Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В.
Комплексная гуманитарная экспертиза.
М.: Смысл, 2008.
Отсутствие экспертизы лучше,
чем неквалифицированная экспертиза, поскольку в
первом случае возникает осознание необходимости
развития института экспертизы, а во втором
случае, напротив, этот институт
дискредитируется.
|
Среди последних заметных
тенденций в области управления
образованием – интерес к вопросам экспертизы,
которая касается как учебных программ и пособий,
так и школ.
Проблемы образовательной экспертизы
обсуждаются на страницах периодических
психолого-педагогических изданий, становятся
предметом выступлений на конференциях. Но до сих
пор остается неясным, что это такое, в каких
случаях и как проводится и можно ли без этого
обойтись.
В одном из словарей «экспертиза в
образовании» определяется как проверка
соответствия условий осуществления
образовательного процесса требованиям,
предъявляемым к различным его аспектам, начиная
от оборудования и заканчивая
укомплектованностью штатов. С точки зрения
теоретической, данное описание отражает все
стороны явления. Однако оно не содержит никаких
указаний на специфику собственно
образовательной экспертизы.
В этой связи понятно, каким актуальным
является выход представляемого нами издания.
Авторы перечисляют несколько вариантов
употребления слова «экспертиза» и специально
останавливаются на описании комплексной
гуманитарной экспертизы (КГЭ).
Таким образом, речь идет, во-первых, о
междисциплинарном, а не узкоспециальном
отраслевом анализе и, во-вторых, о его
гуманитарной направленности, когда
рассматриваются последствия тех или иных
ситуаций для людей. Предметом КГЭ выступает «реальное
или возможное потенциальное влияние социальных
событий на психологические процессы, свойства и
состояния людей и влияние психологических
процессов, свойств и состояний людей на
социальные события». Очевидно, что важное
место в КГЭ принадлежит психологии.
Нельзя не согласиться с авторами,
утверждающими: спрос на такую экспертизу огромен
во всех областях социальной практики. При этом
создается впечатление, будто эти слова сказаны
специально для каждого занятого в
образовании – педагогов, школьной
администрации, психологов. При внедрении тех или
иных новых учебных программ, как правило, в
первую очередь обсуждается их эффективность с
точки зрения приобретения предметных знаний или
общего развития, а вопрос о возможных
перегрузках при этом нередко замалчивается.
На чем основан выбор того или иного
учебного пособия, почему в разных школах дети
учатся по неодинаковым учебникам? Подобные этой
дилеммы регулярно встают перед руководителями
ОУ, педагогами, родителями, которые нередко в
качестве основного довода в пользу той или иной
школы называют обучение по вызывающим у них
доверие программам. А в условиях подушевого
финансирования мнение родителей, как показывает
практика, играет далеко не последнюю роль при
решении вопроса о том, каким учебным пособиям
отдать предпочтение.
Эта брошюра нацелена не на практическое
внедрение КГЭ, а на ее методологическое
обоснование: КГЭ отличается от исследования и
консультирования и подчиняется определенным
принципам и правилам.
По замыслу авторов, издание рассчитано
на специалистов в области гуманитарных наук, в
том числе управления образованием. В этой связи
особый интерес представляет глава, где изложены
основные направления и подходы к экспертизе
образования в странах Запада. Накопленный
зарубежными специалистами опыт поможет, по
крайней мере, избежать нежелательных ошибок.
|