1. Можно утверждать, что современные
цели образования, новые образовательные
стратегии и модели не могут быть реализованы в
отечественной школе без трансформации системы
оценивания учебных достижений на школьном
уровне.
Существует ряд вызовов, с которыми
сталкивается школа:
появление универсальных
(всепроникающих) глобальных инструментов оценки
качества образования (ЕГЭ), из-за которых
возникает тенденция оценивать качество работы
школы по рейтингу ЕГЭ. Более того, весь
образовательный процесс и его мониторинг
перестраиваются на подготовку к ЕГЭ;
новые организационные возможности
стимулирования труда учителя в соотнесении с
качеством его работы (НСОТ). В большинстве
случаев (в формирующейся практике) показателем
качества работы учителя являются итоговые
отметки учеников;
новые формы организации
образовательного процесса (проектные,
исследовательские и творческие работы, элективы,
профили, экскурсии, практики и т. д.) не обеспечены
инструментами оценивания нового
образовательного продукта;
стратегия на изменение позиции
учителя (она заявлена в программе «Российское
образование – 2020. Модель образования для
экономики, основанной на знаниях», где записано:
«Учитель становится консультантом, помощником в
выстраивании индивидуальной образовательной
траектории») не может быть реализована в
ситуации оценивания, когда учитель является
субъектом, а ученик – исключительно объектом.
2. Школа противостоит
вышеперечисленным вызовам с традиционной
системой оценивания, состоящей лишь из одного
инструмента – трехбалльной шкалы с
непрозрачными критериями, не соотнесенной с
целями образовательного процесса.
3. Какая система оценивания нужна
современной школе?
настроенная на оценку
индивидуального прогресса;
основанная на максимально прозрачных
и заранее объявленных критериях;
включающая самого ученика в процесс
оценивания;
доступная и прозрачная для всех
участников образовательного процесса, включая
родителей.
Она позволит:
показать качество работы школы через
демонстрацию индивидуального прогресса
учеников, что особенно важно для школ, работающих
не с элитным контингентом;
оценивать качество работы учителя по
динамике образовательных достижений учащихся с
учетом уровня обучаемости данного класса и
качества создаваемых учителем условий обучения;
повысить учебную мотивацию и
самостоятельность учащихся, включая их в процесс
оценивания;
использовать оценивание в его
формирующей функции (для организации учебного
процесса).
4. В практике отдельных ОУ накоплен
достаточный опыт создания и применения
инструментов, обеспечивающих такого рода
оценивание, и который можно обсуждать и
использовать (школы, работающие по системе
развивающего обучения, Центр образования № 548
«Царицыно» и гимназия № 45 (г. Москва), гимназия
«Универс» (г. Красноярск)).
5. Актуальной задачей ближайшего
времени является формирование в
заинтересованных ОУ собственных систем
оценивания, обеспечивающих решение
вышеперечисленных задач. Эта работа, включающая
в том числе и изменение внутришкольного уклада,
является непростым, долговременным проектом,
связанным с переподготовкой и повышением
квалификации учителей. В свою очередь, внедрение
современной системы оценивания является одной
из важнейших составляющих развития школьного
образования. Поэтому представляется важным:
распространить в педагогическом
сообществе имеющийся опыт по данной проблеме;
обеспечить должный уровень
подготовки педагогических кадров как путем
последовательного введения современных
технологий оценивания в практику преподавания в
педагогических вузах, так и путем развития
системы переподготовки и повышения квалификации
учителей;
создать нормативную базу для учета
результатов внутришкольного оценивания при
аттестации образовательных учреждений и
учителей.
Участниками круглого стола было
отмечено, что сформированная внутришкольная
система оценивания позволила бы сохранить
баланс между усложняющимися технологиями
итоговой аттестации, развивающимися процедурами
регионального мониторинга и внутришкольной
организацией и диагностикой учебного процесса.
|