Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2009

События

Путь к пониманию

Образовательные учреждения в нашей стране стали первопроходцами в решении проблемы воспитания учеников с  разными привычками, устоями и даже неодинаковым уровнем знания русского языка.

Придумать дело, которое объединило бы весь класс, помогло бы общению школьников, совместному решению ими учебных задач – цель, стоящая в последние годы перед педагогическим сообществом. Интересные проекты родились и продолжают появляться.

Как показала Межрегиональная встреча по вопросам поликультурного образования и интернационального воспитания «Интеграционная роль школы в поликультурной среде», состоявшаяся в Москве, разнообразных акций, фестивалей, конкурсов, программ на эту тему великое множество.

В мероприятии приняли участие представители педагогической общественности, национально-культурных объединений из столицы и сорока субъектов РФ, а также делегаты ООН, ЮНЕСКО.

Куратор кафедры ЮНЕСКО Ю.А. Гончаров отметил крупный интернациональный фестиваль «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». В рамках этого мероприятия организуются круглые столы, конференции, выпуск фестивальных стенгазет, сюжетно-ролевые игры для ребят и.т.д.

А благодаря международному образовательному проекту «Диалог – путь к пониманию», каждому учебному заведению предоставляется возможность презентовать свои программы по проблеме социально-культурной адаптации мигрантов и вопросу о воспитании толерантности.

Весьма привлекателен и другой международный интернет-проект «Mondialogo», проводящийся под эгидой ЮНЕСКО и компании «Daimler Chrysler». Суть его в том, что ребята разных школ одной страны объединяются со сверстниками из-за рубежа для обсуждения в течение учебного года наиболее актуальных вопросов и проблем, касающихся их жизни и мира в целом. Например, отношения внутри школы, семьи, с друзьями, глобальное потепление, экологический кризис и т.п.

Каждая школьная команда выбирает себе название. Организаторы назначают ей партнера – команду из другой страны, и дают задание – реализовать проект на выбранную тему. Участвовать могут ребята 13–18-ти лет и их учитель, выполняющий роль координатора. В определенный срок результаты работы отсылают в комиссию. Все оценивается по заранее известным критериям, и школьные команды получают сертификат «Mondialogo Certificate».

В этом проекте встречаются школьники из Мексики и Татарстана, России и Узбекистана...

О своей деятельности в области толерантности и установления взаимопонимания между представителями разных культур рассказала заведующая кафедрой межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И.  Герцена И.П. Лысакова. По ее словам, на их кафедре ведется программа по гармонизации социальной адаптации молодых мигрантов, работают курсы повышения квалификации по специальности «преподавание русского языка как иностранного», выпускаются учебные и мультимедийные пособия, проходят семинары учителей по обмену опытом, дни культуры и фестивали.

Однако это осуществляется в основном волонтерами, и потому полноценно решить проблему образования и адаптации мигрантов невозможно. В таких условиях просто необходима поддержка государства, но пока что тех денег, которое оно выделяет на финансирование всех вышеперечисленных проектов не хватает.

Представительница Чувашской республики В.Кузнецова в своем выступлении акцентировала внимание на том, что адаптация ребенка в этносоциальную среду должна происходить аккуратно и мягко. Здесь большую роль играют аспекты этнопсихологии по воспитанию чувства гордости за родные традиции.

Рейтинг@Mail.ru