Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2009

Книжная полка

Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза

Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза.

М.: Смысл, 2008.

Отсутствие экспертизы лучше, чем неквалифицированная экспертиза, поскольку в первом случае возникает осознание необходимости развития института экспертизы, а во втором случае, напротив, этот институт дискредитируется.

Среди последних заметных тенденций в области управления образованием – интерес к вопросам экспертизы, которая касается как учебных программ и пособий, так и школ.

Проблемы образовательной экспертизы обсуждаются на страницах периодических психолого-педагогических изданий, становятся предметом выступлений на конференциях. Но до сих пор остается неясным, что это такое, в каких случаях и как проводится и можно ли без этого обойтись.

В одном из словарей «экспертиза в образовании» определяется как проверка соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям, предъявляемым к различным его аспектам, начиная от оборудования и заканчивая укомплектованностью штатов. С точки зрения теоретической, данное описание отражает все стороны явления. Однако оно не содержит никаких указаний на специфику собственно образовательной экспертизы.

В этой связи понятно, каким актуальным является выход представляемого нами издания. Авторы перечисляют несколько вариантов употребления слова «экспертиза» и специально останавливаются на описании комплексной гуманитарной экспертизы (КГЭ).

Таким образом, речь идет, во-первых, о междисциплинарном, а не узкоспециальном отраслевом анализе и, во-вторых, о его гуманитарной направленности, когда рассматриваются последствия тех или иных ситуаций для людей. Предметом КГЭ выступает «реальное или возможное потенциальное влияние социальных событий на психологические процессы, свойства и состояния людей и влияние психологических процессов, свойств и состояний людей на социальные события». Очевидно, что важное место в КГЭ принадлежит психологии.

Нельзя не согласиться с авторами, утверждающими: спрос на такую экспертизу огромен во всех областях социальной практики. При этом создается впечатление, будто эти слова сказаны специально для каждого занятого в образовании – педагогов, школьной администрации, психологов. При внедрении тех или иных новых учебных программ, как правило, в первую очередь обсуждается их эффективность с точки зрения приобретения предметных знаний или общего развития, а вопрос о возможных перегрузках при этом нередко замалчивается.

На чем основан выбор того или иного учебного пособия, почему в разных школах дети учатся по неодинаковым учебникам? Подобные этой дилеммы регулярно встают перед руководителями ОУ, педагогами, родителями, которые нередко в качестве основного довода в пользу той или иной школы называют обучение по вызывающим у них доверие программам. А в условиях подушевого финансирования мнение родителей, как показывает практика, играет далеко не последнюю роль при решении вопроса о том, каким учебным пособиям отдать предпочтение.

Эта брошюра нацелена не на практическое внедрение КГЭ, а на ее методологическое обоснование: КГЭ отличается от исследования и консультирования и подчиняется определенным принципам и правилам.

По замыслу авторов, издание рассчитано на специалистов в области гуманитарных наук, в том числе управления образованием. В этой связи особый интерес представляет глава, где изложены основные направления и подходы к экспертизе образования в странах Запада. Накопленный зарубежными специалистами опыт поможет, по крайней мере, избежать нежелательных ошибок.

Рейтинг@Mail.ru