Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2009

Тема номера

Руками (не) трогать!

Школьный музей – неоднозначный участник образовательного процесса. Если он создан для «галочки», польза от него минимальна, дети и учителя относятся к нему формально, и двери его открываются лишь для гостей, которые все это чувствуют. Но, к счастью, бывает и по-другому. И тогда он превращается в особое воспитательное пространство, помогающее ученикам в познании жизни.

История геологического музея гимназии № 15 города Казани началась с того, что профессор Вячеслав Георгиевич Халымбаджа, замечательный представитель казанской школы геологов, стал читать гимназистам факультативный курс геологии, знакомя ребят с уникальным миром этой науки. Во время занятий выяснилось, что для полноценного учебного процесса необходим обучающий материал. Так возникла идея создания столь специфического музея, носящего теперь имя профессора. Основой первой постоянной экспозиции послужили личные образцы ученого, зачастую уникальные экспонаты.

Итак, образовалась небольшая начальная коллекция. В дальнейшем к ее пополнению подключились и другие сотрудники геологического факультета Казанского государственного университета, в частности, завкафедрой полезных ископаемых В.Г. Изотов. Именно они существенно расширили собрание музея и создали целостную и законченную тематическую экспозицию, включающую в себя главные типы пород и минералов, важнейшие полезные ископаемые и палеонтологические образцы.

На сегодняшний день музейный фонд насчитывает более 400 экспонатов и постоянно пополняется новыми. Планируется открытие еще одного выставочного зала.

Сейчас основной источник расширения фонда – это образцы и коллекции, которые привозят выпускники, выбравшие карьеру геолога. Они трудятся в разных регионах России, и поэтому география экспозиции весьма внушительная. Это и Урал, и Сибирь, и Дальний Восток, и даже Сахалин.

Гимназия активно сотрудничает с минералогическим музеем им. А.А.  Штукенберга КГУ. Планируется проводить совместные выставки и мероприятия.

Значение школьного геологического музея в жизни казанских образовательных учреждений трудно переоценить, так как только он обладает уникальной коллекцией горных пород и минералов. Важнейшее его преимущество состоит в том, что наряду с выставочными экспонатами в нем присутствуют и учебные образцы, с которыми может работать любой ученик, то есть буквально прикоснуться к горным породам и минералам самых разных регионов России. Это делает посещение музея не только более увлекательным, но и пробуждает в ребятах любознательность, интерес к новой и необычной для них науке. Здесь стараются уйти от музейных запретов, а желание «что-нибудь потрогать» только поощряется.

Второй музей в нашей гимназии – этнографический. Его экспонаты отражают культуру, быт и уклад жизни татарского народа. А сложился он в нашей школе в 1999 году благодаря усилиям учителей, учащихся и их родителей. Пополнением его коллекции активно занимаются наши гимназисты, принося разнообразные вещи от своих бабушек и дедушек, многие из которых проживают в сельской местности.

Музей помогает нам проводить различные мероприятия: уроки-экскурсии, постановки спектаклей, отмечание национальных праздников и т.п. Все вещи, находящиеся в музее, словно оживают, когда ребята берут их в руки, рассматривают, высказывают свои версии о происхождении того или иного предмета, используют их во время театральных представлений.

Экспонаты активно используются и во время уроков как иллюстрация для объяснения назначения тех или иных предметов. В частности, многие из них, которые встречаются в литературных произведениях, в настоящее время не имеют применения в быту, но мы с ребятами можем составить представление о том, для чего они были предназначены.

Благодаря таким урокам и мероприятиям у учащихся не только формируется представление о культуре татарского народа, но они также являются звеном для передачи информации о жизни народа будущим поколениям.

О роли музея в жизни школы мы беседуем с ученицей 11-го класса гимназии № 15 Региной ГИБАЕВОЙ.

– Гимназии, как правило, тяготеют к филологическому направлению обучения. А у вас создан геологический музей, имеющий отношение скорее к физике...

– Когда появилась идея такого музея, все наши учителя объясняли это тем, что Татарстан богат полезными ископаемыми и мы, ученики, должны больше знать о геологии родной земли. Организованный у нас спецкус всем понравился. Гимназисты начали интересоваться этой темой, сами приносить какие-то камни.
Многим музей помог определиться с дальнейшей профессией. Ведь он выполняет одновременно сразу несколько функций. Помимо геологических пород мы обсуждаем этнографические особенности нашего края, национальные традиции и быт.
Здесь ребята могут совершенствоваться в ораторском искусстве. Экскурсии мы проводим сами. Например, я очень люблю рассказывать все, что знаю об экспонатах. Соответственно, мы сами готовим себе смену: учим вести экскурсии ребят из младших классов.

– На каких языках вы проводите экскурсии?

– Мы одинаково хорошо говорим на двух языках – русском и татарском. Оба они являются государственными в нашей республике.

– Используются ли музейные экспонаты учителями на уроках?

– Обязательно. Множество тем по географии, соответствующие разделы по физике изучаются в стенах геологического музея. Эти занятия всегда очень живые и увлекательные.

Рейтинг@Mail.ru