Для старшеклассников типично
непонимание отличия научно-исследовательской
работы от учебного реферата.
Также неоднократно убеждаюсь в том,
как малы у них «фоновые» знания. В русле темы –
линейно – представления все-таки выстроены. А
попробуйте задать вопрос по той же теме, но в
другом аспекте…
Эти издержки – явный показатель
того стремления к быстрой успешности, которую
часто провозглашают чиновники, забывая о
необходимости прежде всего давать в школе само
образование – базу, каркас, формирующий
сознание и мышление не легковесного молодого
человека, рассчитывающего на скорый успех, а
здравого работника с осознанным отношением к
будущей деятельности и своей жизни.
Исходя из этого, было решено проводить
еще одно крупное ежегодное городское
мероприятие для школьников, гимназистов и
лицеистов. И уже первое собрало более 200
школьников, что говорит о потребности в таких
встречах.
Семинар проводил коллектив педагогов
известной в Санкт-Петербурге и за его пределами
гимназии № 271 Красногвардейского района.
Директор – заслуженный учитель РФ,
председатель Совета Ассоциации гимназий города
Людмила Евгеньевна Спиридонова – давно и
прочно занимается методологией
исследовательской работы со школьниками.
Результаты налицо: сформирована общая система
«согласованного обучения»; усовершенствование
учителей осуществляется прямо в гимназии; ОУ
сотрудничает с учеными-методистами, которые
тесно общаются с педколлективом.
Именно здесь, где есть
научно-методическая система обеспечения
исследований, мы и смогли осуществить свое
намерение – провести предметную обучающую
встречу-консультацию для школьников.
После 15-минутного открытия в рамках
трех основных научных направлений школьных
исследований (гуманитарное,
естественно-математическое, иностранные языки)
школьникам на выбор предлагались следующие
секции:
– для учащихся, начинающих
исследовательскую деятельность;
– для детей, имеющих опыт исследовательской
работы.
Это было важно не только с
организационной точки зрения, но и с чисто
педагогической: каждый школьник должен был
оценить себя сам в русле познавательной
деятельности. Было интересно наблюдать за этим
процессом – он отражался на лицах ребят. Ведь
ясно, что кроме наших оценок важно движение со
стороны ученика. Но всегда ли оно осуществляется
по доброй воле? Здесь мы создали такую ситуацию, и
она для ребят оказалась позитивной,
стимулирующей.
В секциях семинара, который мы назвали
«Методология написания
учебно-исследовательской работы», с детьми
работали: Сергей Владимирович Федоров, к.п.н.,
профессор; Надежда Анатольевна Мамина, учитель
литературы гимназии № 271; Наталья Михайловна
Свирина, д.п.н., профессор, научный руководитель
Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга; Елена
Константиновна Базунова, учитель литературы
гимназии № 271; Борис Алексеевич Комаров, к.п.н.,
РГПУ им. А.И. Герцена; Мария Юрьевна
Корбатова, учитель физики гимназии № 271; Денис
Александрович Порохов, к.п.н, учитель физики
лицея № 82, методист Петроградского р-на; Вера
Олеговна Лященко, учитель химии гимназии № 271;
Елена Александровна Сурыгина, заместитель
директора гимназии № 271 по иностранным языкам;
Наталья Иннокентьевна Соломанчук, учитель
французского языка гимназии № 271.
МНЕНИЕ
– Умение грамотно формулировать свои
мысли, работать с литературой и другими
источниками необходимо практически во всех
сферах деятельности, поэтому старшеклассники с
интересом занимаются исследованиями. В процессе
написания работ они учатся ставить проблему,
высказывать собственное мнение, делать выводы и
их обосновывать. Кроме того, подростки
вырабатывают практические навыки выполнения
письменных работ.
В последнее время значительно вырос
интерес к исследованиям в области истории. Это
связанно с обновлением исторического
образования в целом, а также с попыткой
разобраться в событиях, оценка которых является
спорной. В истории на одно и тоже событие может
существовать несколько точек зрения, подчас
противоположных. Историческое исследование
требует чрезвычайного внимания, уважения к
источникам и фактам.
Повышению интереса к историческому
исследованию способствует и переход к ЕГЭ по
истории. Одно из самых сложных заданий экзамена
– написание эссе. Опыт, полученный в
исследовательской деятельности в старших
классах, помогает ответить на поставленный в
эссе вопрос, построив текст по определенному
плану и отразив все основные содержательные
моменты.
Елена Кострова,
учитель истории и обществознания
|
Уже после первой части
семинара у школьников накопилась масса вопросов
к ведущим. Но далее следовало продолжение:
заместитель директора гимназии № 271 по
информационным технологиям Ирина Александровна
Полоз раскрывала тему «Информационная поддержка
учебно-исследовательской деятельности».
На семинаре был представлен весь
рабочий процесс: как определить путь, назвать и
прокомментировать каждый этап, каковы возможные
трудности исследования, каким образом собирать
материал, не забыть о прочитанном, как сохранять
собственные соображения... Это – точка
отсчета. Далее будет идти работа с научным
руководителем, однако общий для всех ребят путь
задан.
Разумеется, не с первого раза, а
постепенно образуется петербургская школа такой
работы. Важно, что само школьное исследование
представлено старшеклассникам как
последовательный аналитический, поисковый,
эмпирический процесс, где любой шаг связан с
предшествующим и обусловливает дальнейший.
Пошаговость методик, посвященных
исследовательской работе, обеспечивает и
конечный результат, но главное – в некоторой
мере самостоятельный процесс познания. Эта мысль
должна быть принята самим будущим автором
работы, чтобы эффект сотрудничества с научным
руководителем был максимально полезным для
ученика.
Студенты, будущие педагоги, которых я
пригласила на семинар, в своих заметках писали:
«У нас в школе не было такого,
хотя, мне кажется, многих бы это заинтересовало и
помогло»;
«Очень много полезной информации
вынесла для себя. Мне скоро предстоит работать
над дипломом, и здесь я узнала, как можно это
делать. Все оказалось актуально даже для нас,
студентов старших курсов, не говоря уже о
школьниках!»;
«Процесс творческого развития
школьника, который стимулируют научный
руководитель и учитель, способствует
преемственности поколений, развитию научной
школы»;
«Очень важно, что школьникам
объяснили: результатом их исследований является
не только освоение методик, но осмысленный
анализ полученных данных, поиск и установление
причинно-следственных связей».
Этот «глас народа», еще недалеко по
возрасту ушедшего от наших старшеклассников,
свидетельствует об актуальности
исследовательской работы в школе, о проведении
таких городских семинаров-консультаций и
представляет данную методологию залогом
сохранения образования в условиях
реформирования образовательной среды.
Пожалуй, подобный способ работы с
учеником – для нас есть «нанотехнология»:
микроуровень, внедрение в сознание отдельного
школьника мысли о том, что все поддается анализу,
связано причиной и следствием, которое путем
развития интеллекта можно обнаружить всегда и во
всем. Это максимальная готовность выпускника к
самостоятельной деятельности. Данный научный
подход, затерявшийся в массовом образовании в
последние годы, – возможно, лучшее из
современного качественного гимназического
образования.
МНЕНИЕ
– Исследовательская работа учащихся во
все времена представляла собой сложную проблему,
однако не часто привлекала столь пристальное
внимание, как сегодня. Современные требования к
школьнику и требования самого школьника
ориентируют нас на достаточно высокий уровень
учебной деятельности.
Говорят, всякая работа требует в два
раза больше времени, чем кажется на первый
взгляд. Полезно предложить самому учащемуся
просчитать необходимое для исследования время,
подробно разъясняя каждый этап работы, и
составить совместно с ним календарный план.
Самые удачные из исследований, проведенных под
моим руководством, опирались на следующее
планирование:
1-й год: сентябрь–декабрь –
выбор темы, библиография, реферирование;
январь–май – исследование (сбор материала,
написание работы);
2-й год: сентябрь–декабрь –
редактирование, оформление работы;
январь–май – подготовка к защите
(автореферат, презентация и устное выступление).
Надежда Мамина,
учитель иностранной литературы
|
Именно о похожих подходах к
обучению говорилось и на других конференциях,
где мне удалось побывать.
На молодой, но уже становящейся
традиционной и ожидаемой конференции Ассоциации
нижегородских гимназий (проходящей уже второй
год на базе гимназии № 13 Нижнего Новгорода) и
на открытии, и на секционных встречах
обсуждалось, как услышать каждого ребенка и
максимально открыть для него мир познания, мир
прекрасного, мир культуры. И это были не общие
разговоры: предлагались конкретные методики.
Так, Л.В. Шамрей, д.п.н., профессор НИРО
рассуждала об образах, формирующих сознание
ребенка, и о той роли, которую они в этом сознании
играют. Идя от образа, понятного школьнику,
педагог может добиться многого в развитии
представлений, воображения и – в
результате – интеллекта ученика.
Те же мысли, правда, в новом,
неожиданном изложении звучали на открытии
ежегодного Дня словесников в Санкт-Петербурге в
Аничковом дворце.
Снова и снова мы сталкиваемся с одной и
той же проблемой: школой не формируется
культурное и ассоциативное поле подростка.
Постепенно уходя от детского восприятия,
школьники перестают слышать слово в его
семантическо-образном единстве. Следовательно,
не развивается воображение – альфа и омега
позитивной динамики интеллекта.
И дело не только в уроках литературы и
русского языка. С каждым классом это свойство
(точнее, его отсутствие) сказывается в слабом
усвоении знаний по разных предметным областям.
Слово – образ – понимание: вот тот путь, по
которому движется школьник к знаниям.
Об этом шла довольно горячая дискуссия
на одном их круглых столов на конгрессе РОПРЯЛ в
Санкт-Петербурге. Потеря смысла слова для
большинства выпускников происходит вместе с
потерей его написания, что связано с
повсеместным экзаменационным тестированием и
длительной подготовкой к нему в 10-х и 11-х классах.
По-разному относясь к нововведению, школьные и
вузовские преподаватели были едины в оценке
незнания родного языка современными
выпускниками. Потеряны большая часть
лексического запаса в молодежной среде, яыковая
норма, уменьшается читательский корпус.
Мой небольшой экскурс в несколько
масштабных встреч педагогов указывает на
возрастание роли работы над школьным
исследованием, индивидуальной деятельности с
автором-школьником, что приведет выпускника к
сформированнному индивидуализированному
мышлению.
...Едва закончив проведение школьного
семинара, мы уже переходим к подготовке
аналогичного мероприятия для учителей. Он
состоится в другой школе Санкт-Петербурга –
№ 212, – где тоже ведется исследовательская
работа. Семинар по исследовательской работе со
школьниками – ежегодный, проводится уже
несколько лет подряд. Запланирована отдельная
секция для молодых педагогов – со свежими
знаниями и, хочется верить, со свежими силами.
Статья подготовлена при поддержке веб студии «Мой мастер». Если Вы проживаете в городе Киев и хотите раскрутить свой сайт, или сделать его более респектабельным, то оптимальным решением станет обратиться в веб студию «Мой мастер». Перейдя по ссылке: «создание сайтов Киев», вы сможете, потратив много времени, заказать создание или раскрутку вашего сайта по выгодным ценам. Более подробную информацию об условиях предоставления услуг и действующих акциях вы сможете найти на сайте www.My-Master.Net.Ua.
|