Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2009

Тема номера

Все деньги останутся в гимназии

Своей точкой зрения по обсуждаемой теме делится директор гимназии № 22 г. Калининграда Неля Николаевна ШПИГЕЛЬ

У вас одна из самых известных гимназий в Калининграде. Чем она отличается от других?

– Наше образовательное учреждение существует с 1975 года. В 1992 году педагогический коллектив начал участвовать в эксперименте по развитию творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Благодаря полученным результатам в 2002 году мы перешли в статус гимназии.

У нас сохраняются математическое, информационное и филологическое направления, углубленное преподавание русского и иностранных языков. Одновременно мы обучаем детей по индивидуальным образовательным маршрутам. Речь идет о тех случаях, когда ученик хочет расширить свои знания по физике, химии, биологии, географии (они не являются в нашем учебном заведении профильными).

В гимназии работают преподаватели Российского государственного университета им. Иммануила Канта по следующим направлениям: английский и немецкий языки, литература, история. Мы сотрудничаем и с Региональным центром обработки информации (РЦОИ), где школьники могут углубленно изучать информатику.

Как раз в тот момент, когда мы с вами беседуем, преподаватели Балтийской государственной академии проводят у нас профориентационную подготовку восьмиклассников, чтобы на следующий год школа могла сформировать девятые предпрофильные классы. Это обучение менеджменту. Аудитория не вмещает всех желающих – ребята уже написали заявления о зачислении на эту специальность.

– Почему вы решили выбрать форму автономного учреждения?

– Поскольку переход школ на автономию в Калининградской области – одно из приоритетных направлений образовательной политики, директора и бухгалтеры ОУ посещали обучающие семинары. На занятиях выступали специалисты из Москвы, рассказывая об опыте работы АУ в Тюмени, Чувашии, Татарстане. Поэтому в гимназии знают, что такое автономное учреждение и как оно функционирует.

Что нас прельщает в этом статусе? Для меня важна возможность привлекать коммерческие организации и различные корпорации для формирования заказа школе. Кадры у нас готовятся не только для государства или муниципалитета, но и для них. Поэтому такие структуры могли бы вложить свои деньги в обучение необходимых специалистов.

К примеру, нам закажут специальность «менеджмент», и оплачивать ее будет не государство, а заинтересованная корпорация. Это еще одно преимущество АУ.

– Многие директора школ называют своей головной болью проблему с недобросовестными поставщиками и предпринимателями. Как вы полагаете, статус АУ решит эту проблему?

– Несомненно. Сегодня работы, обходящиеся более чем в 100 тысяч рублей, выставляются на конкурсы. На них выходит немало предпринимателей, которые некачественно выполняют услуги, снижая их стоимость. И я, директор, не имея права выбора, вынуждена вести дела с теми, кто приходит, хотя далеко не все подрядчики относятся к поставленным задачам ответственно. Как только школа станет АУ, она сможет самостоятельно решать, кому доверить ремонт.

В прошлом учебном году мне выделили на актовый зал два с половиной миллиона, в то время как нужно было всего полтора. Подрядчик взялся произвести работы за 880 тысяч. Таким образом, 600 тысяч пропали, государство их просто сняло со счета школы. А при автономии эти деньги остались бы у нас.

Более того, в новой ситуации я смогу провести экономную закупку товаров, заказать линолеум, плитку и т.д. по своему усмотрению. Причем приобрести все это по госценам и вызвать рабочих. Я знаю предприятия, которые качественно выполняют работу, поддерживаю с ними связь. Именно с ними я и стану заключать договоры на ремонт школы.

Это будет значительной экономией денежных средств. Я выполню больший объем задач и создам лучшие условия для детей.

– С 2009 года в Калининградской области больше не выделяются дополнительные коэффициенты на финансирование гимназий и лицеев. Насколько привлекателен статус АУ в связи с сокращением финансирования?

– Государственное финансирование сохраняется полностью, и нет оснований опасаться, что при переходе в АУ мы будем в чем-то ущемлены.

До нынешнего года у нас оставалось бесплатное образование. Родители наших 850-ти учеников вносили по 500 рублей в год – на охрану и ремонт школы. Мы укладывались в те средства, которые отводило государство, учитывая, что у нас была 15%-я гимназическая надбавка. С января ее сняли, но, выиграв конкурс «Качество образования», мы получили дополнительные деньги. А с переходом в АУ я смогу более рационально использовать те поступления, которые у нас появляются за счет спонсоров, дополнительного платного образования, пожертвований.

Исключительно важным мне кажется и то, что в АУ финансирование будет идти по одной строке. Мы сможем самостоятельно распоряжаться деньгами в рамках выполнения задания, которое нам предоставил учредитель. Не придется каждый раз согласовывать с ним перераспределение денежных средств с одной статьи бюджетной классификации на другую.

Например, у нас остались деньги по статье «коммунальные расходы». Очень трудно перевести их сейчас, в частности, на заработную плату. А в АУ мы через наблюдательный совет сможем перенаправить эту сумму на учебные расходы, приобретение оборудования, пополнение библиотечного фонда.

Еще один серьезный момент. Прибыль АУ в виде внебюджетных средств зачисляется на расчетный счет и не изымается по окончании календарного года. Обычно мы в гимназии успеваем израсходовать все ресурсы. Если мне нужны 800 тысяч рублей для ремонта спортзала, а остается только 500 тысяч, то я не смогу отремонтировать на них большое помещение, мне придется тратить на что-то другое. И так каждый год. А ремонт стоит!

В статусе АУ я вправе скопить внебюджетные деньги, которые мне дают шефы или депутаты на различных уровнях, и либо провести капитальный ремонт, либо закупить оборудование.

Такое накопление внебюджетных средств позволит школе использовать их более экономно.

Рейтинг@Mail.ru