Фейгенберг И.М. Учимся всю
жизнь.
М.: Смысл, 2008.
… Истинной целью обучения и
воспитания является не подготовка к школьным
экзаменам, а подготовка к жизни. … Жизненные
экзамены – это поступки, их не сдают, а
совершают и в случае неудачи иногда серьезно
расплачиваются; «перепоступить» невозможно –
возможно только решиться на новый поступок в уже
изменившейся ситуации.
|
Уроки и перемены, экзамены и
каникулы, педсоветы и родительские собрания –
одно событие сменяет другое, а вместе они
образуют единое целое под названием «школа».
Времени, чтобы остановиться и на секунду
задуматься о ее назначении, не остается. Тем
более что общепринятое мнение давно известно:
школа готовит подрастающее поколение ко
взрослой жизни. Однако за общими словами
ускользает ее роль для каждого конкретного
человека. А ведь от того, как понимают это
назначение руководители образовательных
учреждений, зависит очень многое.
Очевидно, что школы отличаются друг от
друга учебными программами, квалификацией
педагогов, направлением обучения и т.п. Все это мы
называем «образовательной средой» или
«образовательным пространством». Вместе с тем,
еще одним критерием дифференциации выступает
отношение к образованию как к средству
достижения каких-либо жизненных целей (например,
поступление в вуз) или как к самостоятельной
ценности.
Вопросам о целях и ценностях
образования в нашей жизни, о чисто практической,
с одной стороны, и мировоззренческой, с другой,
роли знания посвящена книга, о которой мы сейчас
и рассказываем. Автор излагает свою точку зрения
и призывает нас подумать над этими непростыми
темами.
Издание написано понятным языком,
изобилует живыми примерами и рассчитано на
широкий круг читателей: ни профессия, ни возраст
принципиального значения не имеют.
Автор книги – И.М. Фейгенберг –
доктор медицинских наук, известен своими
исследованиями в области физиологии активности.
Однако неслучайно со вступительным словом к
читателям обращается профессиональный психолог
А.Г. Асмолов, называя издание «введением в
педагогику активности».
Авторская позиция адекватно отражена в
названии книги. И дело не только в том, что
жизнь требует постоянного доучивания и
переучивания. Хотя это действительно крайне
важно. Но и в том, что подобное отношение
оказывает решающее влияние на наше
мировоззрение или в этом проявляются наши
взгляды.
Постоянное самообразование не тяготит
автора, а обогащает. Он размышляет о конкретных
вещах – как лучше запомнить материал, какие
существуют способы решения задач, как человек
принимает решения, каковы цели уроков
литературы. За интересом к этим проблемам
скрываются неудовлетворенность сегодняшним
незнанием чего-то, стремление узнать больше, что,
кстати, порождает новые вопросы.
Эту брошюру совсем не обязательно
читать целиком. Например, знакомство с разделами
«Типы задач, приближенных к жизни», «О контроле
результатов обучения» может преследовать разные
цели.
Если издание будет стоять на книжной
полке педагога, то он, во-первых, всегда сможет
обратиться к ней в поисках ответа на конкретный
вопрос, а во-вторых, использовать ее в качестве
поддержки в минуты душевного разлада. Ведь в
жизни случаются моменты, когда так важно на
что-то (или кого-то) опереться, чтобы
удостовериться в правильности собственной точки
зрения или, возможно, противостоять мнению
большинства.
В конечном итоге это поможет сохранить свое
лицо и запутавшемуся учителю, и школе в целом.
|