При разработке и обсуждении Закона «Об
автономных учреждениях» педагогическая
общественность сразу обратила внимание на тот
факт, что далеко не всякое ОУ может успешно
функционировать как автономное.
Более того, опасности и риски при
неосторожном переводе в новую
организационно-правовую форму были одним из
главных препятствий при обсуждении закона.
Поэтому эксперты посоветовали
субъектам РФ разработать среди прочих
подзаконных актов документ под названием: «О
перечне государственных (муниципальных)
учреждений, тип которых не подлежит изменению».
В то же время мы знаем, что в Республике
Татарстан статус автономного учреждения
получили такие учреждения для социально
незащищенных лиц, как интернаты для престарелых
или коррекционные интернаты для детей.
Но! Прежде чем изменить их
организационно-правовую форму, отраслевые
министерства нашли для них спонсоров и
меценатов, разработали и приняли особые
двусторонние соглашения, гарантирующие АУ
постоянный приток финансовых средств и дающие
возможность самостоятельно хозяйствовать.
Будущее покажет, как будет развиваться
этот опыт в Татарстане дальше. Сегодня
руководители республики сообщают, что только за
последний год зарплата работников этих АУ
увеличилась почти вдвое.
В ряде случаев ОУ должно остаться
бюджетным учреждением. Это касается, прежде
всего, малокомплектных сельских школ, которые
финансируются по смете и потому не могут вести
никакой хозяйственной деятельности.
Должны остаться бюджетными
учреждениями также школы с небольшим
количеством учеников, получающие
нормативно-подушевое финансирование, но не
оказывающие населению платных дополнительных
услуг и не имеющие спонсоров.
Чтобы оценить свои возможности для
перехода в АУ, школа должна исходить из величины
получаемого норматива, объема платных
образовательных услуг (эксперты считают, что
для существования в статусе АУ они должны
занимать не менее 10% от общего объема услуг) и
финансовых возможностей своего попечительского
совета.
Крупные и хорошо оснащенные сельские
школы (от 800 человек), возникшие в результате
преобразования сети, вполне могут
функционировать в статусе АУ.
НА ЗАМЕТКУ
Муниципальным руководителям не
рекомендуется переводить в АУ следующие типы
учреждений:
оказывающие услуги социально
незащищенным слоям населения (коррекционные
детские сады и школы, школы-интернаты и т.д.);
неспособные привлекать внебюджетные
средства (малокомплектные дошкольные и школьные
сельские учреждения, муниципальные библиотеки,
сельские амбулатории и фельдшерско-акушерские
пункты и т.д.);
обслуживающие население при
катастрофах, экстренных заболеваниях;
выполняющие работы по лицензированию,
экспертизе, контролю качества и сертификации и
т.д.
|
|