В основе концепции образования лежат
такие понятия, как гуманизация, глобализация,
интеграция. В современных условиях российской
школы наиболее перспективным представляется
именно направление интеграции, ведь уже
несколько лет назад наметилась тенденция к
сокращению часов «чистых» предметных дисциплин.
Кроме того, современные условия требуют от школы
выпускников, ориентирующихся в современном
интегрированном мире.
Основными задачами образования на
нынешнем этапе его развития можно назвать
следующие:
1. Усвоение учащимися основных знаний,
умений, фактов и навыков по предметам.
2. Развитие личности ученика и его
индивидуальных способностей.
3. Воспитание.
В рамках образовательного процесса
учебно-исследовательская деятельность учащихся
позволяет существенно повышать мотивационную
среду и одновременно решать перечисленные
задачи. Выполнение исследовательской или
проектной работы невозможно без теоретического
освоения материала. К тому же любое исследование
развивает личность ученика, его коммуникативные
и презентационные качества.
Усилия педагогов направлены на
формирование необходимых компетентностей
учащихся:
– социальной (умение брать на себя
ответственность, разрешать конфликты);
– коммуникативной (владение устной и письменной
речью);
– информационной (владение ИТ);
– исследовательской;
– межкультурной (основы толерантного поведения);
– способность и желание учиться как основа для
непрерывного образования.
Чего же хотят учащиеся, получая
образование в гимназии? Большое количество
учеников (по данным социологических опросов
московских школьников, 49 процентов) не до конца
осознают это. Дети представляют себе следующие
цели получения образования:
– овладение информационной культурой;
– овладение правовой культурой;
– получение знаний;
– поступление в вуз.
Основные цели образования учащихся
имеют, как правило, утилитарный характер и
направлены «на себя», что вполне понятно.
Учебно-исследовательская деятельность
школьников – это работа, в рамках которой
осуществляется целенаправленное формирование
методологических основ познавательного
процесса в контексте частнопредметной или
межпредметной ориентаций. «Утилитарные» цели
учащихся объединяются с целями
образовательными.
В вузах от абитуриентов требуется
умение учиться и мыслить самостоятельно, владеть
навыками критического мышления. Написание
учебно-исследовательской работы, выполнение
проекта позволяет учащимся, еще находясь в школе,
овладеть этими навыками.
Основные проблемы
учащихся и педагогов
При написании учебно-исследовательских
работ или выполнении проектов и учителя, и
ученики сталкиваются с целым рядом проблем.
Причем ряд этих трудностей имеет общий характер
для взрослых и их подопечных.
Проблемы учащихся:
1. Учебные (постановка проблемы
исследования, формулирование гипотезы, цели и
задачи).
2. Практические (определение этапов работы,
подбор и анализ литературы).
3. Презентационные (защита работы).
4. Оформительские (оформление теоретической и
практической частей работы, списков литературы,
таблиц и выводов).
Проблемы учителей:
1. Научные (выделение проблемы
исследования, формулирование гипотезы).
2. Материальные (нехватка материальной базы
кабинета химии, физики и др.). Широта интересов
учащихся и педагогов при выборе тем не всегда
позволяет осуществить задуманное в рамках
школьной лаборатории, следовательно, приходится
искать партнеров в вузах и т.д.
3. Оформительские (быстро меняющиеся требования к
оформлению списков литературы; различные
требования на конференциях разного уровня к виду
работ и презентаций). |
И ученики как «практические»
люди это прекрасно видят. Сейчас существенно
«помолодел» возраст, с которого ребята
приступают к исследованиям. Они прекрасно
понимают: чем раньше научатся самостоятельно
проводить исследования, тем больший опыт у них
будет к началу обучения в институте и тем более
желанными студентами станут.
В нашей гимназии много лет плодотворно
осуществляется исследовательская работа,
которую ученики затем продолжают в вузе.
Вот некоторые темы их трудов:
«Гибридизация атомных орбиталей. Создание
информационного web-сайта», «Хроматографический
анализ белкового и липидного состава
быстрорастворимых супов различных
фирм-производителей», «Мониторинг показателей
качества воды малых рек Красносельского района
города», «Лихеноиндикация и качественный анализ
воздуха в районе гимназии № 271 и
Южно-Приморского парка».
В ОУ разработано методическое пособие
по подготовке учебно-исследовательской работы, в
котором подробно рассмотрены все основные этапы
выполнения. Затронуты вопросы, вызывающие
основные затруднения у учащихся и руководителей
исследовательского процесса, то есть
формулирование проблемы и гипотезы
исследования, постановка целей и задач,
оформление теоретической и практической частей
работы, выводов... Подробно в методическом
указании освещены правила ознакомления с
литературными источниками.
|