– Глобальный вызов сегодня состоит
в формировании в России принципиально иной
экономики, основанной на знаниях, их быстром
обновлении и появлении новых профессий. Сложный
интегративный характер вызова, объективно
существующие временные ресурсные ограничения,
несомненно, затрудняют решение проблемы.
И в то же время жизнь требует быстрых
ответов на эти действия. В сложившейся ситуации
всей системе образования необходимо
соответствовать требованиям вызова, и, прежде
всего, изменениям должна подвергнуться система
общего среднего образования.
Конкретным ответом на это требование
является Проект Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования
второго поколения. Он пока дорабатывается, но,
тем не менее, уже сейчас нам следует определить
совокупность конкретных действий по развитию
имеющихся и созданию свежих ресурсов и их
интеграции.
Естественно, для нас, тех, кто
занимается повышением квалификации, ведущим
ресурсом является человеческий. И потому,
обсуждая проект стандарта, следует готовить всех
участников образовательного процесса к его
успешному внедрению в образовательную практику.
Для этого сперва необходимо выделить в
нем те конкретные принципиальные положения,
инновационный характер которых крайне важен. А
затем наметить систему действий, определить
компетенции и на их базе создать программы,
технологии, формы повышения профессиональной
компетенции и педагогов, и руководителей
образовательных учреждений.
Инновационность нового стандарта
заключается в том, что образование в нем
рассматривается не просто как услуга, а как
важнейшая социальная деятельность общества.
Подчеркну: первый раз образовательный стандарт
общего образования представлен общественным
договором между всеми субъектами
образования – личностью, семьей, обществом и
государством.
Вы чувствуете? В этом тандеме появился
четвертый субъект – семья. Это значит, что
впервые в отечественной истории образование
выполняет не узкоотраслевую, а стратегическую
задачу: выявить и зафиксировать в виде нормы все
практически значимые вопросы в этой сфере. Это
положение и является предпосылкой практической
реализации принципа взаимного согласия, что,
несомненно, должно повлиять на характер
управления образованием, повысить уровень его
целостности за счет, прежде всего, введения
нового компонента и данной связи.
Поскольку главная задача нашего
государства – построение гражданского
общества, то естественно, что в качестве
ценностных идеалов в стандарте выделены:
социальная справедливость, равенство
возможностей, благосостояние граждан,
безопасность личности и страны. Из всего
сказанного вытекает основная миссия общего
образования: формирование российской идейности
как условие становления гражданского общества,
укрепление российской государственности,
повышение конкурентоспособности человеческого
капитала.
Стратегической задачей развития
российского образования является повышение его
качества на основе достижения иных
образовательных результатов. Это хотелось бы
подчеркнуть. Поэтому важно ответить на вопрос: в
чем же состоит инновационный характер
образовательных результатов?
Под образовательными результатами в
настоящее время понимается приращение в
личностном развитии обучающихся, которое может
быть использовано при решении значимых для
личности проблем. Таким образом, главным
отличием конечных результатов является
принципиально иной методологический подход в
ориентации их не только на формирование знаний,
но и на воспитание личности самого обучающегося,
овладение им универсальными способами учебной
деятельности на всех последующих этапах
дальнейшего образования.
Перенос центра тяжести на развитие
личности потребует своевременных изменений как
в отборе самого содержания образования, так и
значительной перестройке образовательной среды
школы. Речь идет о новых формах организации
обучения, иных образовательных технологиях,
открытой информационно-образовательной среде и
т.п.
Примером таких изменений может
служить интенсивное использование
мультимедийных технологий: электронных
учебников, презентаций, интернет-технологий,
интерактивного образования. В настоящее время
все это носит пока еще фрагментарный характер.
Для школы нужен, с моей точки зрения,
принципиально новый учебник. Например, такой,
который будет состоять из двух частей: одна –
бумажная, а вторая – мультимедийная, но обе
они будут составлять единое целое. Тогда каждый
ребенок, работая индивидуально, мог бы по нему
продвигаться в своем темпе. Это совершенно не
значит, что такое пособие изгонит коллективный
способ деятельности. В нем можно предусмотреть
абсолютно все.
Первые шаги в интеграции
инновационных и традиционных методических
ресурсов делаются сегодня в образовательных
учреждениях. К примеру, на экспериментальных
площадках, работающих под руководством нашей
кафедры: в школах «Росинка», «Самсон», в школе
№ 354, в которой проводятся эти Чтения.
Суть современных вызовов требует
обновления содержания образования в направлении
усиления его фундаментальности и системности,
но, разумеется, не за счет введения в 1-м классе
элементов высшей математики. Методологическая
основа решения этой проблемы состоит в выделении
фундаментального ядра общего среднего
образования, где через предметное содержание
должна реализовываться фундаментальность и
системность.
Осуществление этого подхода должно
проходить через (как указано в стандарте)
краткость фиксации обобщенного содержания,
отказ от деталей, избавление от устаревшего и
второстепенного содержания.
В основном ядре стандарта
определяются все те элементы научного знания,
функциональной культуры и функциональной
грамотности, без освоения или без знакомства с
которыми уровень общего образования,
достигнутый выпускниками российской школы
начала XXI века, не может быть признан достаточным
для полноценного продвижения образования и
последующего личностного развития.
Но самое главное, на что я хочу
обратить ваше внимание, чего не было в нашем
стандарте никогда, – это универсальные
учебные действия, без освоения которых
осуществление успешной учебно-познавательной
деятельности, самовоспитания, саморазвития, а
также управление этими процессами невозможно.
Это исключительно важная инновация.
Особое место в стандарте занимает
программа воспитания и социализации учащихся. В
ней уделено внимание духовному, нравственному
развитию школьников, которое должно
осуществляться через включение ребенка в
культурно-нравственные традиции и приобщение
его к жизни тех социальных групп, которые
являются носителями традиционных ценностей.
Естественно, что этот процесс должен
начинаться с самой первой социальной
общности – семьи. И это еще раз подтверждает
необходимость тесного содружества ее и школы.
Стандарт построен на
системно-деятельностном подходе. Еще одной
отличительной его чертой является то, что в нем
подчеркнута роль образования как
системообразующего компонента конструкции
стандарта в целом.
Деятельностный подход обусловливает
изменение общей парадигмы в управлении. Он
находит отражение в определении целей школьного
обучения (усвоение знаний, умений и навыков); в
определении целей обучения (формирование
компетенций, обеспечивающих овладение новыми
компетентностями); в процессе перехода от
индивидуальной формы освоения знаний к
признанию решающей роли учебного
сотрудничества.
Все это привело авторов стандарта к
важному выводу: результаты общего образования
должны быть напрямую связаны с направлениями
личностного развития и выражены в
деятельностной форме.
Теперь самое время поставить вопрос: каким
должно быть управление, чтобы обеспечить
успешное внедрение нового стандарта в школьную
практику?
Мы знаем, что управление бывает
системное, синергетическое, личностно
ориентированное, оперативное, проектное,
опережающее, рефлексивное, корпоративное,
стратегическое, управление рисками,
партисипативное и т.д. Можно группировать эти
виды деятельности. Но, так или иначе, каждый вид
управления (если мы можем назвать его видом)
имеет право на существование.
Однако при выборе того или иного из них
многие руководители часто затрудняются и не
всегда задумываются, что именно по этой причине
не достигают нужной цели.
Независимо от множества видов
управления есть такие, которые имеют
методологическую сущность и гносеологический
характер. К ним относятся: системное,
деятельностное, исследовательское, опережающее.
А объединяет все эти виды опережающее
управление.
Почему? Потому что именно оно обладает
таким важным качеством, как интегративный
характер, и преследует цель, опираясь на
достигнутое, определять будущее и на этой основе
готовить необходимые ресурсы, которые должны
обеспечить дальнейшее развитие. Только при этом
условии можно достичь устойчивого развития
образовательной системы.
Я могу сказать, что опережающее
управление – это качественное управление
качеством образования.
Что же конкретно нам с вами необходимо
делать? На мой взгляд, главное состоит в том,
чтобы наметить систему определенных действий
уже сейчас. И на основе ведущей образовательной
парадигмы выделить актуальные для конкретного
образовательного учреждения инновации.
Ведь все школы находятся на разных
уровнях и этапах развития. И то, что для кого-то
может стать чем-то новым, для другого будет уже
пройденным этапом.
Поэтому первая главная задача
состоит в том, что каждое ОУ выделит для себя свои
инновации.
Вторая задача – определить
компетенции субъектов образовательного
процесса, позволяющие успешно внедрять
инновацию в процессе совместной деятельности.
И третье – нужно разработать
программу повышения профессиональной
компетентности всех участников реализации
инновации, ориентированной на выполнение
стандарта.
Огромное значение в успешном
достижении целей является объединение усилий
ученых-педагогов и педагогов-практиков.
Поэтому наша кафедра рассчитывает на
экспериментальные площадки Москвы и на свою
совместную деятельность с экспериментальными
площадками других городов России. Только при
таком сотрудничестве мы создадим систему
опережающего обучения и разработаем программу,
по которой будем повышать квалификацию по
профессиональной компетентности.
Я остановилась на вопросе нового
образовательного стандарта, потому что считаю
его очень актуальным. И что бы ни было сейчас,
через год-два мы будем вынуждены вплотную им
заниматься. Поэтому призываю готовиться к этому
вопросу уже сегодня.
А если хотите глубже понять то, что
будет происходить дальше с управлением, то могу
порекомендовать вам одну книгу. Она трудная, и ее
нужно не просто прочитать, но проработать –
А.Пригожин «Дезорганизация. Причины, виды,
преодоление», из-во Альпина Бизнес Букс, 2007 г.
|