Преимущества новой системы оплаты
труда очевидны уже потому, что впервые за многие
десятилетия она позволила стимулировать учителя
не только морально, но и материально,
дифференцировать заработную плату в зависимости
от качества и результативности сделанного.
Труд педагога «распался» на две
составляющие: с одной стороны, – это работа,
выполнение должностных обязанностей, с другой –
творчество, созидание. Коренным образом
изменился подход к учительской зарплате.
Фонд оплаты труда теперь у нас, как и во
многих других регионах, состоит из базовой и
стимулирующей частей, величина которых при
нормативно-подушевом финансировании
устанавливается в соответствии с числом
учащихся в школе.
Базовая часть направлена на выплату
гарантированной части заработной платы и
отличается от ЕТС тем, что ставка зависит не
только от учебной нагрузки, квалификации, стажа,
но и от стоимости педагогической услуги (в нашей
школе она составляет 1 руб. 90 коп.), от количества
учащихся, обучаемых учителем. Дополнительно мы
включили процентные надбавки за наличие
государственных и ведомственных наград молодым
специалистам.
Стимулирующая часть связана с оценкой
реальных результатов педагога и определяется
для каждого индивидуально, согласно принятому
положению о распределении стимулирующего фонда.
Очень важно, чтобы стимулирующие
надбавки оказались весомыми, и поощряли
творчество, освоение передового опыта, были
направлены на обеспечение результата.
За год среднемесячная заработная
плата преподавателя в нашей школе с учетом
стимулирующего фонда возросла в среднем на 33%.
Если оперировать более конкретными
цифрами, то у учителей:
русского языка – на 32,06%;
математики – на 33,5%;
начальных классов – на 39,4%;
учителей физкультуры – на 19%;
учителей иностранных языков – на 33,8%;
учителей технологии – на 41,4%;
учителей ИЗО – на 22,2%;
учителей географии – на 33,15%,
При этом самое значительное повышение
– на 102% – произошло у молодого
специалиста – учителя математики, благодаря
введенной доплате. Значительно увеличилась
заработная плата у администрации школы. При
новой системе оплаты труда она зависит от
средней зарплаты педагога, составляющей 6384 руб. С
учетом северных и районных надбавок – 14000 руб.
Для успешного введения НСОТ в ОУ были
созданы определенные условия:
Школа перешла на пятидневку, мы ввели
базисный учебный план 2004 г., а региональный
компонент частично интегрировали в федеральный.
Оптимизировали штатное расписание
за счет уменьшения доли
административно-хозяйственного и
обслуживающего персонала, при этом были
сохранены ставки социального педагога,
педагога-психолога, воспитателя ГПД, педагога
дополнительного образования.
Приняты меры по увеличению
контингента учащихся. Средняя наполняемость по
школе составила 24,7 человека.
Проведены в дискуссионном режиме
совещания педагогов. Решения о переходе на НСОТ,
все положения приняты на общем собрании
трудового коллектива, согласованы с Управляющим
советом.
В 2006/07 учебном году управленческая
команда нашей школы активно изучала опыт других
регионов, прошла специальную курсовую
подготовку, после которой мы подробно разъяснили
коллективу принципы НСОТ. Возможно, эта работа и
то, что у нас уже был опыт адресного
распределения надтарифного фонда, позволили
избежать конфликтных ситуаций. И
морально-психологический климат в нашем
коллективе не изменился, атмосфера осталась
доброй и спокойной.
В процессе перехода на НСОТ выявилась
весомая часть педагогов, которые сегодня
участвуют в проектах, создают программы, активно
внедряют информационные технологии. А ведь
создание инновационной среды и является одним из
условий достижения современного качества
образования.
Чтобы не допустить понижения уровня
зарплаты по сравнению с ЕТС, мы ведем ежемесячный
мониторинг изменений реальных доходов. По
окончании учебного года мы анализировали итоги
введения НСОТ, определяли проблемы, пути их
устранения.
Что вызывает беспокойство учителей?
Во-первых, введение коэффициентов
сложности предметов. К четвертой группе отнесены
физическая культура, ИЗО, музыка, ОБЖ.
Во-вторых, зависимость зарплаты от
количества учащихся в классе, что в конечном
счете от педагогов не зависит.
Отдельная проблема – установление
коэффициентов при делении на группы во время
проведения уроков иностранного языка,
технологии, физической культуры в 10–11-х классах.
Не отработан и механизм оплаты труда при
индивидуальном обучении, при котором учитель
занимается только с одним учеником.
Неоднозначно воспринимается и
привлечение членов Управляющего совета из числа
родителей к определению стимулирующих выплат.
Самая большая проблема здесь – как им оценить
труд педагога, каким образом непрофессионалам
измерить качество работы учителей. Очевидно, что
многие критерии требуют доработки, т.к. некоторые
из них неверно отражают реальное состояние дел.
И последнее. Как показывает опыт
других регионов, успешное введение НСОТ должно
сопровождаться дополнительной финансовой
поддержкой. Мы убеждены в том, что без увеличения
фонда оплаты труда повышения доходов учителей не
произойдет.
|