Окончание. Начало в № 2/2009
Продолжим наш разговор о
непедагогической литературе, которая для
продвинутого руководителя школы может оказаться
куда интереснее и полезнее, чем специальная
педагогическая брошюра.
Представляем группу книг, развивающих
конкретные навыки. Но конкретные – это только на
первый взгляд, ведь совершенствование одного
качества обязательно воздействует и на другие, в
том числе более фундаментальные.
Вот, например, Владимир Владимирович
Шахиджанян – преподаватель факультета
журналистики МГУ, журналист и психолог,
разработчик самой эффективной (по нашему мнению)
программы овладения слепым десятипальцевым
методом печати «Соло на клавиатуре» и автор
серии развивающих книг – издал учебный курс
«Учимся говорить публично» (СПб., 2004). Все работы
Шахиджаняна – и эта книга не исключение –
отличаются разумной практической
ориентированностью, но вместе с тем в них есть
философский фундамент, задан общий горизонт
развития и поставлены задачи
самосовершенствования.
Тренируя навыки публичного
выступления, мы, прежде всего, познаем самих себя
и закаляем свой характер. Независимо от
содержания процесса (учимся мы быстрому набору
на клавиатуре или ораторскому искусству)
ключевой целью всегда остается освоение технологии
успеха – через преодоление лени, косности и
страха, через слом стереотипов и постоянные
монотонные усилия. Per aspera ad astra, иными словами.
Книга разбита на небольшие главы, или этюды,
позволяющие постепенно подниматься со ступеньки
на ступеньку. К примеру, этюд № 10 посвящен
регламенту («Запомните: лучше закончить
выступление на минуту раньше, чем на десять
секунд позже!») и предлагает читателям провести
эксперимент по «аудиту» собственного времени.
Этюд № 11 подразумевает подготовку рассказа о
Сократе на 2–3 минуты (с использованием
источников и без), а этюд № 12 формулирует простое
и одновременно весьма сложное задание: «Прежде
чем ответить на вопрос или прервать собеседника,
сосчитайте, пожалуйста, до трех, а если вы –
человек нетерпеливый и знаете за собой такой
грех, то до пяти».
Все этюды построены по принципу
восхождения от простого к сложному; они
сгруппированы по темам, каждая из которых
включает в себя и философский, смысложизненный
зачин, и этап постановки общих целей и задач, и
конкретные упражнения с рекомендациями, и
варианты саморефлексии и самоконтроля.
В.В. Шахиджанян как опытный
преподаватель гарантирует успех каждому
ученику, если тот проделает все шаги и выполнит
все задания. Этот важнейший принцип разделения
ответственности должен действовать в любой
ситуации обучения. Так, школа может
гарантировать своим ученикам определенный
уровень качества знаний и диапазон
приобретенных компетенций только при условии
добросовестного выполнения школьниками (и их
родителями) своих обязанностей, приложения
встречных усилий и т.д.
Настоящий учитель умеет работать
дистанционно: мы ощущаем его присутствие; он
поддерживает нас, мотивирует, но не принуждает.
Решающим остается наш собственный выбор: ученики
сами устанавливают темп, уровень сложности
заданий и оценивают итоги работы. Именно поэтому
достигнутый результат – полностью НАШ; автор
выступает, скорее, тьютором, чем репетитором.
Методики Шахиджаняна отвечают современным
требованиям к эффективным педагогическим
технологиям (в отличие от многих педагогических
разработок).
Вот несколько практических
рекомендаций от автора книги «Учимся говорить
публично».
Как избавиться от
«слов-паразитов»? – Заключите договор сами с
собой и каждый раз, когда вредное словечко
срывается с языка, громко кукарекайте, мяукайте
или хлопайте себя по щекам. Вы должны делать это в
любом месте: дома, на службе, в гостях, на сцене
Большого театра – иначе ничего не получится!..
Как улучшить дикцию? – Выпишите в
один ряд гласные звуки (а, и, о, у…), а потом
подставляйте к ним любые согласные: ДА, ДИ, ДО, ДУ;
ГА, ГИ, ГО, ГУ… и т.п. Бодро и четко произносите эти
слоги перед зеркалом по 15 минут в день (как
минимум).
Как научиться говорить публично? –
Не просто прочитать одноименную книгу
Шахиджаняна, не просто познакомиться со
всеми заданиями и пересказать их друзьям, а
ВЫПОЛНИТЬ их – последовательно, одно за
другим. И мудрое замечание в финале: «Обратите
внимание, терпеливые люди достигают в жизни
большего, чем нетерпеливые».
Среди настольных книг руководителя ОУ
обязательно должны присутствовать труды по
теории и практике современного менеджмента.
Помочь в решении повседневных проблем может
литература, освещающая различные аспекты
управления: стили менеджмента, проектный
менеджмент, командообразование, франчайзинг,
PR-технологии, имиджеология, коучинг…
Кстати, в 2005 г. в Петербурге была издана
с виду неприметная, но очень полезная книга Э.Гранта
и Дж.Грина «Коучинг принятия решений». Мы и
сами многое из нее почерпнули и рекомендовали
прочесть всем своим управленцам.
Коучинг – это содействие
позитивным изменениям, он помогает людям развить
свой потенциал. Руководители должны
использовать коучинг, чтобы отдельные лидеры и
команды оптимизировали свою работу и повысили
уровень профессиональной компетентности.
Коучинг можно назвать своеобразным стилем
управления, когда вы перестаете вещать и
начинаете спрашивать, выводя людей на дорогу
правильных решений.
Авторы книги наглядно и очень
доходчиво объясняют, какие шаги должен
предпринять руководитель, чтобы его подчиненные
(его команда) осознали свою ответственность,
войдя в «дом изменений» и целенаправленно
двигались к достижению нужных организации
результатов. Примерная картина будущего
постепенно обретает ясные очертания и
конкретизируется в четком плане действий. Для
этого нужно научиться (и затем научить коллег)
правильно ставить цели. Грант и Грин называют их
SMART-целями, т.е.:
S (specific) – конкретными;
M (measurable) – измеримыми;
A (attractive) – привлекательными;
R (realistic) – реалистичными;
T (time framed) – определенными во времени.
Например, в период глобального
финансового кризиса вы фиксируете проблему
финансовой нестабильности и возрастания
социальных рисков для своей семьи. «Достичь
стабильного финансового положения» – эта
цель не отвечает вышеперечисленным требованиям:
она, конечно, привлекательна, но неизмерима,
неконкретна и не определена во времени. «Каждый
месяц откладывать проценты от доходов; перевести
все рублевые счета в валютные и положить деньги
на депозит на N-ный срок под N-ный процент» –
это уже другое дело.
Или, допустим, вас беспокоит лишний
вес, расслабились во время праздников, а вот уже и
одышка появилась, и давление скачет… Что ж,
сосредоточимся: «Я хочу быть в хорошей форме,
вести активный образ жизни и влезть в свой
прежний 46-й размер». Нет, не годится – это
просто благопожелание: снова ни конкретики, ни
возможности контроля. «Трижды в неделю буду
заниматься пилатесом, дважды – ходить в
тренажерный зал, перестану есть после 18.00 и в
течение марта пройду обследование» – вот
настоящая SMART-цель, не хватает только срока, в
течение которого вы будете жить здоровой жизнью
(а то вас только на март и хватит).
Итак, цели должны быть четкими,
достаточно трудными (чтобы, достигнув их, мы себя
зауважали еще больше), активно желаемыми и четко
выстроенными во времени и пространстве. Не наше
вечное «с понедельника возьмусь», а, скорее, «в
период с 1 марта по 30 мая предприму следующие шаги
(далее подробный план – и чтобы можно было
галочки ставить там, где уже выполнено)».
Авторы также учат руководителей
оценивать деятельность своих сотрудников именно
с позиции коуча: у кого есть потенциал? Кого стоит
пригласить на сессии коучинга? С кем поработать
индивидуально, а с кем в группе? Стоит ли этот
человек таких инвестиций?
В заключительной части еще раз
подчеркивается, что коучинг – это не
психотерапия и не тренинг. Он касается совершенствования
выполнения работы и является скорее поощрением,
чем средством коррекции поведения. Однако
возможно рассматривать коучинг и как один из
возможных путей поиска счастья: почему бы и нет?..
Ведь с его помощью мы упорядочиваем свою жизнь и
лучше понимаем, чего именно и как хотим достичь.
Так что, дорогие коллеги, осваивайте азы коучинга
и получайте свое конкретное и вполне реальное
SMART-счастье!
Еще один гуру современного
менеджмента и самоменеджмента – Брайан
Трейси, американский предприниматель и
бизнес-тренер, автор таких бестселлеров, как
«Постройте свое будущее», «100 абсолютных законов
успеха в бизнесе», «Достижение максимума», «21
способ стать выдающимся менеджером», «Победа!» и
многих других, вышедших на русском языке в
последние несколько лет. Этот автор особенно
интересен деятелям образования: во-первых,
потому что так и не окончил школу, но добился
впечатляющих результатов; во-вторых, потому, что
приводит немало примеров из области образования;
в-третьих, потому что практически все его законы
и принципы насквозь педагогичны.
Основная тематика его работ – те
волшебные рычаги, искусство «вытаскивать себя за
уши из болота», которые могут позволить любому
человеку объективно проанализировать ситуацию,
в которой он находится, и начать работать над
повышением качества своей жизни. Причем уже
сегодня, не откладывая дела в долгий ящик.
С одной стороны, Трейси говорит о персональной
системе продвижения, включающей в себя: 1)
принятие ответственности за собственную жизнь; 2)
умение ставить далекие и близкие цели; 3)
выделение главного, формирование стратегических
планов и воплощение их в жизнь. С другой стороны,
автор детально описывает модели управления
организацией и блестяще интерпретирует
классические теории управления, придавая им
неповторимую трактовку.
В отличие от С.Кови, Трейси преподносит
свои мысли очень просто и доходчиво и
одновременно изящно, прямо-таки вдохновляюще.
Возьмем для примера, казалось бы, чисто
педагогическую фабулу. Директор вызывает к себе
троих учителей и объявляет им, что они –
лучшие по итогам прошедшего года и поэтому им
даются самые хорошие классы. Через год эти
педагоги и классы, им доверенные, показывают
превосходные результаты, хотя, на самом деле, ни
те, ни другие вовсе не были лучшими изначально.
Это одна из типичных ситуаций, демонстрирующих
силу позитивной установки и возможности ее
влияния на эффективность деятельности.
Писатель-бизнесмен приводит множество
простых и понятных алгоритмов и упражнений для
выработки необходимых качеств – таких, как
самоконтроль, самообладание, умение убеждать,
уверенность в себе и т.п. Если руководство школы
попробует использовать хотя бы десятую часть
этих рекомендаций для работы над собой и своими
сотрудниками, то, уверяем вас, качество
образования поднимется в разы. Ведь, по мысли
автора, большинство преград для нашего роста
заключено в нас самих, и каждый таит в себе
огромные залежи нереализованной энергии для
рывка.
Произведения Трейси выходят и в сериях
карманных изданий (smart book), и в виде аудиокниг СD и
MP3, что особенно удобно для занятых людей, которые
с толком проводят время даже в автомобильной
пробке или в парикмахерской. Небольшие
компактные издания по 60–70 страниц, разбитые на
короткие главы и набранные крупным шрифтом,
удобно брать в поездки или дарить знакомым. Да и
названия говорят сами за себя: «Искусство
превосходства», «Делай в два раза больше», «Вижу
цель!», «Высший пилотаж» (вся серия – М., 2008).
На десерт мы оставили книги Клауса
Кобьёлла, известного немецкого ресторатора и
владельца отеля «Шиндлерхоф» (Schindlerhof), который
покорил нас уже своей первой вышедшей в России
книгой «Мотивация в стиле ЭКШН: Восторг
заразителен» (М., 2004). Издание полностью
соответствует своему названию, ибо, еще не
дочитав его до конца, мы буквально заразились
энтузиазмом автора и взялись за масштабные
преобразования у себя в гимназии. Спустя полгода,
рассказывая о нашей деятельности в книге
«Коммуникационная среда школы» (М., 2005), мы
назвали вводную главу «Педагогика в стиле ЭКШН»
и выразили глубокую благодарность
г-ну Кобьёллу за новый импульс в нашем
движении вперед.
Деятельность К.Кобьёлла уже давно
вышла за рамки управления отелем и
рестораном – ныне это известный
бизнес-консультант, эксперт по вопросам
предпринимательства и преподаватель, который
ежегодно проводит десятки семинаров. Вслед за
первой вышли и другие книги: «Виртуозный
маркетинг» (М., 2004), «Без риска нет кайфа» (в
соавторстве с Дагмар Хайнке, главой имиджевой
компании – М., 2005), «Как стать лучше? TUNE: Новый
путь привлечения и удержания клиентов» (в
соавторстве с Роландом Бергером – М., 2005).
В чем главная идея Кобьёлла? Сегодня,
когда многие фирмы и организации предоставляют
стабильно высокий уровень услуг и даже выдвигают
различные спецпредложения, предупреждающие
желания клиентов, конкурентные преимущества
можно получить на пути создания и укрепления
нематериальных, но очевидных ценностей –
таких, как дух, уклад, атмосфера. Они-то, в
конечном счете, и согревают сердце посетителя,
склоняя его в пользу того или иного заведения,
оказываясь важнее даже вкуса блюд, вышколенности
персонала или качества отделки помещения.
Для наглядности читателю рисуется
образ праздничного торта: именно «тортовая
модель» отлично характеризует смысл
деятельности любого предприятия, в том числе
образовательного учреждения.
Итак, вслед за Кобьёллом предположим,
что наша повседневная работа заключается в
изготовлении тортов.
1. Основа торта – это ежедневно
повторяющиеся действия, так называемое «базовое
качество», воспринимаемое клиентами как нечто
само собой разумеющееся. Применительно к школе в
основу входят и качество преподавания, и условия
обучения, и управление, и организация досуга
детей, и система питания, и медицинское
обслуживание. При этом планка требований
поднимается все выше – следовательно, просто
«качественным образованием» уже никого не
удивишь. Ведь таков уровень ожиданий.
А если тесто окажется сыроватым или
подгоревшим, то никакие ухищрения наш продукт не
спасут. Восхищенных возгласов мы не дождемся, а
получим рекламации: «Лучше бы лепешки выпекали, а
на торты не замахивались!..».
2. Второй уровень качества – это промазка
(взбитые сливки, сгущенка, джем…). Именно она
делает наш торт необычным, ученики идут к нам
из-за этого вкусного крема: предшкольной
подготовки, развивающих программ в «началке»,
профильной старшей школы, уникальной
художественной студии или международного
бакалавриата. А может быть, крем такой вкусный
благодаря нескольким прекрасным педагогам,
которых знает вся округа?.. В общем, промазка –
это конкурентные преимущества и выгодные
отличия от других.
3. Третий (самый верхний) слой – это украшения
на торте, определяющие качество сюрприза и
приятно удивляющие тех, кто к нам приходит.
Украшения должны превосходить ожидания.
«Качество сюрприза становится сегодня все
важнее, – пишет Кобьёлл. – Именно оно
действует наиболее эффективно и остается в
памяти. Ведь клиенты, прежде всего постоянные,
быстро привыкают к слою взбитых сливок, поэтому
ждут приятных неожиданностей и должны их
получать».
Какие же сюрпризы предлагает готовить
мэтр ресторанного и гостиничного бизнеса?
Искусство обслуживания – это целая
«сервис-драматургия», где каждый акцент должен
быть расставлен правильно. Работа над мелкими
деталями (не просто солонка, а разные виды соли;
камни-талисманы на столиках, ароматизаторы в
саше…), сугубо индивидуальный подход (учет
персональных вкусов, картотека постоянных
клиентов, «ювелирная» работа с жалобами и т.д., и
т.п.), блеск в глазах и хорошее настроение у всех
сотрудников, где бы они ни работали.
В системе эти элементы драматургии
объединяются в четыре основополагающих фактора,
которые вместе составляют принцип TUNE.
Т – «трогающее обаяние духа»,
порождающее ощущение уникальности заведения;
U – установка на надежные, стабильные процессы:
функциональность, порядок, комфортность и работу
без сбоев;
N – наивысший жизненный тонус: позитивный образ,
надежность и привлекательность во всем;
E – энергия: ориентация на рост и развитие.
Очевидно, что факторы успешности
Кобьёлла можно легко «перевести» на школьный
язык – перевода, в общем-то, и не требуется.
Собственный уклад, традиции, уникальная
атмосфера плюс гарантии стабильного качества
образования, плюс позитивность и нацеленность на
развитие. Вот вам и формула образцового ОУ, т.е.
некая абстрактная универсальная оболочка. А
наполнять ее содержанием придется вам – в том
числе, с помощью книг Клауса Кобьёлла, который
приводит множество ярких примеров и ситуаций,
когда мелочи (нет, не мелочи, а продуманные
«сюрпризные» детали!) решают все и приносят и
прибыль, и клиентуру, и доброе имя.
Все книги Кобьёлла – небольшие и
составлены весьма эргономично: тексты разбиты на
отдельные смысловые фрагменты с подзаголовками
и основными тезисами, набранными жирным курсивом
и вынесенными в рамочки. В основе этих изданий
(как, кстати, и многих других современных пособий
по менеджменту) лежат прочитанные
предпринимателем лекции – поэтому они
принципиально диалогичны, изобилуют живыми
речевыми оборотами, эмоциональными оценками,
примерами и т.п. Пресловутый ЭКШН содержится в
самом тексте, представляющем собой записанную
живую речь, разговор с аудиторией – отсюда и заразительность,
увлекательность, казалось бы, сугубо серьезного
контента.
Именно увлекательности и не хватает
нашей специальной литературе: к ценной идее
подчас невозможно «продраться» сквозь
зубодробительные обороты сугубо письменной
речи. А ореол высокой научности не дает нашим
экспертам выйти на уровень практики и дать
реальные советы реальным людям. Хотите анекдот
из жизни? Месяца полтора назад в
информационно-методическом центре г.
Екатеринбурга состоялась встреча некоего
остепененного ученого мужа с руководителями
школ. Выступающий всерьез заявил, что ; остальные
недостаточно компетентны. Бедняга Кобьёлл –
нет у него ученой степени, а выходит, и принцип TUNE
ничего не стоит в глазах фундаментальной науки!..
Конечно, не нужно огульно критиковать
все педагогические издания; постепенно и наши
книги становятся более удобочитаемыми и
приближенными к «земле», т.е. к практике
школьного руководства. Очень радует, что
настоящие корифеи управления школой – такие,
как Е.А. Ямбург, Е.Л. Рачевский, Л.М. Плахова, А.Е.
Попов и многие другие – активно публикуют
свои идеи, излагают позиции в СМИ, помогают
начинающим коллегам.
В финале нашего обзора
непедагогической литературы, рекомендуемой
руководителям школ, повторим мысль, высказанную
в первой части статьи. По-настоящему педагогической
книгу делают отнюдь не узкоспециальная тема и не
бесконечное повторение новомодных терминов типа
«компетентность», «культуросообразность» или
«образовательное проектирование». Педагогично
то, что «зажигает» нас, ежедневно подталкивает к
саморазвитию, учит эффективно руководить собой и
другими. Именно такие книги выбираем мы сами и
советуем прочитать вам.
Читайте и совершенствуйтесь!
|