В ближайшие годы в Калининградской
области собираются перевести в новый статус 380
бюджетных учреждений. Практически во всех
муниципалитетах станут автономными ДОУ, а также
ряд сильных школ и лицеев.
Кроме того, в области заканчивается этап
реструктуризации систем начального и среднего
профессионального образования: создаются
сильные многопрофильные учреждения,
объединяющие эти программы. После этого им тоже
будет предложено стать АУ.
Особенно следует отметить
организованную областными руководителями
разъяснительную кампанию и хорошо
спланированную работу по повышению квалификации
руководителей ОУ. Преобразования активно
поддержал губернатор области Георгий Боос.
Областной ИПК неоднократно проводил
соответствующие занятия для администраций
муниципалитетов, директоров и главных
бухгалтеров школ и дошкольных учреждений. Все
это позволит в 2009 г. начать успешный перевод из
бюджетных образовательных учреждений в
автономные.
Что облегчило эту реорганизацию?
Во-первых, уже сегодня в
Калининградской области на нормативно-подушевое
финансирование переведены практически все
уровни системы образования и все типы
учреждений, включая коррекционные школы.
Во-вторых, в области заканчивается
этап перехода на новую систему оплаты труда.
Подчеркнем, что в этом регионе НСОТ была
обсуждена публично.
В-третьих, в Калининградской области
на сегодняшний день функционирует одна из самых
компактных образовательных сетей: из 226-ти школ
осталось 190.
В-четвертых, составлен рейтинг всех
учреждений. Эта работа позволила определить
самые успешные школы и предоставить им
возможность самостоятельно распоряжаться
своими средствами – в надежде, что это повысит
показатели качества их работы.
приходом губернатора Г.Бооса в
Калининградской области отменены льготы для
бюджетных учреждений по тарифам на услуги связи,
коммунальные платежи. Автономные учреждения
будут оплачивать их на тех же основаниях, что и
бюджетные.
Сегодня многих учредителей на пути
перехода к АУ останавливает именно разница в
тарифах по коммунальным платежам и услугам
связи. Ведь бюджетным учреждениям обычно
предоставлялась масса льгот. С их потерей
учредителю АУ придется оплачивать коммунальные
платежи по рыночным ценам.
Однако в Калининградской области этих
льгот давно уже нет. Поэтому у многих БУ здесь
отсутствуют сомнения по поводу перехода в статус
АУ. Таким образом, автономия бюджетного
учреждения может стать реальным ресурсом для
повышения качества и развития образования.
Важно, что в виде выравнивающей субсидии
для автономных учреждений в области
предусмотрена дополнительная к нормативному
финансированию доплата, которую в рамках
межбюджетных отношений получает муниципалитет.
Она предназначается для поддержки перехода БУ в
АУ. Это делается для того, чтобы в новых
автономных учреждениях можно было сразу на 20–25%
повысить норматив финансирования на ребенка.
Такая мера предполагается на весь переходный
период – три года.
В целевой программе развития
образования Калининградской области заранее
было предусмотрено, что получить из нее средства
на усовершенствования могут не только БУ, но и АУ.
Теперь шансы уравнялись, и региональный закон
предусматривает возможность создания и
финансирования программ развития также и для
автономных учреждений.
Все эти обязательства по финансовому
обеспечению служат дополнительной гарантией
того, что АУ в Калининградской области будет
получать бюджетные деньги – не только на
текущее финансирование, не только по нормативу,
но еще и на программы развития.
|