Некоторые особенности школьной
системы Швеции
Ядро шведской школьной системы
образует общеобразовательная девятилетняя
основная школа, обязательная для всех. Ее
посещают 96 процентов детей. Четыре процента
учатся в негосударственных образовательных
учреждениях различного вида. Старшая школа
(гимназия) длится три года и отличается от
классической формы немецкой гимназии тем, что в
нее встроены многообразные возможности
профилизации – учащиеся могут выбрать между
14-ю профессиональными программами и двумя,
ориентированными на продолжение обучения в
университете, хотя программы, предлагающие
дальнейшее профессиональное образование, не
исключают поступления в вуз.
Постоянный состав класса, отсутствие
отбора любого вида – это основа шведской
школьной политики. По мнению шведов, подобное
постоянство помогает воспитывать стабильные и
прочные человеческие отношения. Любая форма
дифференциации не согласуется с педагогической
философией шведской основной школы. Вместо нее в
Швеции были разработаны формы индивидуализации
обучения. Каждый ученик может получить нужную
именно ему помощь для достижения наивысшего
результата.
При обсуждении подобных подходов к
обучению школьников в Швеции в 50-х годах активно
обсуждался вопрос, не приведет ли такая политика
к снижению общего уровня подготовки детей и –
в особенности – сильных учащихся. Сегодня с
уверенностью можно сказать, что эти опасения не
подтвердились.
Международные исследования
показывают, что десять процентов шведских
учащихся находятся на одном уровне с самыми
успешными школьниками других стран. Причину
этого аналитики видят в том, что ученики (и школа
в целом) постоянно получают обратную связь в виде
хорошо выстроенного, обоснованного, четкого и
объективного отслеживания результатов обучения.
Каждый ребенок на разных этапах прекрасно
информирован о достигнутом уровне своего
образования и о тех шагах, которые предстоит
сделать в дальнейшем.
Но! Происходит это не при помощи
отметок, а в процессе регулярных бесед между
учителем, учеником и родителями. Для этого в
шведских школах существуют, в частности, особые
консультации по планированию и развитию,
проводящиеся каждые полгода. В ходе таких встреч
речь идет о том, как прошло полугодие, каких
успехов достиг школьник, какие перспективы
открываются перед ним в следующем семестре.
Таким образом, процесс обучения планируется
совместно. И у родителей есть возможность задать
вопросы, высказать свои соображения об учебе
ребенка, поделиться сомнениями с педагогом,
узнать, к чему нужно стремиться.
Отметки в образовательных учреждениях
Швеции вводятся лишь в девятом классе и
выставляются в итоговые аттестаты по окончании
основной школы. Итоговые оценки в значительной
степени влияют на то, на каком уровне учащийся
продолжит свое образование.
Тестовая «биография» шведского
ученика
Хотя шведская система школьного
обучения сегодня в значительной степени
децентрализирована и общины с участием
школьников сами решают, какими должны быть его
методы и содержание, жизнь почти всех шведских
учеников протекает типично – от теста к тесту (схема
1).
Схема 1
Типичный путь сдачи тестов для
шведских учащихся
|
Начальная
школа (девять лет) |
Гимназия |
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Диагностические
материалы:
математика/шведский язык (шведский
как второй язык) |
Диагностические
материалы:
английский язык/
математика/шведский язык (шведский как второй
язык) |
Национальный
тест:
английский язык, уровень A, B/
математика, A, B, C, D/ шведский язык (шведский как
второй язык)
Банк заданий и материалов:
немецкий язык/ французский язык/
испанский язык/ биология/физика/ математика /
профобразование и т.д. |
|
|
Национальный
тест:
английский язык/
математика/шведский язык (шведский как второй
язык) |
Начиная с первого года
обучения в школе (а иногда уже и на дошкольном
уровне) учителя регулярно используют различные
диагностические материалы. Их основная
задача – помощь педагогам в выявлении сильных
и слабых сторон учащихся, а также в построении
учебного процесса таким образом, чтобы все
школьники могли достичь минимальных
стандартов. Кроме того, они помогают узнать, в
какой степени отдельный ученик достиг учебных
целей, которые предусмотрены для каждой
возрастной ступени.
Подчеркнем, что часто ребята даже не
замечают, что учителя пользуются
диагностическим материалом, поскольку он
сконструирован таким образом, что может быть
задействован в ходе обычного урока (без
инсценировки обстановки экзамена), то есть в
любой момент, который покажется подходящим. Этот
инструмент не является для педагогов
обязательным, но работают с ним практически все.
Результаты, полученные в ходе такой
диагностики, используются в ходе уже
упоминавшихся бесед между учителями, учащимися и
родителями.
Проведение первого национального
тестирования во втором полугодии пятого класса
тоже не является обязательным. Государство не
регламентирует его, этот вопрос решают
муниципалитеты, но почти все школьники участвуют
в нем. Наряду с диагностированием сильных и
слабых сторон отдельных учащихся, здесь впервые
проверяется, достигли ли ребята (и в какой
степени) учебных целей, предусмотренных
программами пятого класса. Учителя, учащиеся и
учредители образовательного учреждения могут на
основе результатов определить, следует ли школа
заранее установленным и совместно обсужденным
целям и что необходимо предпринять, чтобы их
достичь.
Одна из особенностей этого
национального тестирования состоит в том, что в
нем есть общее задание по математике и родному
языку. Для наблюдателей, следящих за процессом,
групповые задания по этим предметам также
являются необычными. Они смотрят, как учащиеся
сначала совместно вырабатывают путь решения, а
затем каждый для себя записывает ход дискуссии в
группе и анализирует его.
После тестирования, с шестого и до
начала девятого года обучения, во время учебы
вновь используются диагностические материалы по
трем основным предметам. По аналогии с уже
применявшимися на начальном уровне они служат
для выявления сильных и слабых сторон
школьников.
Первый «настоящий» тест проходит
только в девятом классе. Это время проведения
экзаменов по основным предметам в сроки,
установленные Национальным школьным комитетом.
В отличие от пятого класса, участие в этом тесте
является обязательным (однако если ребенок
заболел в день испытаний, он не должен потом
ничего пересдавать).
Главной задачей этого теста, по мнению
государства, является проверка справедливости
отметок преподавателей. Он также служит
ориентиром для оценок по окончании девятого
класса – хотя это и не было предусмотрено
государством изначально, поскольку в
официальных бумагах четко говорится:
«Национальные тесты оказывают учителю помощь
при выставлении отметок…»
В гимназии (10–12-й годы обучения) тесты
красной нитью проходят через школьную карьеру
каждого учащегося. Учителя должны перед
выставлением отметок в определенные сроки
провести национальные тесты по всем основным
дисциплинам. Для большого количества других
предметов (от второго и третьего иностранного
языка до профессионального обучения) они
используют тесты из банка заданий и материалов
Национального комитета по образованию.
Тестирование тестированию рознь
Тестирование в шведском образовании
возникло не в одночасье, а стало результатом
долгого педагогического и политического
развития. Учреждение системы тестов здесь не
есть следствие единовременного решения, это
многолетний процесс обучения и развития для всех
участников. В первую очередь для тех, кто имеет
дело с результатами.
В 50–60-е годы прошлого столетия в
Швеции все началось со стандартных
экзаменационных тестов на выпускном экзамене. С
их помощью здесь надеялись гарантировать
качество работы школ, а также следить за тем,
чтобы они работали более-менее ровно и одинаково.
В 1970-е годы с помощью тестов
преимущественно проверяли, что учащиеся знают и
могут из того, что предписано учебными
программами. Таким образом устанавливали, в
какой степени дети и подростки достигли целей
обучения и каким может быть путь их дальнейшего
образования.
ДЕТАЛИ
Тесты и диагностические материалы в
Швеции:
помогают учителю при оценивании
результатов достижений и в соблюдении
справедливости при выставлении отметок;
интегрированы в процесс обучения
и соответствуют ему;
должны отвечать пониманию процесса
обучения, нравственным ценностям, идеалам
учебных планов, программ и конкретизировать их;
являются надежным инструментом
измерения, исключающим неясности и произвол;
представляют собой разнообразные,
широкие и прогрессирующие задания,
соответствующие разным, индивидуальным
маршрутам обучения учащихся;
дают школьникам возможность
продемонстрировать, что они знают, могут, умеют
делать. Целью тестов ни в коем случае не может
быть демонстрация того, чего дети не могут, не
знают, не умеют;
должны разрабатываться в сотрудничестве
учителей с учащимися.
|
В 1980-е – тесты имели также
огромное значение для выставления отметок в
целом по каждому классу (а не по отдельным
учащимся): по результатам национального
тестирования судили об уровне учителя.
Реформы школьного образования и
программ обучения в 1990-е годы сильно изменили
цели и организацию национальных тестов и новых
диагностических материалов. Теперь тесты должны
проверять, достигают ли учащиеся (и в каком
объеме) стандартов результатов, т.е. насколько
дети обладают определенными компетентностями.
Установки же по содержанию предметного
образования в Швеции отсутствуют, так как это совместно
решают учителя и учащиеся.
Национальные тесты должны
гарантировать всем школьникам равноценное
образование, следить за справедливым
выставлением оценок и помогать общинам,
школьному руководству и педагогам критически
оценивать и улучшать учебный процесс.
За пятьдесят лет тесты
зарекомендовали себя в повседневной жизни
шведской школы настолько, что к ним с уважением
относятся все участники образовательного
процесса – учащиеся, учителя, родители.
Шведское общество осознает, что
национальные тесты используются для разных
целей, а не только для того, чтобы подчеркнуть то,
чего ученик не знает. В стране в настоящее время
обсуждаются вопросы и как нужно организовать
проведение тестов, и что именно нужно проверять,
и в чем реальная польза их применения, и для каких
целей они нужны.
В последнем отчете, выполненном для
правительства, Национальный комитет по
образованию называет шесть возможных целей
национальных тестов в стране (схема 2).
Схема 2
Национальный комитет по образованию
дает понять, что не все цели в одинаковой степени
могут быть достигнуты с помощью национальных
тестов. Да этого и не нужно. Какая цель
преследуется в тот или иной момент зависит от
политического решения.
Равные возможности, но разные ресурсы
Образовательная политика Швеции
основывается на следующих принципах:
Шведская школа является Школой для
всех, а не «сортировочной станцией».
Все учащиеся должны иметь
возможность овладеть основами базовых знаний и
усвоить общие основополагающие ценности.
Правительство не потерпит, если на
ученике ставят штамп «неспособен к учебе».
Цели в шведских школах одинаково
высоки для всех детей.
Равные возможности для всех ребят
требуют разных ресурсов, чтобы их достичь.
Именно эти критерии лежат в основе
национальных тестов и диагностических
материалов. Они касаются как их конструкции, так
и применения. Тесты в духе этих принципов должны
проводиться честно. И использовать их можно
только так, чтобы они препятствовали отбору и
содействовали развитию всех способностей и
задатков учащихся.
Шведские тесты не только простой
измерительный инструмент (чтобы учителя могли
посмотреть, что могут или чего не могут
школьники, и распределить их по местам в
зависимости от этого), они представляют собой
весьма сложные механизмы оценки, с помощью
которых выявляются сильные и слабые стороны
учащихся.
|