Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2009

Книжная полка

Непедагогическая литература,

или Что читать руководителю школы? Окончание

Окончание. Начало в № 2/2009

Продолжим наш разговор о непедагогической литературе, которая для продвинутого руководителя школы может оказаться куда интереснее и полезнее, чем специальная педагогическая брошюра.

Представляем группу книг, развивающих конкретные навыки. Но конкретные – это только на первый взгляд, ведь совершенствование одного качества обязательно воздействует и на другие, в том числе более фундаментальные.

Вот, например, Владимир Владимирович Шахиджанян – преподаватель факультета журналистики МГУ, журналист и психолог, разработчик самой эффективной (по нашему мнению) программы овладения слепым десятипальцевым методом печати «Соло на клавиатуре» и автор серии развивающих книг – издал учебный курс «Учимся говорить публично» (СПб., 2004). Все работы Шахиджаняна – и эта книга не исключение – отличаются разумной практической ориентированностью, но вместе с тем в них есть философский фундамент, задан общий горизонт развития и поставлены задачи самосовершенствования.

Тренируя навыки публичного выступления, мы, прежде всего, познаем самих себя и закаляем свой характер. Независимо от содержания процесса (учимся мы быстрому набору на клавиатуре или ораторскому искусству) ключевой целью всегда остается освоение технологии успеха – через преодоление лени, косности и страха, через слом стереотипов и постоянные монотонные усилия. Per aspera ad astra, иными словами.

Книга разбита на небольшие главы, или этюды, позволяющие постепенно подниматься со ступеньки на ступеньку. К примеру, этюд № 10 посвящен регламенту («Запомните: лучше закончить выступление на минуту раньше, чем на десять секунд позже!») и предлагает читателям провести эксперимент по «аудиту» собственного времени. Этюд № 11 подразумевает подготовку рассказа о Сократе на 2–3 минуты (с использованием источников и без), а этюд № 12 формулирует простое и одновременно весьма сложное задание: «Прежде чем ответить на вопрос или прервать собеседника, сосчитайте, пожалуйста, до трех, а если вы – человек нетерпеливый и знаете за собой такой грех, то до пяти».

Все этюды построены по принципу восхождения от простого к сложному; они сгруппированы по темам, каждая из которых включает в себя и философский, смысложизненный зачин, и этап постановки общих целей и задач, и конкретные упражнения с рекомендациями, и варианты саморефлексии и самоконтроля.

В.В. Шахиджанян как опытный преподаватель гарантирует успех каждому ученику, если тот проделает все шаги и выполнит все задания. Этот важнейший принцип разделения ответственности должен действовать в любой ситуации обучения. Так, школа может гарантировать своим ученикам определенный уровень качества знаний и диапазон приобретенных компетенций только при условии добросовестного выполнения школьниками (и их родителями) своих обязанностей, приложения встречных усилий и т.д.

Настоящий учитель умеет работать дистанционно: мы ощущаем его присутствие; он поддерживает нас, мотивирует, но не принуждает. Решающим остается наш собственный выбор: ученики сами устанавливают темп, уровень сложности заданий и оценивают итоги работы. Именно поэтому достигнутый результат – полностью НАШ; автор выступает, скорее, тьютором, чем репетитором. Методики Шахиджаняна отвечают современным требованиям к эффективным педагогическим технологиям (в отличие от многих педагогических разработок).

Вот несколько практических рекомендаций от автора книги «Учимся говорить публично».

Как избавиться от «слов-паразитов»? – Заключите договор сами с собой и каждый раз, когда вредное словечко срывается с языка, громко кукарекайте, мяукайте или хлопайте себя по щекам. Вы должны делать это в любом месте: дома, на службе, в гостях, на сцене Большого театра – иначе ничего не получится!..

Как улучшить дикцию? – Выпишите в один ряд гласные звуки (а, и, о, у…), а потом подставляйте к ним любые согласные: ДА, ДИ, ДО, ДУ; ГА, ГИ, ГО, ГУ… и т.п. Бодро и четко произносите эти слоги перед зеркалом по 15 минут в день (как минимум).

Как научиться говорить публично? – Не просто прочитать одноименную книгу Шахиджаняна, не просто познакомиться со всеми заданиями и пересказать их друзьям, а ВЫПОЛНИТЬ их – последовательно, одно за другим. И мудрое замечание в финале: «Обратите внимание, терпеливые люди достигают в жизни большего, чем нетерпеливые».

Среди настольных книг руководителя ОУ обязательно должны присутствовать труды по теории и практике современного менеджмента. Помочь в решении повседневных проблем может литература, освещающая различные аспекты управления: стили менеджмента, проектный менеджмент, командообразование, франчайзинг, PR-технологии, имиджеология, коучинг…

Кстати, в 2005 г. в Петербурге была издана с виду неприметная, но очень полезная книга Э.Гранта и Дж.Грина «Коучинг принятия решений». Мы и сами многое из нее почерпнули и рекомендовали прочесть всем своим управленцам.

Коучинг – это содействие позитивным изменениям, он помогает людям развить свой потенциал. Руководители должны использовать коучинг, чтобы отдельные лидеры и команды оптимизировали свою работу и повысили уровень профессиональной компетентности. Коучинг можно назвать своеобразным стилем управления, когда вы перестаете вещать и начинаете спрашивать, выводя людей на дорогу правильных решений.

Авторы книги наглядно и очень доходчиво объясняют, какие шаги должен предпринять руководитель, чтобы его подчиненные (его команда) осознали свою ответственность, войдя в «дом изменений» и целенаправленно двигались к достижению нужных организации результатов. Примерная картина будущего постепенно обретает ясные очертания и конкретизируется в четком плане действий. Для этого нужно научиться (и затем научить коллег) правильно ставить цели. Грант и Грин называют их SMART-целями, т.е.:

S (specific) – конкретными;
M (measurable) – измеримыми;
A (attractive) – привлекательными;
R (realistic) – реалистичными;
T (time framed) – определенными во времени.

Например, в период глобального финансового кризиса вы фиксируете проблему финансовой нестабильности и возрастания социальных рисков для своей семьи. «Достичь стабильного финансового положения» – эта цель не отвечает вышеперечисленным требованиям: она, конечно, привлекательна, но неизмерима, неконкретна и не определена во времени. «Каждый месяц откладывать проценты от доходов; перевести все рублевые счета в валютные и положить деньги на депозит на N-ный срок под N-ный процент» – это уже другое дело.

Или, допустим, вас беспокоит лишний вес, расслабились во время праздников, а вот уже и одышка появилась, и давление скачет… Что ж, сосредоточимся: «Я хочу быть в хорошей форме, вести активный образ жизни и влезть в свой прежний 46-й размер». Нет, не годится – это просто благопожелание: снова ни конкретики, ни возможности контроля. «Трижды в неделю буду заниматься пилатесом, дважды – ходить в тренажерный зал, перестану есть после 18.00 и в течение марта пройду обследование» – вот настоящая SMART-цель, не хватает только срока, в течение которого вы будете жить здоровой жизнью (а то вас только на март и хватит).

Итак, цели должны быть четкими, достаточно трудными (чтобы, достигнув их, мы себя зауважали еще больше), активно желаемыми и четко выстроенными во времени и пространстве. Не наше вечное «с понедельника возьмусь», а, скорее, «в период с 1 марта по 30 мая предприму следующие шаги (далее подробный план – и чтобы можно было галочки ставить там, где уже выполнено)».

Авторы также учат руководителей оценивать деятельность своих сотрудников именно с позиции коуча: у кого есть потенциал? Кого стоит пригласить на сессии коучинга? С кем поработать индивидуально, а с кем в группе? Стоит ли этот человек таких инвестиций?

В заключительной части еще раз подчеркивается, что коучинг – это не психотерапия и не тренинг. Он касается совершенствования выполнения работы и является скорее поощрением, чем средством коррекции поведения. Однако возможно рассматривать коучинг и как один из возможных путей поиска счастья: почему бы и нет?.. Ведь с его помощью мы упорядочиваем свою жизнь и лучше понимаем, чего именно и как хотим достичь. Так что, дорогие коллеги, осваивайте азы коучинга и получайте свое конкретное и вполне реальное SMART-счастье!

Еще один гуру современного менеджмента и самоменеджмента – Брайан Трейси, американский предприниматель и бизнес-тренер, автор таких бестселлеров, как «Постройте свое будущее», «100 абсолютных законов успеха в бизнесе», «Достижение максимума», «21 способ стать выдающимся менеджером», «Победа!» и многих других, вышедших на русском языке в последние несколько лет. Этот автор особенно интересен деятелям образования: во-первых, потому что так и не окончил школу, но добился впечатляющих результатов; во-вторых, потому, что приводит немало примеров из области образования; в-третьих, потому что практически все его законы и принципы насквозь педагогичны.

Основная тематика его работ – те волшебные рычаги, искусство «вытаскивать себя за уши из болота», которые могут позволить любому человеку объективно проанализировать ситуацию, в которой он находится, и начать работать над повышением качества своей жизни. Причем уже сегодня, не откладывая дела в долгий ящик.

С одной стороны, Трейси говорит о персональной системе продвижения, включающей в себя: 1) принятие ответственности за собственную жизнь; 2) умение ставить далекие и близкие цели; 3) выделение главного, формирование стратегических планов и воплощение их в жизнь. С другой стороны, автор детально описывает модели управления организацией и блестяще интерпретирует классические теории управления, придавая им неповторимую трактовку.

В отличие от С.Кови, Трейси преподносит свои мысли очень просто и доходчиво и одновременно изящно, прямо-таки вдохновляюще.

Возьмем для примера, казалось бы, чисто педагогическую фабулу. Директор вызывает к себе троих учителей и объявляет им, что они – лучшие по итогам прошедшего года и поэтому им даются самые хорошие классы. Через год эти педагоги и классы, им доверенные, показывают превосходные результаты, хотя, на самом деле, ни те, ни другие вовсе не были лучшими изначально. Это одна из типичных ситуаций, демонстрирующих силу позитивной установки и возможности ее влияния на эффективность деятельности.

Писатель-бизнесмен приводит множество простых и понятных алгоритмов и упражнений для выработки необходимых качеств – таких, как самоконтроль, самообладание, умение убеждать, уверенность в себе и т.п. Если руководство школы попробует использовать хотя бы десятую часть этих рекомендаций для работы над собой и своими сотрудниками, то, уверяем вас, качество образования поднимется в разы. Ведь, по мысли автора, большинство преград для нашего роста заключено в нас самих, и каждый таит в себе огромные залежи нереализованной энергии для рывка.

Произведения Трейси выходят и в сериях карманных изданий (smart book), и в виде аудиокниг СD и MP3, что особенно удобно для занятых людей, которые с толком проводят время даже в автомобильной пробке или в парикмахерской. Небольшие компактные издания по 60–70 страниц, разбитые на короткие главы и набранные крупным шрифтом, удобно брать в поездки или дарить знакомым. Да и названия говорят сами за себя: «Искусство превосходства», «Делай в два раза больше», «Вижу цель!», «Высший пилотаж» (вся серия – М., 2008).

На десерт мы оставили книги Клауса Кобьёлла, известного немецкого ресторатора и владельца отеля «Шиндлерхоф» (Schindlerhof), который покорил нас уже своей первой вышедшей в России книгой «Мотивация в стиле ЭКШН: Восторг заразителен» (М., 2004). Издание полностью соответствует своему названию, ибо, еще не дочитав его до конца, мы буквально заразились энтузиазмом автора и взялись за масштабные преобразования у себя в гимназии. Спустя полгода, рассказывая о нашей деятельности в книге «Коммуникационная среда школы» (М., 2005), мы назвали вводную главу «Педагогика в стиле ЭКШН» и выразили глубокую благодарность г-ну Кобьёллу за новый импульс в нашем движении вперед.

Деятельность К.Кобьёлла уже давно вышла за рамки управления отелем и рестораном – ныне это известный бизнес-консультант, эксперт по вопросам предпринимательства и преподаватель, который ежегодно проводит десятки семинаров. Вслед за первой вышли и другие книги: «Виртуозный маркетинг» (М., 2004), «Без риска нет кайфа» (в соавторстве с Дагмар Хайнке, главой имиджевой компании – М., 2005), «Как стать лучше? TUNE: Новый путь привлечения и удержания клиентов» (в соавторстве с Роландом Бергером – М., 2005).

В чем главная идея Кобьёлла? Сегодня, когда многие фирмы и организации предоставляют стабильно высокий уровень услуг и даже выдвигают различные спецпредложения, предупреждающие желания клиентов, конкурентные преимущества можно получить на пути создания и укрепления нематериальных, но очевидных ценностей – таких, как дух, уклад, атмосфера. Они-то, в конечном счете, и согревают сердце посетителя, склоняя его в пользу того или иного заведения, оказываясь важнее даже вкуса блюд, вышколенности персонала или качества отделки помещения.

Для наглядности читателю рисуется образ праздничного торта: именно «тортовая модель» отлично характеризует смысл деятельности любого предприятия, в том числе образовательного учреждения.

Итак, вслед за Кобьёллом предположим, что наша повседневная работа заключается в изготовлении тортов.

1. Основа торта – это ежедневно повторяющиеся действия, так называемое «базовое качество», воспринимаемое клиентами как нечто само собой разумеющееся. Применительно к школе в основу входят и качество преподавания, и условия обучения, и управление, и организация досуга детей, и система питания, и медицинское обслуживание. При этом планка требований поднимается все выше – следовательно, просто «качественным образованием» уже никого не удивишь. Ведь таков уровень ожиданий.

А если тесто окажется сыроватым или подгоревшим, то никакие ухищрения наш продукт не спасут. Восхищенных возгласов мы не дождемся, а получим рекламации: «Лучше бы лепешки выпекали, а на торты не замахивались!..».

2. Второй уровень качества – это промазка (взбитые сливки, сгущенка, джем…). Именно она делает наш торт необычным, ученики идут к нам из-за этого вкусного крема: предшкольной подготовки, развивающих программ в «началке», профильной старшей школы, уникальной художественной студии или международного бакалавриата. А может быть, крем такой вкусный благодаря нескольким прекрасным педагогам, которых знает вся округа?.. В общем, промазка – это конкурентные преимущества и выгодные отличия от других.

3. Третий (самый верхний) слой – это украшения на торте, определяющие качество сюрприза и приятно удивляющие тех, кто к нам приходит. Украшения должны превосходить ожидания. «Качество сюрприза становится сегодня все важнее, – пишет Кобьёлл. – Именно оно действует наиболее эффективно и остается в памяти. Ведь клиенты, прежде всего постоянные, быстро привыкают к слою взбитых сливок, поэтому ждут приятных неожиданностей и должны их получать».

Какие же сюрпризы предлагает готовить мэтр ресторанного и гостиничного бизнеса? Искусство обслуживания – это целая «сервис-драматургия», где каждый акцент должен быть расставлен правильно. Работа над мелкими деталями (не просто солонка, а разные виды соли; камни-талисманы на столиках, ароматизаторы в саше…), сугубо индивидуальный подход (учет персональных вкусов, картотека постоянных клиентов, «ювелирная» работа с жалобами и т.д., и т.п.), блеск в глазах и хорошее настроение у всех сотрудников, где бы они ни работали.

В системе эти элементы драматургии объединяются в четыре основополагающих фактора, которые вместе составляют принцип TUNE.

Т – «трогающее обаяние духа», порождающее ощущение уникальности заведения;
U – установка на надежные, стабильные процессы: функциональность, порядок, комфортность и работу без сбоев;
N – наивысший жизненный тонус: позитивный образ, надежность и привлекательность во всем;
E – энергия: ориентация на рост и развитие.

Очевидно, что факторы успешности Кобьёлла можно легко «перевести» на школьный язык – перевода, в общем-то, и не требуется. Собственный уклад, традиции, уникальная атмосфера плюс гарантии стабильного качества образования, плюс позитивность и нацеленность на развитие. Вот вам и формула образцового ОУ, т.е. некая абстрактная универсальная оболочка. А наполнять ее содержанием придется вам – в том числе, с помощью книг Клауса Кобьёлла, который приводит множество ярких примеров и ситуаций, когда мелочи (нет, не мелочи, а продуманные «сюрпризные» детали!) решают все и приносят и прибыль, и клиентуру, и доброе имя.

Все книги Кобьёлла – небольшие и составлены весьма эргономично: тексты разбиты на отдельные смысловые фрагменты с подзаголовками и основными тезисами, набранными жирным курсивом и вынесенными в рамочки. В основе этих изданий (как, кстати, и многих других современных пособий по менеджменту) лежат прочитанные предпринимателем лекции – поэтому они принципиально диалогичны, изобилуют живыми речевыми оборотами, эмоциональными оценками, примерами и т.п. Пресловутый ЭКШН содержится в самом тексте, представляющем собой записанную живую речь, разговор с аудиторией – отсюда и заразительность, увлекательность, казалось бы, сугубо серьезного контента.

Именно увлекательности и не хватает нашей специальной литературе: к ценной идее подчас невозможно «продраться» сквозь зубодробительные обороты сугубо письменной речи. А ореол высокой научности не дает нашим экспертам выйти на уровень практики и дать реальные советы реальным людям. Хотите анекдот из жизни? Месяца полтора назад в информационно-методическом центре г. Екатеринбурга состоялась встреча некоего остепененного ученого мужа с руководителями школ. Выступающий всерьез заявил, что ; остальные недостаточно компетентны. Бедняга Кобьёлл – нет у него ученой степени, а выходит, и принцип TUNE ничего не стоит в глазах фундаментальной науки!..

Конечно, не нужно огульно критиковать все педагогические издания; постепенно и наши книги становятся более удобочитаемыми и приближенными к «земле», т.е. к практике школьного руководства. Очень радует, что настоящие корифеи управления школой – такие, как Е.А. Ямбург, Е.Л. Рачевский, Л.М. Плахова, А.Е. Попов и многие другие – активно публикуют свои идеи, излагают позиции в СМИ, помогают начинающим коллегам.

В финале нашего обзора непедагогической литературы, рекомендуемой руководителям школ, повторим мысль, высказанную в первой части статьи. По-настоящему педагогической книгу делают отнюдь не узкоспециальная тема и не бесконечное повторение новомодных терминов типа «компетентность», «культуросообразность» или «образовательное проектирование». Педагогично то, что «зажигает» нас, ежедневно подталкивает к саморазвитию, учит эффективно руководить собой и другими. Именно такие книги выбираем мы сами и советуем прочитать вам.

Читайте и совершенствуйтесь!

Рейтинг@Mail.ru