Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2009

Тема номера

Автономия с равными шансами

В ближайшие годы в Калининградской области собираются перевести в новый статус 380 бюджетных учреждений. Практически во всех муниципалитетах станут автономными ДОУ, а также ряд сильных школ и лицеев.

Кроме того, в области заканчивается этап реструктуризации систем начального и среднего профессионального образования: создаются сильные многопрофильные учреждения, объединяющие эти программы. После этого им тоже будет предложено стать АУ.

Особенно следует отметить организованную областными руководителями разъяснительную кампанию и хорошо спланированную работу по повышению квалификации руководителей ОУ. Преобразования активно поддержал губернатор области Георгий Боос.

Областной ИПК неоднократно проводил соответствующие занятия для администраций муниципалитетов, директоров и главных бухгалтеров школ и дошкольных учреждений. Все это позволит в 2009 г. начать успешный перевод из бюджетных образовательных учреждений в автономные.

Что облегчило эту реорганизацию?

Во-первых, уже сегодня в Калининградской области на нормативно-подушевое финансирование переведены практически все уровни системы образования и все типы учреждений, включая коррекционные школы.

Во-вторых, в области заканчивается этап перехода на новую систему оплаты труда. Подчеркнем, что в этом регионе НСОТ была обсуждена публично.

В-третьих, в Калининградской области на сегодняшний день функционирует одна из самых компактных образовательных сетей: из 226-ти школ осталось 190.

В-четвертых, составлен рейтинг всех учреждений. Эта работа позволила определить самые успешные школы и предоставить им возможность самостоятельно распоряжаться своими средствами – в надежде, что это повысит показатели качества их работы.

приходом губернатора Г.Бооса в Калининградской области отменены льготы для бюджетных учреждений по тарифам на услуги связи, коммунальные платежи. Автономные учреждения будут оплачивать их на тех же основаниях, что и бюджетные.

Сегодня многих учредителей на пути перехода к АУ останавливает именно разница в тарифах по коммунальным платежам и услугам связи. Ведь бюджетным учреждениям обычно предоставлялась масса льгот. С их потерей учредителю АУ придется оплачивать коммунальные платежи по рыночным ценам.

Однако в Калининградской области этих льгот давно уже нет. Поэтому у многих БУ здесь отсутствуют сомнения по поводу перехода в статус АУ. Таким образом, автономия бюджетного учреждения может стать реальным ресурсом для повышения качества и развития образования.

Важно, что в виде выравнивающей субсидии для автономных учреждений в области предусмотрена дополнительная к нормативному финансированию доплата, которую в рамках межбюджетных отношений получает муниципалитет. Она предназначается для поддержки перехода БУ в АУ. Это делается для того, чтобы в новых автономных учреждениях можно было сразу на 20–25% повысить норматив финансирования на ребенка. Такая мера предполагается на весь переходный период – три года.

В целевой программе развития образования Калининградской области заранее было предусмотрено, что получить из нее средства на усовершенствования могут не только БУ, но и АУ. Теперь шансы уравнялись, и региональный закон предусматривает возможность создания и финансирования программ развития также и для автономных учреждений.

Все эти обязательства по финансовому обеспечению служат дополнительной гарантией того, что АУ в Калининградской области будет получать бюджетные деньги – не только на текущее финансирование, не только по нормативу, но еще и на программы развития.

Рейтинг@Mail.ru