Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2009

Тема номера

Противопоказания: кого не стоит переводить в АУ

При разработке и обсуждении Закона «Об автономных учреждениях» педагогическая общественность сразу обратила внимание на тот факт, что далеко не всякое ОУ может успешно функционировать как автономное.

Более того, опасности и риски при неосторожном переводе в новую организационно-правовую форму были одним из главных препятствий при обсуждении закона.

Поэтому эксперты посоветовали субъектам РФ разработать среди прочих подзаконных актов документ под названием: «О перечне государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению».

В то же время мы знаем, что в Республике Татарстан статус автономного учреждения получили такие учреждения для социально незащищенных лиц, как интернаты для престарелых или коррекционные интернаты для детей.

Но! Прежде чем изменить их организационно-правовую форму, отраслевые министерства нашли для них спонсоров и меценатов, разработали и приняли особые двусторонние соглашения, гарантирующие АУ постоянный приток финансовых средств и дающие возможность самостоятельно хозяйствовать.

Будущее покажет, как будет развиваться этот опыт в Татарстане дальше. Сегодня руководители республики сообщают, что только за последний год зарплата работников этих АУ увеличилась почти вдвое.

В ряде случаев ОУ должно остаться бюджетным учреждением. Это касается, прежде всего, малокомплектных сельских школ, которые финансируются по смете и потому не могут вести никакой хозяйственной деятельности.

Должны остаться бюджетными учреждениями также школы с небольшим количеством учеников, получающие нормативно-подушевое финансирование, но не оказывающие населению платных дополнительных услуг и не имеющие спонсоров.

Чтобы оценить свои возможности для перехода в АУ, школа должна исходить из величины получаемого норматива, объема платных образовательных услуг (эксперты считают, что для существования в статусе АУ они должны занимать не менее 10% от общего объема услуг) и финансовых возможностей своего попечительского совета.

Крупные и хорошо оснащенные сельские школы (от 800 человек), возникшие в результате преобразования сети, вполне могут функционировать в статусе АУ.

НА ЗАМЕТКУ

Муниципальным руководителям не рекомендуется переводить в АУ следующие типы учреждений:

  • оказывающие услуги социально незащищенным слоям населения (коррекционные детские сады и школы, школы-интернаты и т.д.);

  • неспособные привлекать внебюджетные средства (малокомплектные дошкольные и школьные сельские учреждения, муниципальные библиотеки, сельские амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты и т.д.);

  • обслуживающие население при катастрофах, экстренных заболеваниях;

  • выполняющие работы по лицензированию, экспертизе, контролю качества и сертификации и т.д.

 

Рейтинг@Mail.ru