Пять лет тому назад, в 2004 году, в Послании
Президента России Федеральному собранию РФ
говорилось: «… Надо прежде всего провести
реструктуризацию сети бюджетных учреждений,
изменив порядок их финансирования и сам статус
значительной части таких учреждений».
За последний год около 900 ОУ (в Ижевске,
Екатеринбурге, Набережных Челнах, Новосибирске,
Тюмени и др.) сменили статус с бюджетного
учреждения (БУ) на автономное (АУ).
Субъекты РФ уже представили свои планы
до 2010 года – сколько вузов, дошкольных
учреждений, учреждений дополнительного
образования и школ они собираются перевести на
новую организационно-правовую форму (схема
1).
Заместитель начальника отдела
реструктуризации сектора социальных услуг
Департамента стратегии социально-экономических
реформ Минэкономразвития России Тамара Ершова
считает, что «менять свой статус выгодно тем
учреждениям, которые ведут самостоятельную
деятельность в больших объемах. При этом они
должны иметь существенные внебюджетные доходы
за счет спроса на платные услуги, который
в ближайшее время не сократится».
В некоторых регионах (например, в
Республике Татарстан) работа по смене
организационно-правовой формы ведется с 2007 года.
За это время автономными стали не только
учреждения культуры и социальной сферы, но и
школы: в Казани уже действует гимназия с
аббревиатурой МАОУ – муниципальное
автономное образовательное учреждение (подробности читайте здесь).
Недавно и в Перми было объявлено о том,
что новый статус обрели четыре
общеобразовательные школы и один лицей. В
течение нынешнего года организационно-правовую
форму здесь планируют сменить еще восемь детских
садов, три центра дополнительного образования
детей и семь школ.
«Переход школ в статус автономного
учреждения позволит административным командам
самостоятельно формировать штатное расписание,
появится больше возможностей в расходовании как
бюджетных средств, так и внебюджетных. Но при
расширении финансово-хозяйственной
самостоятельности у руководства ОУ расширится и
зона ответственности за принимаемые
решения», – поясняет начальник
Департамента образования администрации Перми
Людмила Гаджиева.
Она уверена, что у АУ – хорошее
будущее: «по итогам 2008 года, по поступлениям от
предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности на 66 млн руб. выросли доходы от
продажи дополнительных платных образовательных
услуг и, наоборот, на 21 млн снизились доходы от
безвозмездных поступлений. Это говорит о том, что
школы все больше и больше учатся
зарабатывать внебюджетные средства и сокращают
сборы с родителей!»
В Калининградской области разработали
содержательный пакет документов и активно
переводят в статус АУ общеобразовательные школы.
Характерно, что в новую
организационно-правовую форму переводятся не
только крупные школы Калининграда, но и ОУ
небольших городов и даже маленьких поселков (пос.
Васильково, Рыбачий, Знаменск). Среди тех, кто
становится АУ, – средняя школа поселка
Новостроево, расположенного на границе с Польшей
(о школе и ее директоре мы писали в № 4/2008).
- Кому стоит переходить в АУ, а кому
это категорически противопоказано?
- Как оформить документы для
перехода в АУ? Сколько времени это займет?
- Как узнать, может ли ваша школа,
гимназия, лицей, центр дополнительного
образования работать в статусе АУ?
Ответы на эти и многие другие вопросы
вы найдете в этом номере.
Материалы номера подготовила
обозреватель
|