Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2009

Наука управлять

Феномен научной школы

В ходе Первых Шамовских педагогических чтений их участники попытались наметить перспективные направления исследования проблем теории и практики внутришкольного управления. Однако началось мероприятие с попытки определить, что же стоит за таким феноменом, как   научная школа. Суть этого явления блестяще раскрыл ученик Т.И. Шамовой, ныне – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ Сергей Георгиевич ВОРОВЩИКОВ.

– В качестве наиболее существенных признаков научной школы преимущественно называют следующие характеристики.

Системообразующей фигурой в ней является лидер, основоположник, автор оригинальных идей, именем которого чаще всего она и называется. Поэтому первую максиму теории научной школы можно сформулировать так: нет лидера – нет школы.

Всеми исследователями подчеркивается, что существенное влияние на формирование научной школы оказывает наличие у ее лидера незаурядных качеств, позволяющих сплотить вокруг себя творческий коллектив. Такой человек, во-первых, является проектировщиком и организатором, что обеспечивает рефлексивные позиции членов коллектива по отношению к своей деятельности. Во-вторых, он одновременно проявляет себя в двух ипостасях – наставник и коллега.

Таким образом, для учителя лидерство оказывается связано с поддержанием не столько интеллектуального авторитета, но и морального, позволяющего уравновесить амбиции своих учеников и поставить для них служение школе выше самолюбия и собственных личных интересов.

Вторая максима может звучать так: нет учеников – нет школы. Обязательным ее атрибутом является наличие в ней как минимум трех поколений – основатель, последователи, ученики. Следовательно, школа выполняет все функции научной деятельности: производство знаний, их распространение и воспроизводство как знаний, так и самого научного сообщества.

Научная школа предполагает длительное, тесное, постоянное, неформальное, наукоемкое, живое человеческое общение мастера и подмастерья по обмену идеями и обсуждению результатов.

Сознательно, чтобы никого не обидеть (так как перечисление последователей Т.И. Шамовой займет очень много времени), назову только фамилию ее первого ученика, защита диссертации которого и стала своеобразным стартом для развития научной школы, – Юрий Анатольевич Конаржевский.

Третья максима может звучать так: нет выдающихся достижений – нет школы. Важным является оригинальность исследовательского подхода, отличающего одну научную школу от другой.

Не менее весомым показателем считается репутация, известность в научном сообществе, факты публикаций в ведущих специальных изданиях, широкое публичное признание со стороны представителей других научных школ. Так что четвертая максима гласит: нет общественного признания – нет школы.

Для учеников и участников научной школы не менее важно самоосознание общности целевых установок, единство приоритетов и методологических подходов. Необходимы научное самоопределение, самоидентификация членов сообщества, проектирование исследовательской деятельности каждого как частей общего. Пятая максима такова: нет самоопределения в едином научном обществе – нет школы.

Характеристику научной школы можно продолжить, вычленяя все новые и новые свойства. Таким образом, это явление правомерно отнести к тем редким социальным институтам, возникающим спонтанно, как проявление самопроизвольного, самодостаточного творческого объединения исследователей. Это не формальный союз ученых. Его невозможно организовать посредством издания приказа или самопрезентации на сайте какого-либо вуза.

В то же время создание научной школы – это потребность науки, проявление необходимости самих ученых быть в постоянных контактах с представителями разных поколений, в обмене информацией, опытом, традициями, формами научного поиска, взаимной оценки исследований.

Поэтому возникновение и успешное существование школы Татьяны Ивановны Шамовой по проблемам управления образовательными системами глубоко закономерно.

Кстати, если набрать фамилию Татьяны Ивановны в Интернете, сразу станет все ясно и с коэффициентом цитируемости, и с современной актуальностью ее работ, и с их сегодняшней популярностью у практиков и уважением у теоретиков. На 26 января 2009 года результат поиска интернетовских страниц, на которых упоминается фамилия Татьяны Ивановны, ни много ни мало – 89 тысяч!

Будем надеяться на то, что, начиная с этого года, незыблемой традицией для многих управленцев страны станет ежегодное участие в январских Шамовских чтениях в Татьянин день.

Рейтинг@Mail.ru