Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2009

Проекты и исследования

Не гонитесь за быстрым успехом

Образованность – прежде всего

Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга, проводящая просветительскую работу среди учителей, методистов, школьников, организует ежегодную весеннюю ученическую «Конференцию победителей». Анализируя результаты прошедших «детских» конференций, оргкомитет отметил кроме достоинств и  весьма существенный недостаток: малую осведомленность многих детей о том, что такое научное исследование (даже первого, школьного уровня).

Для старшеклассников типично непонимание отличия научно-исследовательской работы от учебного реферата.

Также неоднократно убеждаюсь в том, как малы у них «фоновые» знания. В русле темы – линейно – представления все-таки выстроены. А попробуйте задать вопрос по той же теме, но в другом аспекте…

Эти издержки – явный показатель того стремления к быстрой успешности, которую часто провозглашают чиновники, забывая о необходимости прежде всего давать в школе само образование – базу, каркас, формирующий сознание и мышление не легковесного молодого человека, рассчитывающего на скорый успех, а здравого работника с осознанным отношением к будущей деятельности и своей жизни.

Исходя из этого, было решено проводить еще одно крупное ежегодное городское мероприятие для школьников, гимназистов и лицеистов. И уже первое собрало более 200 школьников, что говорит о потребности в таких встречах.

Семинар проводил коллектив педагогов известной в Санкт-Петербурге и за его пределами гимназии № 271 Красногвардейского района. Директор – заслуженный учитель РФ, председатель Совета Ассоциации гимназий города Людмила Евгеньевна Спиридонова – давно и прочно занимается методологией исследовательской работы со школьниками. Результаты налицо: сформирована общая система «согласованного обучения»; усовершенствование учителей осуществляется прямо в гимназии; ОУ сотрудничает с учеными-методистами, которые тесно общаются с педколлективом.

Именно здесь, где есть научно-методическая система обеспечения исследований, мы и смогли осуществить свое намерение – провести предметную обучающую встречу-консультацию для школьников.

После 15-минутного открытия в рамках трех основных научных направлений школьных исследований (гуманитарное, естественно-математическое, иностранные языки) школьникам на выбор предлагались следующие секции:

– для учащихся, начинающих исследовательскую деятельность;
– для детей, имеющих опыт исследовательской работы.

Это было важно не только с организационной точки зрения, но и с чисто педагогической: каждый школьник должен был оценить себя сам в русле познавательной деятельности. Было интересно наблюдать за этим процессом – он отражался на лицах ребят. Ведь ясно, что кроме наших оценок важно движение со стороны ученика. Но всегда ли оно осуществляется по доброй воле? Здесь мы создали такую ситуацию, и она для ребят оказалась позитивной, стимулирующей.

В секциях семинара, который мы назвали «Методология написания учебно-исследовательской работы», с детьми работали: Сергей Владимирович Федоров, к.п.н., профессор; Надежда Анатольевна Мамина, учитель литературы гимназии № 271; Наталья Михайловна Свирина, д.п.н., профессор, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга; Елена Константиновна Базунова, учитель литературы гимназии № 271; Борис Алексеевич Комаров, к.п.н., РГПУ им. А.И. Герцена; Мария Юрьевна Корбатова, учитель физики гимназии № 271; Денис Александрович Порохов, к.п.н, учитель физики лицея № 82, методист Петроградского р-на; Вера Олеговна Лященко, учитель химии гимназии № 271; Елена Александровна Сурыгина, заместитель директора гимназии № 271 по иностранным языкам; Наталья Иннокентьевна Соломанчук, учитель французского языка гимназии № 271.

МНЕНИЕ

– Умение грамотно формулировать свои мысли, работать с литературой и другими источниками необходимо практически во всех сферах деятельности, поэтому старшеклассники с интересом занимаются исследованиями. В процессе написания работ они учатся ставить проблему, высказывать собственное мнение, делать выводы и их обосновывать. Кроме того, подростки вырабатывают практические навыки выполнения письменных работ.

В последнее время значительно вырос интерес к исследованиям в области истории. Это связанно с обновлением исторического образования в целом, а также с попыткой разобраться в событиях, оценка которых является спорной. В истории на одно и тоже событие может существовать несколько точек зрения, подчас противоположных. Историческое исследование требует чрезвычайного внимания, уважения к источникам и фактам.

Повышению интереса к историческому исследованию способствует и переход к ЕГЭ по истории. Одно из самых сложных заданий экзамена   – написание эссе. Опыт, полученный в исследовательской деятельности в старших классах, помогает ответить на поставленный в эссе вопрос, построив текст по определенному плану и отразив все основные содержательные моменты.

Елена Кострова,
учитель истории и обществознания

Уже после первой части семинара у школьников накопилась масса вопросов к ведущим. Но далее следовало продолжение: заместитель директора гимназии № 271 по информационным технологиям Ирина Александровна Полоз раскрывала тему «Информационная поддержка учебно-исследовательской деятельности».

На семинаре был представлен весь рабочий процесс: как определить путь, назвать и прокомментировать каждый этап, каковы возможные трудности исследования, каким образом собирать материал, не забыть о прочитанном, как сохранять собственные соображения... Это – точка отсчета. Далее будет идти работа с научным руководителем, однако общий для всех ребят путь задан.

Разумеется, не с первого раза, а постепенно образуется петербургская школа такой работы. Важно, что само школьное исследование представлено старшеклассникам как последовательный аналитический, поисковый, эмпирический процесс, где любой шаг связан с предшествующим и обусловливает дальнейший. Пошаговость методик, посвященных исследовательской работе, обеспечивает и конечный результат, но главное – в некоторой мере самостоятельный процесс познания. Эта мысль должна быть принята самим будущим автором работы, чтобы эффект сотрудничества с научным руководителем был максимально полезным для ученика.

Студенты, будущие педагоги, которых я пригласила на семинар, в своих заметках писали:

«У нас в школе не было такого, хотя, мне кажется, многих бы это заинтересовало и помогло»;

«Очень много полезной информации вынесла для себя. Мне скоро предстоит работать над дипломом, и здесь я узнала, как можно это делать. Все оказалось актуально даже для нас, студентов старших курсов, не говоря уже о школьниках!»;

«Процесс творческого развития школьника, который стимулируют научный руководитель и учитель, способствует преемственности поколений, развитию научной школы»;

«Очень важно, что школьникам объяснили: результатом их исследований является не только освоение методик, но осмысленный анализ полученных данных, поиск и установление причинно-следственных связей».

Этот «глас народа», еще недалеко по возрасту ушедшего от наших старшеклассников, свидетельствует об актуальности исследовательской работы в школе, о проведении таких городских семинаров-консультаций и представляет данную методологию залогом сохранения образования в условиях реформирования образовательной среды.

Пожалуй, подобный способ работы с учеником – для нас есть «нанотехнология»: микроуровень, внедрение в сознание отдельного школьника мысли о том, что все поддается анализу, связано причиной и следствием, которое путем развития интеллекта можно обнаружить всегда и во всем. Это максимальная готовность выпускника к самостоятельной деятельности. Данный научный подход, затерявшийся в массовом образовании в последние годы, – возможно, лучшее из современного качественного гимназического образования.

МНЕНИЕ

– Исследовательская работа учащихся во все времена представляла собой сложную проблему, однако не часто привлекала столь пристальное внимание, как сегодня. Современные требования к школьнику и требования самого школьника ориентируют нас на достаточно высокий уровень учебной деятельности.

Говорят, всякая работа требует в два раза больше времени, чем кажется на первый взгляд. Полезно предложить самому учащемуся просчитать необходимое для исследования время, подробно разъясняя каждый этап работы, и составить совместно с ним календарный план. Самые удачные из исследований, проведенных под моим руководством, опирались на следующее планирование:

1-й год: сентябрь–декабрь – выбор темы, библиография, реферирование; январь–май – исследование (сбор материала, написание работы);

2-й год: сентябрь–декабрь – редактирование, оформление работы; январь–май – подготовка к защите (автореферат, презентация и устное выступление).

Надежда Мамина,
учитель иностранной литературы

Именно о похожих подходах к обучению говорилось и на других конференциях, где мне удалось побывать.

На молодой, но уже становящейся традиционной и ожидаемой конференции Ассоциации нижегородских гимназий (проходящей уже второй год на базе гимназии № 13 Нижнего Новгорода) и на открытии, и на секционных встречах обсуждалось, как услышать каждого ребенка и максимально открыть для него мир познания, мир прекрасного, мир культуры. И это были не общие разговоры: предлагались конкретные методики. Так, Л.В. Шамрей, д.п.н., профессор НИРО рассуждала об образах, формирующих сознание ребенка, и о той роли, которую они в этом сознании играют. Идя от образа, понятного школьнику, педагог может добиться многого в развитии представлений, воображения и – в результате – интеллекта ученика.

Те же мысли, правда, в новом, неожиданном изложении звучали на открытии ежегодного Дня словесников в Санкт-Петербурге в Аничковом дворце.

Снова и снова мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: школой не формируется культурное и ассоциативное поле подростка. Постепенно уходя от детского восприятия, школьники перестают слышать слово в его семантическо-образном единстве. Следовательно, не развивается воображение – альфа и омега позитивной динамики интеллекта.

И дело не только в уроках литературы и русского языка. С каждым классом это свойство (точнее, его отсутствие) сказывается в слабом усвоении знаний по разных предметным областям. Слово – образ – понимание: вот тот путь, по которому движется школьник к знаниям.

Об этом шла довольно горячая дискуссия на одном их круглых столов на конгрессе РОПРЯЛ в Санкт-Петербурге. Потеря смысла слова для большинства выпускников происходит вместе с потерей его написания, что связано с повсеместным экзаменационным тестированием и длительной подготовкой к нему в 10-х и 11-х классах. По-разному относясь к нововведению, школьные и вузовские преподаватели были едины в оценке незнания родного языка современными выпускниками. Потеряны большая часть лексического запаса в молодежной среде, яыковая норма, уменьшается читательский корпус.

Мой небольшой экскурс в несколько масштабных встреч педагогов указывает на возрастание роли работы над школьным исследованием, индивидуальной деятельности с автором-школьником, что приведет выпускника к сформированнному индивидуализированному мышлению.

...Едва закончив проведение школьного семинара, мы уже переходим к подготовке аналогичного мероприятия для учителей. Он состоится в другой школе Санкт-Петербурга – № 212, – где тоже ведется исследовательская работа. Семинар по исследовательской работе со школьниками – ежегодный, проводится уже несколько лет подряд. Запланирована отдельная секция для молодых педагогов – со свежими знаниями и, хочется верить, со свежими силами.

Статья подготовлена при поддержке веб студии «Мой мастер». Если Вы проживаете в городе Киев и хотите раскрутить свой сайт, или сделать его более респектабельным, то оптимальным решением станет обратиться в веб студию «Мой мастер». Перейдя по ссылке: «создание сайтов Киев», вы сможете, потратив много времени, заказать создание или раскрутку вашего сайта по выгодным ценам. Более подробную информацию об условиях предоставления услуг и действующих акциях вы сможете найти на сайте www.My-Master.Net.Ua.

Рейтинг@Mail.ru