Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2009

Тема номера

Как составить программу развития?

Основные требования к стратегическому документу

В законе «Об автономных учреждениях» прописано обязательство учредителя финансировать программы развития автономных учебных заведений: «Учредитель несет ответственность за финансовое обеспечение программ развития АУ». Таким образом, АУ и БУ получили равные возможности участвовать в программах развития муниципалитета и региона. С момента вступления в силу этого закона финансирование программы развития АУ является для муниципалитета целевым расходованием средств.

Как начинать работу над программой развития АУ?

Эксперты считают, что первая программа развития АУ может быть составлена на общем собрании педколлектива, при принятии школой решения о переходе в АУ. Когда коллектив отвечает на вопрос «зачем нам становиться АУ», он уже прогнозирует свои перспективы на несколько лет.

Таким образом создаются первые контуры программы развития автономного учреждения. На собрании определяется позиционирование ОУ, выделяются основные проблемы и возможные их решения. В набросках первой программы развития школа должна ответить на вопрос: почему ей необходимо провести те или иные мероприятия, какие эффекты они принесут и сколько будут стоить.

На какой срок должна разрабатываться программа развития?

Она должна разрабатываться ОУ самостоятельно и соответствовать приоритетам в развитии образования, выдвинутым страной, регионом и муниципалитетом. Для российского образования такие приоритеты сегодня задает программа «2020».

В некоторых регионах созданы собственные программы развития образования. Следует внимательно отнестись к целевым образовательным и инвестиционным программам в социальной сфере, которые существуют в муниципалитете.

Не обязательно составлять сразу комплексный долгосрочный документ на 5–10 лет. Первый вариант может быть краткосрочным (даже годовым), особенно если он укладывается в бюджет муниципалитета. Учредителю удобнее финансировать краткосрочные годовые программы развития, когда они вписываются в общие направления проводимой им работы.

Можно составить документ только по одному узкому направлению (например, по информатизации, по развитию новых учебных курсов, по повышению квалификации педагогов).

Образовательному учреждению следует уточнить полный список социальных программ, проводимых в муниципалитете и попробовать в них включиться. Кроме того, учебное заведение в статусе АУ вправе участвовать (и для учредителя особенно привлекательно, если оно предлагает привлеченных к программе бизнес-партнеров) в больших программах муниципалитета по ремонту школьных зданий, установлению сигнализации и т.п.

Какими могут быть направления программы развития?

В первую очередь, повышение качества образования. Под этим подразумевается развитие кадрового потенциала, поддержка индивидуальных творческих планов учителей и администраторов. Важную роль играет обучение членов управляющих советов: во многих регионах столкнулись с тем, что без него УС не может полноценно функционировать.

Другая составляющая – развитие социальной инфраструктуры школы, спортивных и культурных комплексов, школьных музеев, школьных масс-медиа – всего, что не включено в узкие рамки стандарта.

Еще одно направление – дополнительное образование. Это и соглашения АУ с социальными партнерами, и уроки в музеях, на биостанциях, и экскурсии, походы и т.п. Также актуальны вопросы безопасности школы и учащихся.

Каким языком должна быть написана программа развития?

Часто от убедительности этого документа зависит, будет ли программа профинансирована учредителем. Следует помнить, что с ней должны быть ознакомлены не только ученики и их родители, но и общественность – депутаты, представители СМИ и т.п.

Помните: бессмысленно переписывать программу развития из федеральных и региональных документов, а также у коллег из других школ. В документе должны быть четко прописаны непосредственные шаги именно вашего ОУ и ближайшие результаты.

Принят ли порядок финансирования учредителем программ развития?

На федеральном уровне такой порядок еще разрабатывается. Однако некоторые регионы уже предлагают подведомственным муниципалитетам порядок утверждения программ развития АУ. Высказывается мнение, что учредитель может финансировать эту программу на паритетных началах – совместно с самим АУ и спонсорами. Однако это является расширительной трактовкой: в законе говорится именно об обязанности учредителя финансировать программу развития АУ.

Программа развития должна быть согласована не только с учредителем АУ, но и с финансовыми органами. Для этого рекомендуется ввести в наблюдательные советы АУ представителей финансовых органов.

Учредитель, изучив программу развития АУ, должен внести в бюджет те расходы, которые гарантируют ее выполнение. Это могут быть расходы бюджета за счет аккумулирования разных источников средств. Позднее предлагается создать в муниципалитетах особые инвестиционные фонды, за счет которых могли бы финансироваться программы развития АУ.

Что делать, если программу развития не утвердили?

Тогда в течение месяца муниципалитет должен представить школе-АУ обоснованный отказ. Если он не устраивает школу, она может обратиться к заместителю главы муниципалитета по социальным вопросам. Уместно обратиться также к депутатскому корпусу. В этом спорном случае приобретает особую важность четкость содержания и формы документа.

С такой программой школа может в дальнейшем апеллировать к общественности, законодателям, социально ответственному бизнесу на своей территории. Следует напомнить, что представители учредителя, включенные в наблюдательный совет АУ, несут свою часть ответственности за то, чтобы программа развития АУ вписывалась в общий контекст и была утверждена.

Может ли служить обоснованием отказа учредителя отсутствие финансовых средств?

Не может. Программа развития АУ создается на определенную перспективу, средства на ее финансирование могут быть сформированы и заложены муниципалитетом в бюджете будущего года (или более длительного периода). Эти средства могут быть взяты учредителем из различных программ. Не имея возможностей для полного финансирования программы развития АУ, муниципалитет, тем не менее, способен организовать на своей территории партнерские отношения с бизнесом, сформировать фонд социального развития и финансировать АУ уже из него.

Как показывает практика, даже небогатым муниципалитетам под силу сформировать подобный фонд, собирая его из разных источников, а затем распределить средства на конкурсной основе между образовательными учреждениями.

Может ли АУ не иметь программы развития?

Иметь программу развития – это право, а не обязанность АУ. В ряде случаев для перевода в АУ муниципалитеты требуют у школы программу развития в пакете с другими документами. Но это требование не является принципиальным. Наличие программы развития лишь демонстрирует учредителю, что ОУ видит свою работу в перспективе и готово к осуществлению своих планов.

Однако по закону АУ может разработать программу развития в любой момент своего существования. Этот документ можно принять даже через два-три года, в то время, когда школа станет реально автономной и будет ясно осознавать, какие дальнейшие шаги ей следует предпринимать.

Рейтинг@Mail.ru