– У вас одна из самых известных
гимназий в Калининграде. Чем она отличается от
других?
– Наше образовательное учреждение
существует с 1975 года. В 1992 году педагогический
коллектив начал участвовать в эксперименте по
развитию творческих способностей учащихся на
уроке и во внеурочное время. Благодаря
полученным результатам в 2002 году мы перешли в
статус гимназии.
У нас сохраняются математическое,
информационное и филологическое направления,
углубленное преподавание русского и иностранных
языков. Одновременно мы обучаем детей по
индивидуальным образовательным маршрутам. Речь
идет о тех случаях, когда ученик хочет расширить
свои знания по физике, химии, биологии, географии
(они не являются в нашем учебном заведении
профильными).
В гимназии работают преподаватели
Российского государственного университета им.
Иммануила Канта по следующим направлениям:
английский и немецкий языки, литература, история.
Мы сотрудничаем и с Региональным центром
обработки информации (РЦОИ), где школьники могут
углубленно изучать информатику.
Как раз в тот момент, когда мы с вами
беседуем, преподаватели Балтийской
государственной академии проводят у нас
профориентационную подготовку
восьмиклассников, чтобы на следующий год школа
могла сформировать девятые предпрофильные
классы. Это обучение менеджменту. Аудитория не
вмещает всех желающих – ребята уже написали
заявления о зачислении на эту специальность.
– Почему вы решили выбрать форму
автономного учреждения?
– Поскольку переход школ на автономию
в Калининградской области – одно из
приоритетных направлений образовательной
политики, директора и бухгалтеры ОУ посещали
обучающие семинары. На занятиях выступали
специалисты из Москвы, рассказывая об опыте
работы АУ в Тюмени, Чувашии, Татарстане. Поэтому в
гимназии знают, что такое автономное учреждение
и как оно функционирует.
Что нас прельщает в этом статусе? Для
меня важна возможность привлекать коммерческие
организации и различные корпорации для
формирования заказа школе. Кадры у нас готовятся
не только для государства или муниципалитета, но
и для них. Поэтому такие структуры могли бы
вложить свои деньги в обучение необходимых
специалистов.
К примеру, нам закажут специальность
«менеджмент», и оплачивать ее будет не
государство, а заинтересованная корпорация. Это
еще одно преимущество АУ.
– Многие директора школ называют
своей головной болью проблему с
недобросовестными поставщиками и
предпринимателями. Как вы полагаете, статус АУ
решит эту проблему?
– Несомненно. Сегодня работы,
обходящиеся более чем в 100 тысяч рублей,
выставляются на конкурсы. На них выходит немало
предпринимателей, которые некачественно
выполняют услуги, снижая их стоимость. И я,
директор, не имея права выбора, вынуждена вести
дела с теми, кто приходит, хотя далеко не все
подрядчики относятся к поставленным задачам
ответственно. Как только школа станет АУ, она
сможет самостоятельно решать, кому доверить
ремонт.
В прошлом учебном году мне выделили на
актовый зал два с половиной миллиона, в то время
как нужно было всего полтора. Подрядчик взялся
произвести работы за 880 тысяч. Таким образом, 600
тысяч пропали, государство их просто сняло со
счета школы. А при автономии эти деньги остались
бы у нас.
Более того, в новой ситуации я смогу
провести экономную закупку товаров, заказать
линолеум, плитку и т.д. по своему усмотрению.
Причем приобрести все это по госценам и вызвать
рабочих. Я знаю предприятия, которые качественно
выполняют работу, поддерживаю с ними связь.
Именно с ними я и стану заключать договоры на
ремонт школы.
Это будет значительной экономией
денежных средств. Я выполню больший объем задач и
создам лучшие условия для детей.
– С 2009 года в Калининградской
области больше не выделяются дополнительные
коэффициенты на финансирование гимназий и
лицеев. Насколько привлекателен статус АУ в
связи с сокращением финансирования?
– Государственное финансирование
сохраняется полностью, и нет оснований
опасаться, что при переходе в АУ мы будем в чем-то
ущемлены.
До нынешнего года у нас оставалось
бесплатное образование. Родители наших 850-ти
учеников вносили по 500 рублей в год – на охрану
и ремонт школы. Мы укладывались в те средства,
которые отводило государство, учитывая, что у нас
была 15%-я гимназическая надбавка. С января ее
сняли, но, выиграв конкурс «Качество
образования», мы получили дополнительные деньги.
А с переходом в АУ я смогу более рационально
использовать те поступления, которые у нас
появляются за счет спонсоров, дополнительного
платного образования, пожертвований.
Исключительно важным мне кажется и то,
что в АУ финансирование будет идти по одной
строке. Мы сможем самостоятельно распоряжаться
деньгами в рамках выполнения задания, которое
нам предоставил учредитель. Не придется каждый
раз согласовывать с ним перераспределение
денежных средств с одной статьи бюджетной
классификации на другую.
Например, у нас остались деньги по
статье «коммунальные расходы». Очень трудно
перевести их сейчас, в частности, на заработную
плату. А в АУ мы через наблюдательный совет
сможем перенаправить эту сумму на учебные
расходы, приобретение оборудования, пополнение
библиотечного фонда.
Еще один серьезный момент. Прибыль АУ в
виде внебюджетных средств зачисляется на
расчетный счет и не изымается по окончании
календарного года. Обычно мы в гимназии успеваем
израсходовать все ресурсы. Если мне нужны 800
тысяч рублей для ремонта спортзала, а остается
только 500 тысяч, то я не смогу отремонтировать на
них большое помещение, мне придется тратить на
что-то другое. И так каждый год. А ремонт стоит!
В статусе АУ я вправе скопить
внебюджетные деньги, которые мне дают шефы или
депутаты на различных уровнях, и либо провести
капитальный ремонт, либо закупить оборудование.
Такое накопление внебюджетных средств
позволит школе использовать их более экономно.
|