Заключительным этапом цикла
педагогического процесса является проверка
знаний учащихся.
Для этого существуют различные методы:
наблюдение, устный контроль, письменная
проверка, дидактические тесты, практическая
работа. Более подробно мы расскажем о письменной
проверке и тестировании.
При проведении контрольных работ
администрация ОУ часто сталкивается с
парадоксальной ситуацией: когда учитель
организует текущий контроль, предлагая ученикам
«свою» (самостоятельно составленную)
контрольную работу, качество знаний имеет
высокий процент, а при выполнении
административной контрольной работы (окружного
или городского уровня) данный показатель
довольно резко снижается. В чем же причина такого
результата?
Сформулировав этот вопрос,
администрация нашего Центра образования провела
социологический опрос и получила следующие
варианты ответов.
Процент качества снижается из-за того,
что:
1. Дети испытывают стресс во время
присутствия второго преподавателя (наблюдателя)
в классе, что обязательно при проведении
итоговых контрольных работ.
2. Административные контрольные работы
не соответствуют пройденным темам, так как
различные классы, школы обучаются по
неодинаковым образовательным программам, а
предлагаемые контрольные работы стандартны.
3. Недостаточно времени для подготовки.
4. Дети не были настроены (не
предупреждены о проведении контрольной работы).
Помимо этого администрации школы
необходимо осуществлять независимую экспертизу,
так как каждое ОУ раз в пять лет проходит
аттестацию, аккредитацию, лицензирование, а
данные экспертные работы проводятся в
отсутствие учителя, следовательно, ставят как
детей, так и педагога в ситуацию стресса (если
опираться на ответы, полученные путем опроса
преподавателей).
Как же добиться того, чтобы учителя не
искали оправданий полученным результатам, а
итоги контрольных работ были достоверными и дети
не испытывали стресс при появлении
преподавателя, который не имеет отношения к
данному классу?
Наш педагогический коллектив и
управленческая команда научились справляться с
этой проблемой. Для контрольных работ составлен
определенный график (план).
1. Административные контрольные
работы проводятся три раза в год (входная –
в сентябре, по итогам первого полугодия – в
декабре, итоговая за год – в апреле-мае). Все
эти виды проверок осуществляет либо завуч, либо
методист, который не является преподавателем
данного класса, но имеет образование учителя
начальных классов и знает нормы, правила
проведения контрольных работ.
Составляются они завучем с учетом
стандартов образования на каждом отдельном
этапе проверки знаний и умений учащихся. Учитель
получает контрольную работу строго за 5–7 минут
до ее начала и присутствует в классе в качестве
наблюдателя. После того как истекает отведенное
на ее выполнение время, завуч или методист
собирает работы и проверяет их.
2. Итоговые контрольные работы
выполняются в конце первой и третьей четвертей.
Принцип их проведения аналогичен
административным, но при подготовке учителя
могут вносить свои коррективы при подборе
контрольного материала и формулировке
предлагаемых заданий. Хотя следует учесть, что
составитель (завуч или методист) все равно
непосредственно к контрольной работе меняет
задания на типовые (с той же формулировкой, но с
измененным содержанием).
3. Все остальные контрольные
работы являются текущими
(промежуточными). Они осуществляются в
соответствии с графиком каждого отдельного
класса. Их составлением занимаются
непосредственно учителя, сотрудничая между
собой в параллелях, так как непременным условием
считается выполнение одинаковых контрольных
работ для получения достоверной картины
качества знаний учащихся на каждом отдельном
этапе обучения.
Они проводятся педагогом в
присутствии наблюдателя (ассистента), то есть
завуча или методиста.
4. Еще одним видом контроля является
тестирование. На базе нашего Центра
образования педагогический коллектив и
администрация ввели такую форму проверки знаний:
один раз в две недели, по темам, пройденным за
этот промежуток времени. Данный вид работ
включен в программу урока, так как имеется
тенденция к широкому использованию тестирования
в период аттестации, аккредитации и
лицензирования ОУ.
За организацию этого вида контроля
ответственность несет учитель. По итогам
тестирования он пишет отчет, который показывает,
где имеются пробелы в знаниях учащихся, и
составляет индивидуальный график
сопутствующего повторения для устранения
выявленных недочетов.
Проанализировав вышеприведенный план
контроля знаний и умений, проработав в подобном
режиме в течение двух лет, мы пришли к следующим
выводам:
1. Для избегания стрессовых
ситуаций при проведении контрольных работ
необходимо путем тренировок приучать учащихся и
особенно учителей к тому, что на любом уроке
(контрольном, тестировании) в классе может
находиться посторонний преподаватель (для
получения достоверного результата, о котором так
часто упоминают руководящие органы).
2. Подобная система контроля
позволяет измерить реальный результат и
полноценно изучить качество обученности в
конкретном классе.
3. По итогам контроля независимый
эксперт составляет план устранения пробелов, что
позволяет полноценно заниматься профилактикой
школьной неуспешности младших учеников.
4. При проверке контрольных или
тестовых работ важно беспристрастное отношение.
Каждая выставляемая оценка должна быть
взвешенной, обоснованной, чтобы дети смогли
понять ее. Следовательно, процедура независимой
проверки сразу же исключает субъективное
отношение учителя к ученику, а администрации – к
педагогу и дает возможность для организации
прозрачной процедуры оценивания качества знаний
и умений учащихся как по итогам четверти, так и по
окончании учебного года.
5. При организации контроля
подобным образом администрация ОУ всегда знает
свои сильные и слабые стороны, что позволяет
корректировать работу по выстраиванию
внутришкольного контроля, аттестации
педагогического состава, подбору кадров,
распределению часов школьного компонента,
открытию кружков дополнительного образования.
6. Путем организации контроля
подобным образом весь коллектив школы участвует
в первом этапе адаптационного периода при
переходе на вторую ступень обучения, что
способствует более качественной и быстрой
социализации личности в условиях современного
образовательного процесса.
7. Помимо этого повышается степень
субъектности обучения. То есть из ситуации «Мы
учимся» (ученик и учитель) ребенок переходит на
новый уровень самосознания в обучении «Я
учусь».
8. По мнению психологов, такая
система контроля позволяет вывести процесс
обучения из сферы межличностных отношений между
учителем и учащимся в план собственно
приобретения знания.
|