В Московской городской думе в рамках IV
Всероссийского съезда психологов образования
России состоялся круглый стол «Современный
учитель как педагог и психолог: разработка
стандарта ВПО по направлению
”Психолого-педагогическое образование”».
Очень важным ресурсом, на основе
которого можно содержательно менять систему
профессионального педобразования, является
качественно иная по содержанию и форме психологическая
подготовка педагога. При этом необходимо
понимать, что ориентация на формирование
компетенций детей, их развитие в процессе
обучения, учет возрастных и индивидуальных
особенностей не достигается за счет простого
увеличения числа психологических дисциплин в
программах вузов и количества часов,
отводимых на изучение.
Превращение педагогического
образования, по существу, в
психолого-педагогическое означает введение
такого содержания в программах подготовки
учителя, которое позволит осуществлять в
процессе своей профессиональной деятельности
обучение, ориентированное на развитие учащихся,
учет их особенностей и всестороннее раскрытие
интеллектуального и личностного потенциала.
По мнению разработчиков проекта
Федерального государственного образовательно
стандарта высшего профессионального
образования (ФГОС ВПО) по направлению
«Психолого-педагогическое образование», этим
требованиям отвечает построение системы
основных образовательных программ высшего
профессионального образования, базирующейся
на культурно-историческом и деятельностном
подходе (разработанном выдающимися
отечественными учеными Л.С. Выготским,
А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В.
Запорожцем, В.В. Давыдовым и др.).
Применение подхода при разработке
проекта стандарта делает главными для
подготовки специалистов всех профилей,
включаемых в это направление, понятия
«деятельность» и «возраст». Это означает, что
главным содержанием, которое объединяет профили
«воспитатель», «учитель начальных классов» и др.,
является формирование у будущих специалистов
таких знаний и общих для данных видов
профессионального труда компетенций, которые
позволят им вне зависимости от конкретных
профзадач организовывать и осуществлять
процессы воспитания и обучения по типу
игровой, учебной и учебно-исследовательской
деятельности учащихся.
Виды деятельности взрослых и детей,
самих детей становятся в этом случае условием
развития учеников, а формирование требуемых
компетенций выступает как результат возрастных
достижений.
После обучения, к примеру, на степень
бакалавра выпускник по направлению подготовки
«Психолого-педагогическое образование» должен
обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными:
– знает основные законы развития
современной социальной и культурной среды;
– владеет историческим методом и умеет его
применять к оценке социокультурных явлений;
– знает моральные нормы и основы нравственного
поведения;
– готов использовать теоретические знания
гуманитарных наук и естествознания для решения
профессиональных задач;
– способен последовательно и грамотно
формулировать и высказывать свои мысли, владеет
русским литературным языком, навыками устной и
письменной речи, способен выступать публично и
работать с научными текстами;
– готов использовать знания иностранного зыка
для общения и понимания специальных текстов;
– умеет работать с современными компьютерными
средствами и владеет информационными (в том
числе сетевыми) технологиями организации
профессиональной деятельности;
– способен учитывать этнокультурные и
конфессиональные различия участников
образовательного процесса при построении
социальных взаимодействий;
– способен понять принципы организации научного
исследования, способы достижения и построения
научного знания;
– физически готов к профессиональной
деятельности;
– знает и выполняет требования гигиены, охраны
труда и способствует формированию здорового
образа жизни и безопасной образовательной среды;
б) профессиональными:
– знает основные закономерности
психического развития, особенности регуляции
поведения и деятельности человека;
– знает основные закономерности психического и
психо-физиологического развития детей;/
– готов использовать методы диагностики
развития, общения, деятельности учащихся;
– способен учитывать возрастные и
индивидуальные особенности, способности и
интересы детей в психолого-педагогической
деятельности;
– готов организовать игровую, учебную,
предметную, продуктивную, культурно-досуговую и
другие виды деятельности учащихся;
– способен организовать совместную
деятельность и межличностное взаимодействие
учащихся;
– готов использовать знание нормативных
документов и знание предметной области в
культурно-просветительской области;
– способен понимать высокую социальную
значимость своей профессии, ответственно и
качественно выполнять профессиональные задачи;
– готов соблюдать принципы профессиональной
этики в работе;
– готов применять математические методы для
анализа и обработки информации;
– знает особенности социальной и культурной
среды как ситуации развития;
– знает риски и опасности социальной среды и
образовательного пространства;
– способен принимать участие в
междисциплинарном и межведомственном
взаимодействии специалистов в решении
профессиональных задач;
– знает основные международные и отечественные
документы о правах личности и правах ребенка;
– способен использовать здоровьесберегающие
технологии в профессиональной деятельности;
– способен организовать на уроках
совместную и самостоятельную учебную
деятельность, деятельность младших школьников,
направленную на достижение целей и задач
реализуемой образовательной программы;
– способен проводить диагностику уровня
освоения детьми содержания учебных программ с
помощью стандартных предметных заданий, внося
(совместно с методистами) необходимые изменения
в построение учебной деятельности;
– способен участвовать в построении и изменении
индивидуальной образовательной траектории
учащегося;
– готов создавать условия, облегчающие
адаптацию детей к учебному процессу на начальном
этапе обучения в школе;
– готов организовать индивидуальную и
совместную учебную деятельность учащихся,
основанную на применении развивающих
образовательных программ;
– готов во взаимодействии с психологами
проводить комплекс мероприятий по профилактике
трудностей адаптации детей к обучению в основной
школе;
– готов осуществлять сбор данных об
индивидуальных особенностях, проявляющихся у
детей в учебной работе и в общении со
сверстниками;
– способен эффективно взаимодействовать с
родителями, педагогами и психологами
образовательного учреждения по вопросам
воспитания, обучения и развития учеников.
В работе круглого стола приняли
участие представители Минобрнауки РФ,
Департамента образования Москвы, депутаты
Мосгордумы, эксперты в области высшего и
среднего образования, психологи, разработчики
новых государственных стандартов подготовки
бакалавров и магистров по направлению
«Психолого-педагогическое образование»,
директора школ и др.
Евгений Бунимович, депутат
Московской городской думы:
– Судя по тем обращениям, которые ко
мне приходят, все чаще вопросы носят
психологический характер: взаимоотношения
учителя и ученика, учителя и родителей, директора
и учителя… То есть психологические вопросы
сегодня встают во главу угла.
Ефим Рачевский, директор Центра
образования «Царицыно» № 548, г. Москва:
– У нас в школе многолетнее
взаимодействие педагога и психолога – и с
младшими учениками, и с подростками. В чем
грустная часть этого опыта? Очень
квалифицированные психологи говорят: мы бьемся
об одно препятствие – это неприятие
значительной части учителей начальной школы
всего того, что мы предлагаем.
Если бы учитель обладал половинной
долей компетентности психолога, не было бы
необходимости в посреднике. Поэтому позиция моя
и моих коллег такова: чем быстрее произойдет
насыщение стандарта педагогического
образования мощной силой – психологическим
компонентом, – тем быстрее мы выиграем.
Виктория Юркевич, завсектором
психологии одаренного ребенка Московского
городского психолого-педагогического
университета:
– Сейчас в начальной школе для ученика
главное – понравиться учителю и достойно выжить
с хорошими отметками. Но такая логика обрубает
всё! Уже не имеет значения, творческий ли ребенок,
например. Он выйдет из школы и будет пассивен. А я
считаю, что пассивность общества – наша беда.
Таким образом, самое важное
заключается в том, чтобы система взаимоотношений
учитель–ученик в начальной школе давала детям
возможность быть активными, в той или иной мере
свободными, чтобы они могли иметь собственные
цели. Без психологов здесь не обойтись...
Сергей Менделевич, директор школы № 57,
г. Москва:
– Именно в младших классах
формируется самое чудовищное, с чем мы боремся
дальше (и, как правило, безуспешно): конструкция,
когда ученики прячутся от учителя, а он их ловит
на обмане. Поэтому очень нужен новый учитель –
партнер ребенка. Эти партнерские отношения мы с
трудом выстраиваем. Психологи, помогите нам!
Аркадий Марголис, первый проректор
Московского городского
психолого-педагогического университета:
– Я считаю, что если не декларативно
говорить о новой школе, то вопреки сложившейся
традиции воспитателя и учителя начальных
классов нужно готовить в рамках
психолого-педагогического образования. И это
абсолютно принципиальная вещь! Никаким
увеличением количества психологических курсов и
учебных часов не изменить нынешнюю практику, не
дать те необходимые компетенции, которые нужны
для того, чтобы не загубить способности ученика
начальной школы.
Другой момент: кем должен быть учитель
у младших классов – бакалавром или магистром?
Известно, что в финские детские сады принимаются
люди с дипломом магистра. Но давайте будем
реалистами: сравнивая масштабы Финляндии и
Российской Федерации, а также учитывая процессы
реорганизации российского профессионального
образования, становится очевидно, что не удастся
охватить потребности всей нашей страны.
Да, было бы лучше иметь магистра. Тем не
менее, если готовить воспитателя и учителя
начальных классов как бакалавров своего
направления, то профессиональные задачи, перед
ними стоящие, вполне можно решать.
|