Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2009

Экономика образования

Опыт НСОТ: условия созданы, беспокойство осталось

Полтора года – ровно столько в городе Тында длится эксперимент по введению новой системы оплаты труда педагогов. И хотя по прошествии столь малого времени нельзя говорить о том, что цель достигнута, и существенного повышения зарплаты учителей еще не произошло, результаты здесь тем не менее позитивные.

Преимущества новой системы оплаты труда очевидны уже потому, что впервые за многие десятилетия она позволила стимулировать учителя не только морально, но и материально, дифференцировать заработную плату в зависимости от качества и результативности сделанного.

Труд педагога «распался» на две составляющие: с одной стороны, – это работа, выполнение должностных обязанностей, с другой – творчество, созидание. Коренным образом изменился подход к учительской зарплате.

Фонд оплаты труда теперь у нас, как и во многих других регионах, состоит из базовой и стимулирующей частей, величина которых при нормативно-подушевом финансировании устанавливается в соответствии с числом учащихся в школе.

Базовая часть направлена на выплату гарантированной части заработной платы и отличается от ЕТС тем, что ставка зависит не только от учебной нагрузки, квалификации, стажа, но и от стоимости педагогической услуги (в нашей школе она составляет 1 руб. 90 коп.), от количества учащихся, обучаемых учителем. Дополнительно мы включили процентные надбавки за наличие государственных и ведомственных наград молодым специалистам.

Стимулирующая часть связана с оценкой реальных результатов педагога и определяется для каждого индивидуально, согласно принятому положению о распределении стимулирующего фонда.

Очень важно, чтобы стимулирующие надбавки оказались весомыми, и поощряли творчество, освоение передового опыта, были направлены на обеспечение результата.

За год среднемесячная заработная плата преподавателя в нашей школе с учетом стимулирующего фонда возросла в среднем на 33%.

Если оперировать более конкретными цифрами, то у учителей:

  • русского языка – на 32,06%;

  • математики – на 33,5%;

  • начальных классов – на 39,4%;

  • учителей физкультуры – на 19%;

  • учителей иностранных языков – на 33,8%;

  • учителей технологии – на 41,4%;

  • учителей ИЗО – на 22,2%;

  • учителей географии – на 33,15%,

При этом самое значительное повышение – на 102% – произошло у молодого специалиста – учителя математики, благодаря введенной доплате. Значительно увеличилась заработная плата у администрации школы. При новой системе оплаты труда она зависит от средней зарплаты педагога, составляющей 6384 руб. С учетом северных и районных надбавок – 14000 руб.

Для успешного введения НСОТ в ОУ были созданы определенные условия:

  • Школа перешла на пятидневку, мы ввели базисный учебный план 2004 г., а региональный компонент частично интегрировали в федеральный.

  • Оптимизировали штатное расписание за счет уменьшения доли административно-хозяйственного и обслуживающего персонала, при этом были сохранены ставки социального педагога, педагога-психолога, воспитателя ГПД, педагога дополнительного образования.

  • Приняты меры по увеличению контингента учащихся. Средняя наполняемость по школе составила 24,7 человека.

  • Проведены в дискуссионном режиме совещания педагогов. Решения о переходе на НСОТ, все положения приняты на общем собрании трудового коллектива, согласованы с Управляющим советом.

В 2006/07 учебном году управленческая команда нашей школы активно изучала опыт других регионов, прошла специальную курсовую подготовку, после которой мы подробно разъяснили коллективу принципы НСОТ. Возможно, эта работа и то, что у нас уже был опыт адресного распределения надтарифного фонда, позволили избежать конфликтных ситуаций. И морально-психологический климат в нашем коллективе не изменился, атмосфера осталась доброй и спокойной.

В процессе перехода на НСОТ выявилась весомая часть педагогов, которые сегодня участвуют в проектах, создают программы, активно внедряют информационные технологии. А ведь создание инновационной среды и является одним из условий достижения современного качества образования.

Чтобы не допустить понижения уровня зарплаты по сравнению с ЕТС, мы ведем ежемесячный мониторинг изменений реальных доходов. По окончании учебного года мы анализировали итоги введения НСОТ, определяли проблемы, пути их устранения.

Что вызывает беспокойство учителей?

Во-первых, введение коэффициентов сложности предметов. К четвертой группе отнесены физическая культура, ИЗО, музыка, ОБЖ.

Во-вторых, зависимость зарплаты от количества учащихся в классе, что в конечном счете от педагогов не зависит.

Отдельная проблема – установление коэффициентов при делении на группы во время проведения уроков иностранного языка, технологии, физической культуры в 10–11-х классах. Не отработан и механизм оплаты труда при индивидуальном обучении, при котором учитель занимается только с одним учеником.

Неоднозначно воспринимается и привлечение членов Управляющего совета из числа родителей к определению стимулирующих выплат. Самая большая проблема здесь – как им оценить труд педагога, каким образом непрофессионалам измерить качество работы учителей. Очевидно, что многие критерии требуют доработки, т.к. некоторые из них неверно отражают реальное состояние дел.

И последнее. Как показывает опыт других регионов, успешное введение НСОТ должно сопровождаться дополнительной финансовой поддержкой. Мы убеждены в том, что без увеличения фонда оплаты труда повышения доходов учителей не произойдет.

Рейтинг@Mail.ru