Согласно концепции создания, кафе-клуб
представляет собой оборудованную часть столовой
ОУ или отдельное помещение (класс), где есть
возможность для занятий, досуга, проектной
работы, общения за чаем с пирожками, организации
встреч учеников и их семей по следующим
направлениям: литературное, экологическое,
спортивное, театрально-концертное, читательское,
информационное, оздоровительное, туристическое
и др.
Обслуживание посетителей
осуществляют ученические бригады с участием
учителей и родительского актива.
На первом этапе городские власти
собираются открыть кафе-бары на базе отдельных
ОУ, для чего в каждом запланированы ремонт,
оборудование бара-стойки, шкафа-буфета,
электроплиты, оснащение 10–15-ю столами с
гигиеническим покрытием и 40–60-ю стульями.
Во многих школах кафе давно переросли
свое назначение в качестве точек общепита. Такой
опыт обязательно будет использован для
массового внедрения. Кроме того, в ряде ОУ кафе
пока разработаны лишь на бумаге, что не мешает и
этим предложениям быть включенными в список
хороших идей.
Основную функцию кафе учебное
заведение выбирает, исходя из собственных
условий. К примеру, достаточно специфическое
окружение из магистралей и крупных институтов,
отсутствие развлекательных и досуговых
учреждений продиктовало школе № 1995 стать
социокультурным центром микрорайона.
Сюда в любой день недели приходят в
кружки и секции жители всех возрастов из
близлежащих домов. Кафе при таком активном
посещении здесь, конечно, необходимо. Более того,
в нем хотят видеть любого посетителя, даже не
имеющего отношения к проведению досуга в школе.
(При этом охранникам ОУ не добавится лишней
работы: кафе удачно расположено в блоке,
практически не связанном с учебными помещениями,
и проконтролировать, чтобы зашедшие на чашечку
чая, миновав вход в школу, попали по назначению,
не составляет труда.)
Образовательное учреждение работает в
режиме полного дня: открыто с восьми утра до
восьми-девяти вечера. Не закрывается оно и все
выходные. Естественно, школьная столовая не
может удовлетворить возникающие потребности,
поэтому кафе сильно выручает.
Тут же организуется питание
при проведении дискотек, концертов и
спектаклей – актовый зал совсем рядом. В роли
продавцов – дежурный класс. Перевоплощению
детей в обслуживающий персонал и гостей
придается большое значение: смена ролей
позволяет воспитывать уважение,
доброжелательность друг к другу.
Педагоги стараются перемещать в стены
кафе проектную деятельность учеников.
Во-первых, таким образом дети лишний раз
вырываются из класса. А во-вторых, получают
необходимую толику самостоятельности, работая
некоторое время в отрыве от учителя.
В члены школьной «семьи» входят ветераны
микрорайона. Так как вне школы у них пока нет
собственного помещения, то кафе (и школьный
музей) являются единственным местом встреч.
Временами кафе превращается в штаб
органа ученического самоуправления. Иногда –
в выставочный зал с работами какого-либо
из многочисленных кружков.
О планах… Сейчас бар обеспечен
кухонной мебелью, бытовой техникой и переносным
мультимедийным оборудованием, хотя в школе
мечтают о стационарном. А еще об… аппаратуре для
голосования.
У колледжа предпринимательства № 15
студенческий бизнес-клуб (где студентам – и отдых,
и прохождение производственной практики) –
на стадии проекта. Но детально проработанного.
Маркетинговое исследование выявило 81 процент
положительных ответов на вопрос, испытывают ли
студенты нужду в создании кафе. Посетителями
будут учащиеся, преподаватели и гости из
соседних учебных заведений.
В выборе интерьера колебались между
стилями хай-тек и классическим ХIХ века.
Остановились на втором.
Оборудование выбирали с учетом
стоимости, качества и продуктивности той или
иной машины.
Определили и режим работы, и штатное
расписание, и фонд оплаты труда… В итоге
вычислили сумму необходимого капитала – 2 млн
рублей. По студенческим подсчетам, окупаемость
кафе составит около шести лет.
В проекте кафе в школе № 1095, как и в
других ОУ, много интересных находок. В частности,
интерьер предусматривает специальное место
для психолога (или социального педагога) для
проведения индивидуальных занятий с детьми,
психологических тренингов в группе, релаксации и
т.п.
При множестве положительных сторон
работа кафе сопряжена с целой чередой нерешенных
вопросов, что угрожает продвижению всего
задуманного. Замалчивать трудности директора не
хотят.
Планы большого и малого залов кафе
в СОШ № 1014
Директор школы № 467 Светлана
Ивановна Макина:
– Многофункциональное помещение
хорошо выглядит на рисунках. Замечательно, когда
это планируется, но дело упирается в площадь.
Если задумано, среди прочего, интернет-кафе, то
пожарные требуют ограниченного количества
компьютеров на комнату, плюс оборудования
отдельного выхода.
В непосредственной близости от барной
стойки не поставишь копировальную технику: здесь
еда, и имущество можно испортить. Жалко…
Директор школы № 1354 Анна Львовна
Постникова:
– Иногда задаюсь вопросом: мне,
директору, зачем это нужно? Но понимаю, что детям
не хватает неформального общения. Так что идея с
кафе, конечно, хорошая: более спокойно, безопасно
вырабатываются навыки, которые в других условиях
не приобретешь.
Но наряду с этим – огромные
трудности. Давайте смотреть трезво. Приходят
проверки, сверяют соответствие требованиям –
и нет сегодня такой школы, где не нашлось бы
нарушений. И я очень боюсь, как бы ситуация с кафе
не была бы такой же. Не загубить бы добрую идею
тем, что юридическая база не соответствует
реальному функционированию этих кафе.
Например, мы с гордостью говорим, как
ребята торгуют, получают прибыль. А куда вы,
уважаемые взрослые, потом деваете деньги? А учите
ли вы детей платить налоги с прибыли? Не
получается ли, что мы показываем им, как не надо
делать, скрывая доходы от государства?
Заявляется о новой форме работы с
подрастающим поколением. Но детям нельзя врать!
Если мы с ними играем, то давайте играть
всерьез – в тех правовых рамках, в которых
живут «взрослые» кафе.
Следует еще очень много думать над
нормативно-правовой базой – что можно и
нельзя. Ясно же, готовить вы ребенка одного к
плите не поставите. И меню он не имеет права
разрабатывать. Все знают, как тщательно
проверяются в школах вопросы, связанные с
питанием. Головная боль!
От кафе ждут многофункциональности:
литературная ли встреча проходит, научная или
здесь место, где можно принять гостей из-за
границы… Чтобы сделать это хорошо, чтобы мебель
и оснащение действовали по принципу
«роботов-трансформеров», сюда требуется
подключить лучшие дизайнерские, архитектурные
силы. Поставленная барная стойка не станет
считаться кафе и, конечно, не покажет детям, каким
должен быть их завтрашний досуговый, культурный
день.
Спонсор публикации статьи: интернет-магазин Muzline – один из самых популярных и быстро развивающихся в Украине магазинов музыкальных инструментов, звукового и светового оборудования. Широкий ассортимент, разумная ценовая политика, отличный сервис и индивидуальный подход к каждому клиенту – вот слагаемые успеха команды Muzline. В каталоге на сайте muzline.com.ua представлены и гитарное оборудование, и синтезаторы, и аккордеоны и гармошки, ударные, смычковые и духовые инструменты, звуковое оборудование, наушники и микрофоны, световое и студийное оборудование. Здесь есть все необходимое как для профессионалов из области шоу-бизнеса, так и для музыкантов-любителей и новичков, только собирающихся реализовать свои творческие способности и замыслы. Вся продукция отличается высочайшим качеством, т.к. Muzline.com.ua является сертифицированным партнером ведущих производителей музыкальной индустрии. Все товары продаются с доставкой, которая осуществляется по всей Украине в кратчайшие сроки.
|