Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2009

Партнерство

Школа для каждого

Декларировать равные возможности для всех учеников – лишь полдела. Другая половина заключается в том, чтобы их действительно предоставить. Челябинская школа № 55, заявив о своей миссии – «От школы для всех – к   школе для каждого», – сумела претворить ее в жизнь, о чем решила рассказать в   этой статье.

На основе анализа социального пространства учебного заведения, образовательного запроса родителей была выявлена потребность в организации специального коррекционного обучения VII вида детей с особыми образовательными потребностями.

Перед нами стояли следующие задачи:

  • создание системы локальных документов в соответствии с нормативно-правовой базой, обеспечивающей защиту прав личности учащегося, его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

  • выстраивание модели взаимодействия структурных единиц образовательного пространства для комплексного эффективного подхода к решению проблемы реализации коррекционного образования;

  • квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка на протяжении всего курса обучения в школе;

  • участие специалистов социально-психолого-педагогического сопровождения в разработке и реализации образовательных программ, индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов, адекватных возможностям и особенностям учащихся с особыми образовательными потребностями;

  • участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

  • организация своевременной качественной диагностики и коррекции посредством привлечения специалистов необходимой направленности;

  • решение вопросов преемственности в работе специалистов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы, учителей начальной школы и среднего звена;

  • подробный анализ динамики развития и качества усвоения учебного материала учащимися с особенностями в развитии;

  • психологическая помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Такой комплексный подход позволил нам решить проблему реализации коррекционного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения.

В первую очередь была собрана и сформирована полная нормативно-правовая база. На основании приказа районного Управления образования в школе были изданы следующие приказы:

«Об открытии специальных (коррекционных) классов VII вида». Специальные (коррекционные) классы VII вида создаются в МОУ СОШ №  55 в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения, утвержденной коллегией Министерства образования РФ, руководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (№ 288 от 12.03.97), инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов» (№ 48 от 04.09.97) и иными действующими законодательными актами РФ.

В нашей школе в этом учебном году открыто 12 классов C(К)О VII вида, где обучаются 122 ребенка с задержкой в психическом развитии.

«О порядке организации учебного процесса в классах С(К)О», в которых в соответствии с годовым календарным графиком устанавливалась продолжительность урока 40 минут. 5 минут учебного времени учителям-предметникам рекомендуется использовать для организации здоровьесберегающих мероприятий в виде психологических пауз, гимнастики для глаз, пальцев, физкультминуток, дидактических игр.

«Об организации работы психолого-медико-педагогического консилиума».

Разработаны также следующие Положения, обеспечивающие нормативную основу для реализации коррекционного образования:

– «О специальных (коррекционных) классах VII вида Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №  55 г. Челябинска».

– «О службе психолого-социальной педагогической поддержки МОУ СОШ № 55 г. Челябинска».

– «О внутришкольном психолого-медико-педагогическом консилиуме».

Кроме того, мы определили должностные и функциональные обязанности участников всех служб сопровождения и педагогических работников в части реализации коррекционного образования: психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, валеолога, классного руководителя и учителя-предметника.

И также заключили договоры о совместной работе:

  • школьного ПМПК с психолого-медико-педагогической консультацией Ленинского района г. Челябинска;

  • образовательного учреждения и родителей (законных представителей) учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Особый этап – разработка формы заявления родителей о приеме ребенка в специальный (коррекционный) класс.

В соответствии с главной директивной целью функционирования школы была составлена программа «Социализация и адаптация детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного мира». Ее цель  – создание оптимальных социально-педагогических условий, ориентированных на формирование социализированной личности, готовой к самоопределению и саморазвитию с последующим профессиональным определением.

Далее мы распределили информационные потоки между участниками сопровождения учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида нашей школы, где директор, заместитель директора, психолог, логопед, социальный педагог, школьный медицинский работник, валеолог, дефектолог, классный руководитель, учитель-предметник определены как источники информации. Здесь же выстроены цели, направления, мероприятия, выход и получатель. Такая схема распределения информационных потоков способствует комплексному подходу к реализации коррекционного образования и более эффективному его осуществлению.

Согласно ОБУП, коррекционные часы используются в качестве индивидуальных занятий как с учителями-предметниками, так и со специалистами (психологами, логопедами). Часы школьного компонента VII вида классов коррекции рассчитаны на усиление образовательных областей; увеличение количества часов, отводимых на образовательные области базового и регионального компонента; организацию индивидуальных и групповых занятий со слабоуспевающими учащимися.

Для решения задачи компетентного обучения детей с особыми образовательными потребностями в школе организован постоянно действующий семинар для педагогов, который проводят специалисты служб сопровождения. Календарно-тематическое планирование учителей-предметников в коррекционных классах составлено с учетом психологических особенностей школьников.

Подобный комплексный подход, с привлечением всех специалистов служб сопровождения и всех участников образовательного процесса позволил создать в нашем учебном заведении оригинальный вариант индивидуального коррекционного образовательного маршрута, что позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение.

Управленческий контроль уровня реализации коррекционного образования осуществляется традиционными методами:

  • посещение уроков;

  • написание аналитических справок;

  • совещания при завуче;

  • совещания при директоре;

  • информационно-аналитические совещания.

Однако наряду с привычными формами, в школе существует система общественного контроля, а именно:

  • творческие отчеты учителей-предметников;

  • мастер-классы;

  • открытые мероприятия, проводимые совместно с родителями учащихся коррекционных классов.

В 2008 г. в нашем ОУ была открыта экспериментальная площадка по разработке и внедрению в режим функционирования модели компетентностного подхода.

Педагогический коллектив прикладывает все свои творческие способности, интеллектуальный потенциал, чтобы сделать школу настоящим домом для каждого ребенка. В этом стремлении нас поддерживают все социальные партнеры: от депутата Законодательного собрания Челябинской области до выпускников и родителей. И мы верим – у нас все получится!

Рейтинг@Mail.ru