Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2009

Education

«Вергилий – это круто!»

Музыкальная аранжировка скучного предмета творит чудеса

Назовем это «эффектом коридора» – когда два человека проходят мимо друг друга, останавливаются на минутку поговорить, а между ними внезапно пробегает искра творчества. Именно это случилось восемь лет назад, когда Маурицио Венто, преподаватель латыни в старшей школе Vincenzo Fardella в Трапани, что на Сицилии, задержался для беседы с директором Франкой Валенти...

После замечания Валенти о том, что должен быть какой-то иной способ обучать детей латыни – этот предмет в школе обязательный, что делает его еще менее привлекательным для учеников, – Венто выдвинул идею переложить программу на музыку. Причем не на произведения Баха или Монтеверди, а на поп-музыку, которую учащиеся знают и любят. Так родилась Scuola cantans – «школа, которая поет».

Программа состояла из двух фаз. Сначала класс постигал латынь обычным способом?, узнавая факты об авторе, истории и контексте каждого произведения. Затем, перед тем как начать поиски подходящей мелодии, ребята изучали ритм текста, отбивая его на столах и делая заметки на доске. Наконец, они начинали приносить в школу компакт-диски, чтобы подобрать музыку, которая хорошо сочеталась бы с текстом. Трудно предположить, но множество современных композиций на самом деле прекрасно подходят к трохеическому тетраметру! И вскоре ученики, которые подписались на загадочный проект, уже вовсю распевали «Cras amet qui numquam amavit; quique amavit cras amet» под бодренькую брейк-дансовую мелодию Африки Бамбааты.

Школьников ограничили лишь несколькими условиями: музыка не должна иметь слов, не может быть слишком длинной или не соответствовать ритму стихов. К тому моменту, когда дети были готовы положить слова на музыку, по словам Венто, «они уже чувствовали ритм внутри себя».

Постепенно ученики сформировали репертуар из восьми произведений, включая четвертую эклогу Вергилия (переложенную на электронное звучание Music House) и несколько стихотворений Катулла – от романтических пятого (на музыку алжирского поп-исполнителя Халеда) и седьмого (Джованотти) до откровенно смешного тринадцатого (снова Music House). Этот метод можно охарактеризовать с помощью латинского же изречения Non nova sed nove – не новое, но по-новому.

«Задачей было превратить латынь из мертвого языка в нечто современное», – говорит Венто. Результат? Ученики не только охотно продираются через дебри новых слов, они делают это с улыбкой, с трудом подавляя желание потанцевать.

Подбирать мелодию к смыслу

Затея удалась еще и потому, что Венто с умом разыграл другую карту: содержание. Он отбирал поэтические произведения, которые сами по себе были интересными и могли тронуть юные сердца. Многие из наиболее знаменитых стихотворений Катулла посвящены любви: «Спросишь, Лесбия, сколько поцелуев милых губ твоих страсть мою насытят?»

Гораций звучит более рационально, в одном из стихотворений советуя женщине перестать беспокоиться о будущем. «Carpe diem», – говорит он, то есть лови момент, как можно меньше верь будущему. Ученики переложили эту меланхоличную оду на мелодию известного кинокомпозитора Людовико Эйнауди. Вслушиваясь в тексты, чтобы подобрать подходящую музыку, они нередко удивлялись тому, что поэты, которые жили более двух тысяч лет назад, как будто выражали их собственные мысли.

Одно из наиболее интересных произведений в репертуаре школы, учитывая то, что она расположена на Сицилии, – анонимная поэма Pervigilium Veneris, «Ночное бдение в честь Венеры». Некоторые ученые датируют ее 400 годом нашей эры. Возможно, эту вещь исполняли на территории нынешней Сицилии во время празднеств, посвященных приходу весны. «Это дало ученикам шанс почувствовать себя главными героями поэмы», – улыбается Венто.

У пения есть и другие преимущества, главным образом – воспитание командного духа. По словам директора Франки Валенти, «совместная работа в хоре вырабатывает дисциплину. Ребятам приходится прислушиваться к товарищам, чтобы добиться слаженного звучания».

«Мы поправляем друг друга», – говорит один ученик. «Нам хочется произвести хорошее впечатление», – добавляет другой. Иными словами то, чем они занимаются, можно назвать социальным и эмоциональным обучением.

Quid Pro Quo

Но самое главное – дети изучают латынь. Какой смысл они видят в этом? «Это полезно для понимания наших корней, – говорит Далия. – К тому же освоение нового языка всегда открывает ум».

«Благодаря этому мы получаем более высокие оценки и по другим предметам, особенно по математике, – добавляет Самуэла. – Латынь способствует лучшему пониманию правил, неважно – в математике или литературе».

Сама того не подозревая, девочка обнаружила явление, которое уже изучают неврологи, психологи, биологи и даже математики. Возможно, правила латыни действительно помогают в освоении математики, но в данном случае свой мощный эффект оказала и музыка. Переложение на нее стихов, похоже, нечто большее, нежели просто развлечение. Десятилетия исследований в Соединенных Штатах Америки, Германии и других странах выявили ряд интересных фактов о том, как этот феномен помогает в обучении.

Данные из многих источников доказывают, что существует связь между музыкой и физическим и функциональным развитием мозга. Невропатолог Фрэнк Уилсон, бывший профессор Калифорнийского университета, обнаружил: увлечение ею развивает моторную систему мозга отличным от других видов деятельности образом. Музыка более полно задействует его функции (как в левом, так и в правом полушарии), нежели другие виды деятельности, подвергшиеся анализу. По убеждению Уилсона, эти открытия подтверждают, что музыка необходима для общего развития мозга и личности в целом.

Большое количество изысканий поддерживает точку зрения ученого.

  • Согласно исследованию 1988 года, ученики, занимающиеся музыкой, получили больше академических наград, чем те, кто ею не занимался.

  • Знаменитый врач, биолог и писатель Льюис Томас обнаружил, что по сравнению со школьниками, специализировавшимися на других дисциплинах, более высокий процент выпускников, изучавших музыку (66%), были приняты в медицинскую школу.

  • Ученики, игравшие на музыкальных инструментах или посещавшие занятия по восприятию музыки, показали более высокие оценки в тесте SAT, нежели ребята, с нею не связанные.

  • Музыка представлена в механизмах, распределенных по всему мозгу, тогда как другие типы информации – визуальная или двигательная – сосредоточены в одной области. Исследования показывают, что сама структура музыки фундаментальным образом схожа со структурой языка и тем, как мы его используем.

Пространственное мышление – функция мозга, критически важная для выполнения сложных задач, – может быть улучшено при помощи уроков музыки и даже просто благодаря прослушиванию музыкальных произведений. В пилотном исследовании 1992–1993 гг. дошкольники, несколько месяцев занимавшиеся музыкой, показали значительно более высокие результаты, чем прогнозировалось, в задачах на проверку пространственного мышления. В исследовании участвовали два образовательных учреждения: школа, где учатся ребята из семей со средним доходом, и школа для детей группы риска. Хотя обе они продемонстрировали значительный прогресс, показатели последних улучшились на 91%.

Передвижной песенный фестиваль

Поющая школа привлекла к себе большое внимание прессы на Сицилии. Однако в Италии в целом о ней мало что известно.

Тем не менее, слухи об этом учебном заведении достигли ушей Жака Ланга, бывшего министра культуры Франции, который изучил возможность адаптировать этот метод во французских образовательных учреждениях. Саму модель должно быть не трудно воспроизвести, однако главное условие  – неподдельный энтузиазм преподавателя, какой проявляет синьор Венто.

Ученики старшей школы Vincenzo Fardella, возможно, не знают или не заботятся о том, какое влияние музыка оказывает на работу мозга. Но те, кто честно признаются в том, что «латынь раньше нагоняла на меня сон», обнаружили не только то, что «Вергилий – это круто», но и то, что древние поэты все еще способны тронуть их сердца.

Приглашаем Вас познакомится с творчеством молодой исполнительницы Лизы Лукашиной. Если Вы хотите окунуться в незабываемую атмосферу её произведений, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Lizamusic.Ru. На официальном сайте Лизы Лукашиной вы сможете, не отходя от экрана монитора, скачать песни, книги и стихи. Если Вы хотите оставить отзыв или комментарий, то вы сможете сделать это в гостевой книги сайта www.Lizamusic.Ru. Статья подготовлена при поддержке официального сайта Лизы Лукашиной.

По материалам журнала Edutopia подготовила
Рейтинг@Mail.ru