Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2009

Тема номера

В регионах боятся солкнуться с неизвестностью

Проблемы перехода бюджетных учреждений в автономные комментирует юрист ГУ-ВШЭ Александр Иванович ВАВИЛОВ

– Автономные учреждения должны иметь счет в банке и хозяйствовать сами. Но сегодня мы живем в условиях финансового кризиса. Эти обстоятельства как-то повлияли на стремление директоров перейти на новую организационно-правовую форму?

– Показательна ситуация, возникшая осенью в Татарстане, где уже начали активно переводить в АУ учреждения культуры, социального обслуживания, образования. В условиях финансового кризиса в республике возникла проблема с банками. Оказалось, что надежных нет.

На стадии разработки закона и создания рекомендаций никто не мог предвидеть подобного поворота: в законе написано, что АУ имеют расчетный счет, на который автономному учреждению и переводится субсидия (сейчас понятно, что она будет поступать раз в квартал). В период финансового кризиса директора автономных учреждений столкнулись с тем, что для полноценной работы им в первую очередь нужен надежный банк. «Мы же не можем хранить наши деньги в сейфе! – объясняют они. – Учредитель переведет нам субсидию, а банк сгорит и средства пропадут»...

В Татарстане этот вопрос пока решили так: временно, на переходный период, сохранили счет в казначействе, чтобы не подвергать риску деньги. Здесь на уровне администрации республики с ним была заключена договоренность.

На этом примере видно, почему в России при большой заинтересованности новой организационно-правовой формой директора школ не спешат подавать документы на переход в АУ. С одной стороны, у образовательного учреждения расширяются возможности самостоятельно зарабатывать, переходить на рыночную экономику, а у бюджета – возможность оплачивать напрямую саму образовательную услугу (интерес имеется и у администраций регионов и муниципалитетов: только три субъекта РФ не запланировали практических действий для перехода в АУ). С другой – все боятся неизвестности, столкновения с непредвиденным. Хотя очевидно, что в кризисных условиях учреждения должны быть заинтересованы в получении большей самостоятельности.

 

 

– Можно ли сказать, что в российских регионах инициатива по созданию АУ сегодня идет «сверху»?

– Многое зависит от вертикали власти в регионе. Если губернатор собирает совещание и говорит, что надо подумать над переходом в АУ, все муниципалитеты тут же начинают работать над решением этой задачи. При этом никто из региональных руководителей не настаивает на массовом переходе в АУ. Все предпочитают выбрать пилотные образовательные учреждения и прежде посмотреть, как это будет действовать в тех или иных условиях.

К концу прошлого года в России изменили свой статус около 900 бюджетных учреждений. С удовольствием переходят в АУ те, кто уже имеет денежные отношения с родителями, спонсорами, меценатами: это детские сады, учреждения дополнительного образования и даже детские дома. На сегодняшний день у детдомов, как правило, надежная финансовая база, много меценатов и спонсоров, и потому они хотят сами распоряжаться поступающими средствами. Но другие образовательные учреждения занимают выжидательную позицию.

Дает о себе знать и привязанность к старым патерналистским отношениям: вот наш учредитель, он всегда даст денег. Пусть суммы и небольшие, зато надежные. Пусть мы бедно живем, зато у нас есть крыша.

В этих условиях муниципалитет выбирает наиболее продвинутую школу, гимназию, учреждение дополнительного образования и предлагает ему стать автономным. Хотя по закону и требуется демократическая процедура, обсуждение и согласие коллектива ОУ, решение принимается пока все-таки «сверху».

 

 

– Часто приходится слышать, что школы хотят стать автономными, но в муниципалитете им отказывают, объясняя, что еще не разработан необходимый комплект документов на уровне местной администрации. Им говорят: у нас нет для вас методики расчета задания. Как быть в этом случае?

– В некоторых регионах ждут полного комплекта соответствующих федеральных документов, чтобы на их основе сформировать свои собственные, региональные и на местном уровне. Но дело в том, что для организации муниципального АУ необходимы лишь два документа: постановление Правительства РФ о порядке определения особо ценного имущества и форма предложения о создании АУ.

Правительство утвердило единую для всех форму, а порядок определения особо ценного имущества фактически делегировало субъектам РФ и муниципалитетам. Так что основные федеральные документы уже приняты. И это все, что нужно для регистрации АУ.

Теперь следует только изменить устав учреждения, зарегистрировать его и внести изменения в реестр юридических лиц. Внесение записи в государственный реестр уже дает АУ юридический статус. На муниципальном уровне еще может быть не принято положение о порядке разработки задания АУ, положение о порядке расчета субсидий. Но это уже проблема учредителя, который должен принять методику расчета и дать задание автономному учреждению, так как это требование закона.

Как показывает опыт, все эти документы могут быть приняты позднее. Главное, что АУ существует де-юре и получило все права, связанные с новым статусом. Субсидии в этот период могут быть временно рассчитаны на основе прежних затрат учреждения, а затем перечислены ему.

 

 

– Одно из главных опасений при переходе в АУ состоит в том, что учредитель урежет финансирование. Такие случаи уже были?

– По закону никаких сокращений финансирования быть не может. И я не знаю ни одного такого случая. Напротив, когда речь заходит о бюджетном учреждении, распорядитель бюджетных средств может практически в любой момент уменьшить ему так называемые лимиты ассигнований. Бюджетный кодекс РФ такое право предоставляет.

А вот в отношении урезания субсидии для АУ Бюджетный кодекс таких прав распорядителю (вышестоящему органу управления, его должностному лицу) не дает. Разумеется, при недостаточности средств в бюджете могут быть задержки в перечислении денег. В этом случае и бюджетные учреждения, и АУ находятся в равном положении.

Хотел бы подчеркнуть, что положение АУ, пожалуй, даже предпочтительнее: законодательством установлена обязанность заключать особое соглашение между АУ и вышестоящим органом, в котором должен быть определен порядок, а также сроки перечисления субсидий. Если в соглашении даже не прописаны штрафы за нарушение сроков перечисления субсидий, то при судебном разбирательстве суд по закону взыщет с обязанного органа процент за каждый день задержки по ставке Центробанка. Ничего подобного не предусмотрено для бюджетного учреждения.

 

– Многие опасаются, что АУ запутаются в своей хозяйственной деятельности. Иногда спрашивают: а где гарантия, что они не пойдут по миру?

– Когда говорят о гарантиях, то часто путают их с отсутствием дополнительной ответственности учредителя по долгам АУ. Но самостоятельная деятельность и право полного распоряжения всеми деньгами и должны предполагать ответственность АУ за результаты – тоже самостоятельную. Тем более, наши учреждения не занимаются рискованными финансовыми операциями, и здесь опасаться нечего. Другое дело – коммунальные долги. Но если они возникли по вине вышестоящего органа, то всегда можно взыскать возмещение по регрессивному иску. То, что учредитель не несет субсидиарной ответственности, не спасет его от уплаты возмещения.

Скажу еще об одном важном моменте. У АУ появляется право, а у учредителя обязанность финансировать программу развития ОУ. Учредитель ее утверждает и таким образом принимает на себя обязанность финансировать развитие учреждения. Для этого он может принять инвестиционную либо другую целевую программу, определить по ней параметры финансирования, предоставление субсидий на развитие, привлечь спонсоров.

В законе сформулировано: учредетель финансирует АУ в рамках программы развития. А ее разрабатывает само образовательное учреждение. При получении статуса АУ программа развития – один из важнейших документов. Школа должна сама выходить к учредителю с таким документом и после согласования и учреждения требовать его дальнейшего финансирования. И это – императив закона об АУ.

Рейтинг@Mail.ru