Еще десятилетие назад слова
«менеджмент» и «маркетинг» вызывали затруднения
в их правильном употреблении и совсем не
связывались с образованием. Использование же
маркетинга в этой сфере в России началось с
середины 1990-х годов. Во-первых, значительно
обновилась законодательная база, что явилось
предпосылкой к развитию рынка образовательных
услуг. Во-вторых, снижение рождаемости
обусловило необходимость каждому
образовательному учреждению искать свой
собственный путь развития и поддержания
интереса у родителей. В-третьих, возможности
федерального и регионального бюджетов в
условиях трудного положения российской
экономики были достаточно ограничены.
Что скрывать… В наших школах долгое
время не проводились ремонты, а обеспечение
мебелью и учебными пособиями оставалось
достаточно скудным. Выжить в этих условиях могли
и могут только те ОУ, которые действительно
готовы, изучив потребности заинтересованных
сторон, предложить наиболее востребованные
услуги.
Мы исходим из того факта, что такого
рода деятельность – это реальность в работе
школы. Она обеспечивает гибкую реакцию системы
на динамично изменяющиеся потребности в
образовании. Наконец, она открывает
дополнительные возможности нового роста ОУ.
Таким образом, на современном этапе маркетинг
в образовании можно рассматривать как
управленческий процесс, направленный на
создание услуг, определение их цены и средств
продвижения на рынке для удовлетворения
потребностей покупателей, организации и
общества в целом. Значит, цель маркетинговой
деятельности ОУ – оказание учащимся
качественных образовательных услуг, стремящихся
удовлетворить потребности как школьников и их
родителей, так и своих сотрудников.
Реализуя дополнительные платные
образовательные услуги, школа «убивает» сразу
несколько «зайцев»: удовлетворяет
потребительский спрос и материальные
потребности сотрудников образовательного
учреждения; ориентируется на достижение
высокого уровня результата своей работы;
обеспечивает конкурентоспособность учебного
заведения, создает и поддерживает свой
благоприятный имидж; получает возможность
дополнительного привлечения средств на
улучшение материально-технического оснащения
процесса обучения.
Современная наука управления изучила
и выделила основные функции маркетинга в
образовательном учреждении и создала
инструментарий для их внедрения в повседневную
работу каждого руководителя. Управление
маркетингом является одним из новых, но
чрезвычайно важных направлений в деятельности
директора.
Мы призываем руководителей
не изобретать велосипед, а применять
в организации своей работы правильный и
эффективный алгоритм.
|
Наша школа вот уже
одиннадцатый год активно занимается
предоставлением дополнительных платных
образовательных услуг, и, исходя из этого опыта,
мы призываем руководителей не изобретать
велосипед и не действовать по старинке, наобум
вводя новые образовательные услуги, а применять
в организации своей работы правильный и
эффективный алгоритм.
Все начинается с анализа в самом
широком его понимании: исследование текущей
маркетинговой ситуации, что включает изучение
спроса не только, но и информации о конкурентах,
об особенностях района или города, где находится
ваше учебное заведение, целевых рынков,
прогнозирование опасностей и возможностей
образовательного учреждения и его окружения.
Исходя из результатов, определяются
маркетинговые цели и вырабатываются
соответствующие стратегии. Например, будем ли мы
внедрять новые услуги, обновлять их ассортимент
или сосредоточим усилия на улучшении качества
уже предоставляемых; целесообразно ли повышать
или понижать цены в соответствии с позициями на
рынке и с учетом цен конкурентов; нужно ли
выделять льготные категории и за счет чего
соответствующие расходы будут гаситься.
Необходимо также спрогнозировать
уровень доходов и издержек при оказании услуг и
приоритетные направления расходования прибыли.
Скажем, что для вас преимущественнее: поддержать
учителей материально либо профинансировать
материально-техническую базу вашей школы;
поощрить стипендиями лучших учащихся или
организовать бесплатную кружковую деятельность
для ребят и т.д.
Составив на основе проведенной работы
детальный план действий, определив
ответственных и разобравшись с ресурсным
обеспечением, следует как можно четче обозначить
критерии и методы контроля. Ведь именно контроль
завершает цикл управления и одновременно
является началом нового цикла, давая материал
для анализа. Изучив мнение потребителей,
установите, насколько родители и учащиеся
удовлетворены результатами сотрудничества, есть
ли жалобы, замечания, и как они были
удовлетворены.
Не менее важно оценить и эффективность
ценовой политики, то есть уровень цен и их
соответствие качеству услуг, прибыльность
данного вида деятельности. Кроме того, постоянно
отслеживайте отношение педагогов к этой работе,
выявляйте их предложения по ее организации.
Безусловно, в рамках одной статьи
невозможно полно раскрыть все аспекты грамотно
выстроенного маркетинга образовательных услуг,
однако считаю особо важным подчеркнуть, что лишь
описанный подход может принести реально высокие
результаты. Ведь социально-ориентированный
маркетинг определяет главной задачей учебного
заведения выявление нужд, потребностей и
интересов наших клиентов, приспособление
организации к тому, чтобы удовлетворить их, что
сохраняет или увеличивает благополучие
потребителей и самого образовательного
учреждения, а также обеспечивает долгосрочные
выгоды.
|