В этих условиях особое значение
приобретает стратегическое планирование. Это
одна из ведущих управленческих технологий,
которая позволяет ответить на следующие вопросы:
Какова генеральная линия развития
учреждения?
Каковы направления развития и
ожидаемые результаты по каждому из них?
Каковы основания для выделения
именно таких направлений развития?
Каким образом предполагается
достижение обозначенных результатов?
Ответы раскрываются в программе
развития школы. Но, как показывает опыт, этого
документа чаще всего недостаточно для того,
чтобы обеспечить четкое планирование
деятельности ОУ. За его рамками, как правило,
остается финансовое обеспечение реализации
намеченного. А ведь в контексте современных
экономических условий ответ на вопрос «Чем
обеспечивается каждое из заявленных в программе
развития направлений?» является тождественным
тому, насколько будет успешным развитие
образовательного учреждения.
В некоторых случаях финансовое
обеспечение деятельности ОУ и его развития
проясняется благодаря упрощенной смете
расходов. Однако такая бумага лишь отчасти
способствует решению проблемы. Поэтому в школах
стал появляться новый документ?– бизнес-план
(БП).
Его принципиальным отличием от сметы
расходов является то, что он не ограничивается
описанием количественных затрат в соответствии
с направлениями роста. Проектирование
бизнес-плана предполагает подробный
качественный и количественный многоаспектный
анализ всех финансовых потоков, которыми
располагает ОУ, а также изучение его сильных и
слабых сторон, оценку аналогичных учреждений и
предлагаемых ими услуг, план маркетинга и др.
Уже самое беглое описание показывает,
что БП, сопоставимый по своей значимости с
программой развития школы, является
сопутствующим ей документом и дает определенные
гарантии ее успешной реализации.
Рассмотрим роль бизнес-плана в
становлении образовательного учреждения, его
структуру и специфику отдельных компонентов.
Задачи бизнес-плана ОУ
В сфере производства бизнес-план
считается одним из ведущих документов, от
качества проектирования которого зависит как
успех фирмы в целом, так и отдельных ее проектов.
Поэтому при его разработке для образовательного
учреждения представляется целесообразным
опираться на общую структуру БП,
распространенную в экономике, с учетом
собственной специфики.
Итак, каковы основные задачи
бизнес-плана в успешном функционировании и
развитии ОУ? Как показывает анализ
экономических источников и педагогической
практики, составление такого документа позволит:
определить конкретное направление
деятельности ОУ, его место на рынке
образовательных услуг;
сформулировать долговременные и
краткосрочные цели развития, стратегии и тактики
их достижения;
выбрать оптимальные критерии и пути
решения поставленных задач;
добиться достижения максимальных
результатов деятельности образовательного
учреждения в сложившихся условиях;
собрать важнейшую информацию о
состоянии отрасли и рынка;
обеспечить жизнеспособность
образовательного учреждения в условиях жесткой
конкуренции;
оценить соответствие кадрового
состава и условий мотивации труда требованиям по
достижению поставленных целей;
определить состав маркетинговых
мероприятий по изучению рынка услуг,
позиционирования ОУ;
грамотно спланировать развитие
образовательного учреждения с учетом имеющихся
источников финансирования деятельности;
предусмотреть трудности и «подводные
камни», которые могут препятствовать развитию
ОУ;
принять важнейшие оперативные
стратегические и тактические и решения,
призванные определять направления действий и
добиваться максимизации ресурсов;
определить степень инновационности,
качества деятельности образовательного
учреждения;
найти новые, перспективные
направления деятельности;
расширить круг партнеров ОУ.
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем,
что именно БП позволит сформулировать
стратегическую позицию, которая поможет
учреждению занять свое место на рынке
образовательных услуг и отличаться от
конкурентов.
Специфика отдельных компонентов
бизнес-плана
Примерная структура бизнес-плана
может быть представлена следующим образом:
1. Титульный лист.
2. Резюме (введение).
3. Описание отрасли.
4. Схема финансовых потоков и стратегия
расходования средств.
5. Маркетинговый анализ и план маркетинга.
6. Производственная программа.
7. Организационная программа (организационная
структура учреждения).
8. Оценка риска.
9. Финансовый план.
10. Приложения.
Рассмотрим подробнее каждый из
выделенных разделов.
Титульный лист содержит
название документа, полное название ОУ и
временной интервал, на который рассчитан данный
бизнес-план. В большинстве случаев этот срок
совпадает с периодом действия программы
развития школы.
Резюме выполняет роль введения
к основному документу. При этом оно должно быть
адресовано специалисту и в то же время быть
понятным любому человеку. Это объясняется тем,
что БП является документом, представляющим
интерес для самого разного круга людей:
руководства из сферы образования,
представителей профессионального сообщества,
потенциальных инвесторов, родителей и т.д.
Резюме должно быть лаконичным (не
более трех страниц), ясным, изложенным
относительно простым языком. этого
разделаявляется освещение основных аспектов
бизнес-плана в форме краткого и содержательного
описания. Насколько понятным и интересным
покажется резюме потенциальному читателю,
настолько успешным или неуспешным может
оказаться предстоящее сотрудничество.
Здесь может быть представлено: краткое
описание учреждения (официальное название?–
полное и сокращенное, почтовый и юридический
адреса, учредители, номер и срок действия
лицензии и др.); стадия развития (новое ОУ или
давно сложившееся, с устоявшимися традициями;
краткие исторические вехи и ближайшие
перспективы); миссия образовательного
учреждения; конкурентные преимущества и
отличительные особенности; предлагаемые услуги;
стратегия маркетинга; менеджмент (особенности
управленческой структуры и команды);
долгосрочные цели; основные источники
финансирования; искомые денежные средства.
Таким образом, резюме отражает все
последующие компоненты бизнес-плана, оно должно
дать читателю возможность быстро понять
основную концепцию и приоритетные направления
деятельности ОУ. Поэтому составлять этот раздел
логичнее всего на заключительном этапе
написания бизнес-плана.
Описание отрасли имеет
принципиальное значение для разработки
бизнес-планов экономических компаний. Очевидно,
что успешное планирование финансовой
деятельности фирмы и ее развития в целом
невозможно без подробного и тщательного анализа
отрасли, в рамках которой разворачивается
бизнес.
Стратегическое и тактическое
планирование ОУ также должно основываться на
анализе тенденций развития современного
образования, системы образования города и
конкретного района. Подробно этот раздел, как
правило, раскрывается в аналитической части
программы. В бизнес-плане могут быть отражены
отдельные, наиболее значимые аспекты анализа.
Ряд последующих частей
разворачивается вокруг непосредственного
описания ОУ (школы, лицея, гимназии и т.д.). К ним
относятся: схема финансовых потоков и стратегия
расходования средств, а также маркетинговый
анализ деятельности учреждения. Рассмотрим все
это подробнее.
Схема финансовых потоков представляет
реальные источники финансирования, которые
будут учтены при планировании развития школы.
Очевидно, что в качестве основного из них в
государственных образовательных учреждениях
выступают бюджетные средства. Вместе с тем, в
условиях развития финансовой самостоятельности
появляются и дополнительные возможности:
ресурсы, предоставляемые попечительским
советом, депутатами городского и муниципального
советов; доходы от сдачи в аренду помещений, не
предназначенных для использования в учебных
целях и др.
Важно подчеркнуть, что при составлении
данного раздела необходимо максимально
учитывать все источники финансирования,
существующие у ОУ. Напротив, их недооценка или
переоценка может привести к существенным
ошибкам при проектировании бизнес-плана и, как
следствие, к просчетам в планировании развития
школы.
Описание стратегии расходования
средств предполагает отображение аспектов
деятельности, требующих финансирования.
Финансовое планирование ОУ не может
осуществляться в отрыве от направлений,
определенных в практической части его программы
развития. Данный раздел бизнес-плана позволяет
ответить на вопрос: что именно требует
финансирования? Схематично это можно
представить следующим образом:
Направление
развития |
Деятельность,
требующая
финансирования |
Направление 1 |
– …
– …
– … |
Направление 2 |
– …
– …
– … |
Направление 3 |
– …
– …
– … |
Маркетинговый анализ и
связанный с ним план маркетинга являются
значимой частью стратегического планирования и,
соответственно, бизнес-плана. Маркетинг (в
переводе с англ. market – рынок) позволяет
выработать наиболее эффективные пути
продвижения конкретного продукта или услуг на
рынке.
По сути, речь идет о процессе
согласования возможностей компании и запросов
потребителей. Для выработки этих путей
проводятся специальные исследования рынка,
которые охватывают следующие направления:
изучение и описание возможностей компании,
потребительского спроса, предложений
конкурентов, партнеров, установление контактов с
организациями-партнерами, а также
позиционирование и продвижение продукта. Данные
положения о маркетинге в сфере экономики в
полной мере могут быть отнесены к сфере
образования и деятельности ОУ как структуры,
заинтересованной в распространении своих услуг
на рынке образования.
Общая схема результатов подобных
исследований отражена в таблице 1. Детальное
освещение основных аспектов маркетингового
анализа позволяет дать объективную оценку места
ОУ на рынке образования. Вследствие того что
ситуация меняется очень быстро, такие
исследования целесообразно проводить ежегодно.
Таблица 1
Результаты исследований
|
Образовательное учреждение |
Учреждения-партнеры (вузы, учреждения
дополнительного образования: художественные,
спортивные, музыкальные школы и др.) |
Учреждение
1 |
Учреждение
2 |
Учреждение
3 |
Финансирование
(бюджетное/внебюджетное) |
|
|
|
|
Перечень
предлагаемых услуг, описание и их предназначение
|
|
|
|
|
Потенциальные
потребители услуг1 |
|
|
|
|
Основные
конкуренты1 |
|
|
|
|
Ценовая политика
конкурентов |
|
|
|
|
Выгоды, получаемые
потребителями услуг |
|
|
|
|
|
|
Коэффициент
занятости2 |
Оценка спроса на
услуги |
|
|
|
|
________________
1 Данные параметры
рассматриваются прежде всего в отношении самого
ОУ.
2 Он обозначает процент учащихся ОУ,
посещающих какие-либо учреждения-партнеры.
Непосредственно связанный с
представленным анализом план маркетинга кроме
обозначенных аспектов включает также описание
различных видов деятельности по рекламе и
продвижению образовательного учреждения.
Таковыми являются: расширение
взаимодействия с теми или иными общественными
организациями, публичные акции, открытые
мероприятия и др.
Средствами маркетинга выступают:
постоянно обновляемый школьный сайт; буклеты;
печатные издания, раскрывающие специфику
образовательного учреждения; публикации в СМИ и
т.д.
Кроме того, при описании данного
раздела важно показать, как взаимосвязаны все
эти виды деятельности, каким образом они
пересекаются с другими направлениями работы, а
также раскрываются во взаимодействии школы с
учреждениями-партнерами.
Один из вариантов схематичного
описания данного раздела показан в таблице 2.
На основании данных, полученных в ходе
маркетинговых исследований, разрабатывается производственная
программа. Она показывает состоятельность и
жизнеспособность компании через описание
отдельных характеристик производства.
Таблица 2
Вариант описания раздела
|
Образовательное учреждение |
Учреждения-партнеры |
Учреждение
1 |
Учреждение
2 |
Учреждение
3 |
Предлагаемая
система реализации услуг |
|
|
|
|
Реклама.
Формирование имиджа школы. Структура цены |
|
|
|
|
Дополнительные
возможности потребителям услуг |
|
|
|
|
Применительно к ОУ таковыми
могут выступать:
оценка местоположения школы, ее
близость к потребителям услуг;
целесообразность кооперации с
другими образовательными учреждениями (с какими
именно, в чем может проявляться это объединение);
методы контроля качества услуг
(система мониторинга качества образования,
применяемая в школе, а также общие
мониторинговые программы с образовательными
учреждениями-партнерами);
возможности использования
инновационных технологий и их описание;
предполагаемые издержки при
«производстве услуг», их возможная динамика.
Подчеркнем, что, как и некоторые
предыдущие разделы, производственная программа
может быть раскрыта в контексте взаимодействия
школы с партнерами по образовательной
деятельности. Такой подход дает возможность ее
комплексного описания.
В отличие от производственной
программы, раскрывающей характеристики
деятельности учреждения как такового, организационная
программа посвящена описанию человеческих
ресурсов. Называя людей сердцем каждого бизнеса,
автор бестселлера по бизнес-планированию Ронда
Абрамс подчеркивает, что сотрудники любой фирмы
являются одним из наиболее ценных ее ресурсов. В
свою очередь, от того, насколько эффективно будет
выстроена организация и управление работой
персонала, напрямую зависит не только успех
отдельных дел, но и жизнеспособность компании в
целом3.
Более того, экономистами отмечается,
что «лучше вложить деньги в фирму, обладающую
“средней” бизнес-идеей и отличным управлением и
организацией работы сотрудников, чем наоборот»4. Таким образом, опыт,
квалификация и личностные качества
управленческой команды оказывают на
долгосрочное благополучие больше влияния, чем
предлагаемые услуги.
В соответствии с этим данный раздел БП
охватывает следующие аспекты:
организационная схема управления
образовательным учреждением, его структура;
характеристика управленческой
команды (образование, опыт, достижения ключевых
сотрудников учреждения);
структура и стиль управления
(линейные полномочия, наличие «горизонтальных»
структур управления, неформальные отношения,
формы поощрения сотрудников?– их достижений и
инициативы);
характеристика кадрового
неуправленческого состава ОУ
(укомплектованность кадрами, возраст,
квалификация, срок работы в данном учреждении,
функциональные обязанности, сильные/слабые
стороны коллектива);
форма привлечения специалистов к
участию в оказании образовательных услуг
(привлечение специалистов по совместительству);
уровень и формы оплаты труда, включая
дополнительные и социальные льготы, а также
систему стимулирования труда работников
(материальные и моральные стимулы);
кадровая политика (принципы отбора
сотрудников; создание системы планирования
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки кадров; методы и
периодичность оценки качества работы персонала;
система «профессионального продвижения»,
возможность вертикальной и горизонтальной
карьеры).
Как подчеркивают экономисты,5 при составлении этого раздела
принципиальное значение имеет то, предназначен
ли он для внешнего или внутреннего пользования.
Очевидно, что в первом случае
необходимо акцентировать внимание на описании
делового опыта членов управленческой команды, на
кадровом составе образовательного учреждения,
преимуществах данного коллектива и сильных
сторонах руководства. Во втором случае на первое
место выходит описание структуры, стиля
управления, слабых мест административной
команды и коллектива в целом.
Отдельное место в бизнес-плане
занимает оценка риска работы. Данный
раздел является значимым не только для
коммерческих компаний, но и для ОУ. Согласитесь,
наивно полагать, что деятельность любой школы
обречена на успех. Напротив, в нынешних условиях
конкуренции важно четко осознавать свои
наиболее уязвимые стороны.
Вероятно, это не позволит избежать
всех возможных сбоев в работе, но поможет их
минимизировать. Специалисты подчеркивают, что
любой, принципиально новый, неожиданный или
сложный проект при грамотной оценке рисков
становится не столь пугающим и неразрешимым.
В области экономики выделяют виды
возможных потерь, которые применительно к ОУ
могут быть представлены следующим образом:
материальные (дополнительные затраты
или прямые потери оборудования, имущества и др.);
трудовые (кадры и рабочее время);
финансовые (прямой денежный ущерб:
штрафы, налоги, потери денежных средств или
ценных бумаг);
темп развития (его замедление или
регресс);
особые виды потерь (нанесение ущерба
здоровью, окружающей среде, престижу учреждения).
При этом источниками потерь могут
выступать:
политическая и социальная
нестабильность;
несовершенство управления
учреждением (менеджмента);
некомпетентность кадров;
несостоятельность партнеров;
состояние финансовой системы;
форс-мажорные обстоятельства.
Грамотной оценке рисков способствует
заполнение матрицы сильных и слабых сторон
компании, а также рыночных возможностей и угроз
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
Заполненная матрица может
быть положена в основу разработки данного
раздела БП. При этом в качестве ключевых аспектов
могут выступать следующие6:
отношение местных властей
(администрации района, муниципального совета,
районного отдела образования,
научно-методического центра);
оценка конкурентной среды и
преимущества перед конкурентами;
устойчивость спроса на
образовательные услуги, предлагаемые школой;
платежеспособность потребителей7;
возможные трудности с подбором
кадров;
общая оценка уровня риска.
После описания этих позиций, анализа
возможных рисков и выявления наиболее
существенных представляется необходимым
разработать конкретные шаги, направленные на
снижение каждого риска.
В качестве заключительного раздела
основного текста бизнес-плана выступает финансовый
план деятельности ОУ.
Эта часть раскрывает особенности
финансового обеспечения деятельности
учреждения и наиболее эффективного
использования денежных средств на основе оценки
текущей финансовой информации. В отличие от
предыдущих, данный раздел предполагает большую
работу с цифрами, чем со словами.
Финансовый план включает в себя
несколько ключевых планово-отчетных документов.
В них должны быть отражены такие позиции:
источники и использование денежных
средств;
основные направления деятельности,
требующие финансирования;
их взаимосвязь с направлениями
развития ОУ;
анализ реализации финансового плана
за год.
Применительно к государственному
учреждению все источники финансирования могут
быть разделены на бюджетные и внебюджетные
(привлеченные) средства. Подробно этот аспект был
представлен в описании схемы финансовых потоков
и стратегии расходования средств.
Раскрыть описание данного раздела
можно с помощью таблиц (таблицы 3, 4)
Финансовый план как часть БП раскрывает
стратегические аспекты финансового
планирования. Вместе с тем, его реализация
предполагает набор дополнительных документов по
конкретизации, исполнению и отчетности, которые
ведутся бухгалтерской службой ОУ. Несомненно,
успешность проектирования и осуществление этого
раздела возможны только в тесном взаимодействии
бухгалтерии и администрации школы.
Таблица 3
Финансовый план (часть 1)
Объем
затрат для организации образовательных услуг в
ОУ |
Год |
Источник финансирования (тыс. руб.) |
Бюджет |
Привлеченные средства |
Источник
1 |
Источник
2 |
Источник
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Финансовый план (часть 2)
Направление
расходования средств |
Направление
развития. Реализуемый проект программы
развития |
Планируемые
расходы (руб.) |
Источник
финансирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Очевидно, что финансовый план,
составленный на определенный период, требует
ежегодных дополнений с учетом текущих изменений
(получения грантов, появления дополнительных
источников внебюджетного финансирования).
Текущая корректировка может
осуществляться и в отношении всех остальных
разделов БП.
Приложения, составляющие
заключительный элемент документа, представляют
собой материалы, не вошедшие в основной текст.
Важно отметить, что этот раздел не является
обязательным, поэтому содержащаяся в нем
информация призвана дополнять, а не нарушать
самодостаточность бизнес-плана.
Кроме того, все материалы приложений
должны быть непосредственно связаны с
информацией документа и при этом по объему не
превышать его ключевую часть. В соответствии с
этим в данный раздел могут войти: положительные
отзывы о деятельности образовательного
учреждения; результаты маркетинговых
исследований и иные маркетинговые материалы;
резюме представителей управленческой команды;
режим рабочего времени; фотографии и др.
Таким образом, в силу своей
актуальности, содержательного наполнения и
технологичности БП может быть с успехом
использован не только в области бизнеса, но и в
сфере образования. Благодаря этому документу
становится возможным осуществлять эффективное
стратегическое планирование, управление
функционированием и развитием образовательного
учреждения.
_______________________
3 Абрамс Р. Как
составить наилучший бизнес-план для любой
отрасли и сферы деятельности.– СПб., 2008.
4 Буров В.П., Ломакин А.Л.,
Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы. Теория и
практика. – М., 2009.
5 Абрамс Р. Как
составить наилучший бизнес-план для любой
отрасли и сферы деятельности. – СПб., 2008.
Липсиц И.В. Бизнес-план– основа успеха.– М., 1993.
6 Как в некоторых
уже рассмотренных разделах, представляется
наиболее эффективным проводить оценку
предлагаемых позиций не только применительно к
образовательному учреждению, но и к его основным
партнерам по образовательной деятельности.
7 Производится только в
отношении организаций (на базе школы и вне ее),
ведущих коммерческую деятельность.
|