоинформация на различных носителях.

  • Платные курсы.

  • Семинары и конференции.

  • Мастер-классы.

  • Мероприятия по обмену опытом.

  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

  • Курсы повышения квалификации.

  • Путешествия.

Все они делятся на источники знаний, способствующие личностному росту и влияющие на повышение уровня профессионализма. Однако порой эти вещи происходят одновременно.

Все формы самообразования можно условно распределить на две группы: индивидуальные и групповые. В первой инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур вправе инициировать и стимулировать этот процесс. Вторая – в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педсоветах (их тематика в школе построена таким образом, чтобы у каждого педагога возникала мотивационная потребность в применении инновационных технологий для достижения более качественных результатов своего труда), в работе методических объединений;

  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать обучение и приобретаемые знания. Особое место здесь занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Процесс этот и, как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой профессионально-личностного развития, стартовой площадкой для эффективного педагогического труда и помогают значительно повысить качество образования в школе.

С самого начала учебного года все учителя нашего образовательного учреждения выбирают тему, над которой работают, и фиксируют ее в планах методического объединения. Любая из них направлена на повышение эффективности обучения предмету, реализацию воспитательной цели, выработку новых педагогических приемов и методик или создание научных работ.

Каждый педагог составляет индивидуальный план профессионального роста. Он разработан творческой группой, в которую вошли заместители директора по учебной работе и руководители предметных методических объединений.

План профессионального роста учителя содержит пункты:

  • название темы;

  • цели;

  • задачи;

  • предполагаемый результат;

  • этапы работы;

  • сроки выполнения каждого этапа;

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

  • способ демонстрации результата;

  • форма отчета.

По окончании работы над темой педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.

В индивидуальном плане отражены следующие аспекты:

– цели профессионального развития;
– варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
– разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
– получение консультаций;
– обсуждение возникших проблем с коллегами;
– взаимопосещение уроков;
– работа по апробации полученных знаний на практике;
– участие в системе школьной методической работы;
– обобщение результатов;
– передача собственного опыта коллегам и др.

Каковы же результаты? Каждая деятельность бессмысленна, если не создается некий продукт или отсутствуют какие-либо другие достижения. И в личном плане самообразования учителя обязательно есть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Итогами самообразования на некотором этапе (так как оно непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) являются:

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

  • доклады, выступления с творческим отчетом на конференциях, круглых столах;

  • разработка дидактических материалов, тестов;

  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов педагогических разработок;

  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

  • публикации в печати.

Уважаемые члены школьной администрации!

Ждем материалов и из ваших школ на тему управления образовательным учреждением. Что, на ваш вгляд, могло бы заинтересовать читателей? Обсудить тему или выслать материалы можно по электронному адресу редакции: upr@1september.ru

 

 

Рейтинг@Mail.ru