Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2009

События

Курсы не помогут

Учителя приблизятся к идеалу, получая серьезное психологическое образование

Задачи, стоящие перед российским образованием, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, умеющий развивать креативные способности учащихся и учить одному из центральных умений – учиться самостоятельно, – должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса.

В Московской городской думе в рамках IV Всероссийского съезда психологов образования России состоялся круглый стол «Современный учитель как педагог и психолог: разработка стандарта ВПО по направлению ”Психолого-педагогическое образование”».

Очень важным ресурсом, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педобразования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка педагога. При этом необходимо понимать, что ориентация на формирование компетенций детей, их развитие в процессе обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в программах вузов и количества часов, отводимых на изучение.

Превращение педагогического образования, по существу, в психолого-педагогическое означает введение такого содержания в программах подготовки учителя, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала.

По мнению разработчиков проекта Федерального государственного образовательно стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование», этим требованиям отвечает построение системы основных образовательных программ высшего профессионального образования, базирующейся на культурно-историческом и деятельностном подходе (разработанном выдающимися отечественными учеными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым и др.).

Применение подхода при разработке проекта стандарта делает главными для подготовки специалистов всех профилей, включаемых в это направление, понятия «деятельность» и «возраст». Это означает, что главным содержанием, которое объединяет профили «воспитатель», «учитель начальных классов» и др., является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для данных видов профессионального труда компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профзадач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в этом случае условием развития учеников, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений.

После обучения, к примеру, на степень бакалавра выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

– знает основные законы развития современной социальной и культурной среды;
– владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений;
– знает моральные нормы и основы нравственного поведения;
– готов использовать теоретические знания гуманитарных наук и естествознания для решения профессиональных задач;
– способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами;
– готов использовать знания иностранного зыка для общения и понимания специальных текстов;
– умеет работать с современными компьютерными средствами и владеет информационными (в том числе сетевыми) технологиями организации профессиональной деятельности;
– способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
– способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
– физически готов к профессиональной деятельности;
– знает и выполняет требования гигиены, охраны труда и способствует формированию здорового образа жизни и безопасной образовательной среды;

б) профессиональными:

  • общими для всех видов профессиональной деятельности:

– знает основные закономерности психического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека;
– знает основные закономерности психического и психо-физиологического развития детей;/
– готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности учащихся;
– способен учитывать возрастные и индивидуальные особенности, способности и интересы детей в психолого-педагогической деятельности;
– готов организовать игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и другие виды деятельности учащихся;
– способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие учащихся;
– готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской области;
– способен понимать высокую социальную значимость своей профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи;
– готов соблюдать принципы профессиональной этики в работе;
– готов применять математические методы для анализа и обработки информации;
– знает особенности социальной и культурной среды как ситуации развития;
– знает риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;
– способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;
– знает основные международные и отечественные документы о правах личности и правах ребенка;
– способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности;

  • в учебной и воспитательной деятельности на начальной ступени общего образования:

– способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;
– способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности;
– способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории учащегося;
– готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе;
– готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, основанную на применении развивающих образовательных программ;
– готов во взаимодействии с психологами проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе;
– готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях, проявляющихся у детей в учебной работе и в общении со сверстниками;
– способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников.

В работе круглого стола приняли участие представители Минобрнауки РФ, Департамента образования Москвы, депутаты Мосгордумы, эксперты в области высшего и среднего образования, психологи, разработчики новых государственных стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование», директора школ и др.

Евгений Бунимович, депутат Московской городской думы:

– Судя по тем обращениям, которые ко мне приходят, все чаще вопросы носят психологический характер: взаимоотношения учителя и ученика, учителя и родителей, директора и учителя… То есть психологические вопросы сегодня встают во главу угла.

Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548, г. Москва:

– У нас в школе многолетнее взаимодействие педагога и психолога – и с младшими учениками, и с подростками. В чем грустная часть этого опыта? Очень квалифицированные психологи говорят: мы бьемся об одно препятствие – это неприятие значительной части учителей начальной школы всего того, что мы предлагаем.

Если бы учитель обладал половинной долей компетентности психолога, не было бы необходимости в посреднике. Поэтому позиция моя и моих коллег такова: чем быстрее произойдет насыщение стандарта педагогического образования мощной силой – психологическим компонентом, – тем быстрее мы выиграем.

Виктория Юркевич, завсектором психологии одаренного ребенка Московского городского психолого-педагогического университета:

– Сейчас в начальной школе для ученика главное – понравиться учителю и достойно выжить с хорошими отметками. Но такая логика обрубает всё! Уже не имеет значения, творческий ли ребенок, например. Он выйдет из школы и будет пассивен. А я считаю, что пассивность общества – наша беда.

Таким образом, самое важное заключается в том, чтобы система взаимоотношений учитель–ученик в начальной школе давала детям возможность быть активными, в той или иной мере свободными, чтобы они могли иметь собственные цели. Без психологов здесь не обойтись...

Сергей Менделевич, директор школы № 57, г. Москва:

– Именно в младших классах формируется самое чудовищное, с чем мы боремся дальше (и, как правило, безуспешно): конструкция, когда ученики прячутся от учителя, а он их ловит на обмане. Поэтому очень нужен новый учитель – партнер ребенка. Эти партнерские отношения мы с трудом выстраиваем. Психологи, помогите нам!

Аркадий Марголис, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета:

– Я считаю, что если не декларативно говорить о новой школе, то вопреки сложившейся традиции воспитателя и учителя начальных классов нужно готовить в рамках психолого-педагогического образования. И это абсолютно принципиальная вещь! Никаким увеличением количества психологических курсов и учебных часов не изменить нынешнюю практику, не дать те необходимые компетенции, которые нужны для того, чтобы не загубить способности ученика начальной школы.

Другой момент: кем должен быть учитель у младших классов – бакалавром или магистром? Известно, что в финские детские сады принимаются люди с дипломом магистра. Но давайте будем реалистами: сравнивая масштабы Финляндии и Российской Федерации, а также учитывая процессы реорганизации российского профессионального образования, становится очевидно, что не удастся охватить потребности всей нашей страны.

Да, было бы лучше иметь магистра. Тем не менее, если готовить воспитателя и учителя начальных классов как бакалавров своего направления, то профессиональные задачи, перед ними стоящие, вполне можно решать.

Рейтинг@Mail.ru