– В качестве наиболее существенных
признаков научной школы преимущественно
называют следующие характеристики.
Системообразующей фигурой в ней
является лидер, основоположник, автор
оригинальных идей, именем которого чаще всего
она и называется. Поэтому первую максиму
теории научной школы можно сформулировать так: нет
лидера – нет школы.
Всеми исследователями подчеркивается,
что существенное влияние на формирование
научной школы оказывает наличие у ее лидера
незаурядных качеств, позволяющих сплотить
вокруг себя творческий коллектив. Такой человек,
во-первых, является проектировщиком и
организатором, что обеспечивает рефлексивные
позиции членов коллектива по отношению к своей
деятельности. Во-вторых, он одновременно
проявляет себя в двух ипостасях – наставник и
коллега.
Таким образом, для учителя лидерство
оказывается связано с поддержанием не столько
интеллектуального авторитета, но и морального,
позволяющего уравновесить амбиции своих
учеников и поставить для них служение школе выше
самолюбия и собственных личных интересов.
Вторая максима может звучать так: нет
учеников – нет школы. Обязательным ее
атрибутом является наличие в ней как минимум
трех поколений – основатель, последователи,
ученики. Следовательно, школа выполняет все
функции научной деятельности: производство
знаний, их распространение и воспроизводство как
знаний, так и самого научного сообщества.
Научная школа предполагает
длительное, тесное, постоянное, неформальное,
наукоемкое, живое человеческое общение мастера и
подмастерья по обмену идеями и обсуждению
результатов.
Сознательно, чтобы никого не обидеть
(так как перечисление последователей
Т.И. Шамовой займет очень много времени),
назову только фамилию ее первого ученика, защита
диссертации которого и стала своеобразным
стартом для развития научной школы, – Юрий
Анатольевич Конаржевский.
Третья максима может звучать так: нет
выдающихся достижений – нет школы. Важным
является оригинальность исследовательского
подхода, отличающего одну научную школу от
другой.
Не менее весомым показателем
считается репутация, известность в научном
сообществе, факты публикаций в ведущих
специальных изданиях, широкое публичное
признание со стороны представителей других
научных школ. Так что четвертая максима
гласит: нет общественного признания – нет
школы.
Для учеников и участников научной
школы не менее важно самоосознание общности
целевых установок, единство приоритетов и
методологических подходов. Необходимы научное
самоопределение, самоидентификация членов
сообщества, проектирование исследовательской
деятельности каждого как частей общего. Пятая
максима такова: нет самоопределения в едином
научном обществе – нет школы.
Характеристику научной школы можно
продолжить, вычленяя все новые и новые свойства.
Таким образом, это явление правомерно отнести к
тем редким социальным институтам, возникающим
спонтанно, как проявление самопроизвольного,
самодостаточного творческого объединения
исследователей. Это не формальный союз ученых.
Его невозможно организовать посредством издания
приказа или самопрезентации на сайте какого-либо
вуза.
В то же время создание научной
школы – это потребность науки, проявление
необходимости самих ученых быть в постоянных
контактах с представителями разных поколений, в
обмене информацией, опытом, традициями, формами
научного поиска, взаимной оценки исследований.
Поэтому возникновение и успешное
существование школы Татьяны Ивановны Шамовой по
проблемам управления образовательными
системами глубоко закономерно.
Кстати, если набрать фамилию Татьяны
Ивановны в Интернете, сразу станет все ясно и с
коэффициентом цитируемости, и с современной
актуальностью ее работ, и с их сегодняшней
популярностью у практиков и уважением у
теоретиков. На 26 января 2009 года результат поиска
интернетовских страниц, на которых упоминается
фамилия Татьяны Ивановны, ни много
ни мало – 89 тысяч!
Будем надеяться на то, что, начиная с
этого года, незыблемой традицией для многих
управленцев страны станет ежегодное участие в
январских Шамовских чтениях в Татьянин день.
|