– В нашей стране немало ветеранских
организаций, но про ветеранов педагогического
труда мы еще не слышали. Как возникла эта идея?
– Поначалу мы намеревались объединить
небольшую группу учителей-ветеранов, которые
ушли на пенсию из различных отделов и управлений
областного Министерства образования. Их было
около 30-ти человек. Задача была такова: через наши
первичные организации, руководителей школ,
учащихся дойти до каждого такого педагога, а если
необходимо – прийти ему на помощь.
Наша инициатива вылилась в широкую
общественную организацию, которая теперь
принимает участие в решении значимых вопросов на
уровне Саратовской области. И сегодня у нас на
учете 12 337 человек!
– Чтобы оказывать помощь
учителям-ветеранам, нужны деньги…
– Мы – общественная организация,
денег у нас нет. Но не следует забывать, что
председатели наших советов ветеранов за годы
своего учительского труда подготовили сотни
выпускников, которые в настоящий момент являются
руководителями районных администраций,
хозяйств, предприятий. Своему учителю отказать
трудно. Поэтому денежные средства поступают к
нам и затем идут тем ветеранам, которые больше
всего в них нуждаются.
В районах Саратовской области есть
немало отдаленных деревень, где проживают
педагоги, отдавшие всю жизнь сельской школе,
проработав по 30–40 лет. У председателей районных
советов ветеранов педагогического труда есть
список всех вышедших на пенсию, с домашними
адресами, днями рождениями… А ведь остались еще
учителя – участники Великой Отечественной
войны…
К профессиональному празднику –
Международному дню учителя – мы всегда
проводим в школах акцию «Как живешь, ветеран?».
Затем обобщаем материал, и я обычно докладываю
нашему министру образования, о том, какие есть
проблемы и что сделано.
Составляя списки, мы обнаружили в
Саратовской области 137 ветеранов
педагогического труда, которые были награждены
за свою работу орденами Ленина, Трудового
Красного Знамени, Трудовой славы. 327 человек
имеют звание заслуженного учителя России.
У нас есть единственная в области
народная учительница СССР – Вера
Александровна Александрова. Она преподавала в
Сергиевской средней сельской школе. Недавно ей
исполнилось 75 лет. Мы обратились к министру
образования Саратовской области с просьбой,
чтобы ее поздравили с юбилеем на торжественном
собрании в областном правительстве в
Международный день учителя. Весь зал – все
приглашенные 500 педагогов – встал, когда
губернатор Саратовской области Павел Леонидович
Ипатов лично поздравил народную учительницу
СССР с юбилеем и праздником.
– Какую роль играют в помощи
учителям-ветеранам школьники?
– Немалую! Во многих школах действуют
тимуровские команды: ребята вскапывают огороды
ветеранам педагогического труда, помогают в
хозяйстве... Тимуровское движение по-прежнему
существует. Помощь пожилым педагогам –
хороший повод для его развития и одно из
направлений воспитательной работы
образовательных учреждений.
– В Министерстве образования
Саратовской области с гордостью рассказывают,
что региональный совет ветеранов
педагогического труда является активным
участником общественных экспертиз. В частности,
рассматривает заявки в конкурсе школ на грант
президента, в конкурсе лучших учителей. Как это
происходит?
– Ежегодно 177 учителей Саратовской
области претендуют на 100-тысячный грант
президента России. В составе экспертных групп по
отбору лучших из них работают и наши ветераны.
Каждый год я представляю областному
Министерству образования кандидатов в эксперты,
а оно утверждает их соответствующим документом.
Ветераны, занимающиеся отбором
учителей-«стотысячников», в течение месяца
изучают материал по каждому соискателю
президентского гранта, принимают участие в
различных семинарах и совещаниях по подготовке
экспертов, где даются общие критерии для оценки
работы претендентов. Конечно, экспертиза –
это утомительный труд, требующий значительных
физических и умственных нагрузок, с которыми
может справиться не всякий человек пожилого
возраста. Бывает и так: я рекомендую кого-то из
ветеранов в список экспертов, а он подходит ко
мне со словами: «Прости, Евгений Иванович, не
могу, здоровье уже не то…».
Участвуют ветераны и в экспертизе
заявок лучших школ в рамках нацпроекта
«Образование», а также в различных проектах
областного министерства образования. Недавно
состоялась встреча с министром образования
Саратовской области Михаилом Владимировичем
Горемыко: мы вместе обсуждали проблемы
модернизации отрасли в области.
Сейчас разработано соглашение на 2009
год о совместной деятельности между
Министерством образования Саратовской области и
нашей общественной организацией: мы
договорились, что вместе с органами образования
будем поддерживать в школах работу по
патриотическому и нравственному воспитанию,
проводить встречи с родительским активом. Потому
что если об этом не будут беспокоиться ветераны,
то кто этим займется?
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Общественная организация ветеранов
педагогического труда была создана в Саратове в
2000 г. по инициативе ветеранского актива и
областного Министерства образования. Сегодня во
всех районах Саратовской области на уровнях
отделов образования созданы советы ветеранов
педагогического труда. Они работают на
общественных началах, в контакте с отделами и
управлениями образования на местах, а также с
районными и городскими профсоюзными
организациями.
Действующий областной совет ветеранов
педагогического труда, состоящий из 45-ти человек,
раз в три года проводит конференцию, на которой
избираются 15 членов президиума областного
совета. В его состав входят: председатели
районных советов ветеранов педагогического
труда, председатели первичных организаций
техникумов и профтехучилищ, представители
высших учебных заведений. |
– Какой опыт могут передать
ветераны современной школе?
– У нас есть интересные направления в
работе, которые были подхвачены во всей
Саратовской области. Например, создание
летописей учебных заведений от момента
основания школ до наших дней. Это движение
зародилось в 2005 г. в Марксовском районе, где
ветеранский совет совместно с отделом
образования принял такое решение.
В летописях отражаются все этапы
развития образовательного учреждения,
рассказывается о лучших учителях, ветеранах
Великой Отечественной войны, о детях и педагогах.
Такой документ ежегодно пополняется. Он хранится
в школьном музее боевой и трудовой славы. Через
год, когда мы будем готовиться к 10-летию
Саратовской региональной общественной
организации ветеранов педагогического труда,
планируется подвести первые итоги работы по
созданию школьных летописей. Областное
Министерство образования хотело бы наградить
лучших.
Наши ветераны взаимодействуют также и
со школьными музеями. В минувшее десятилетие им
почти перестали уделять внимание, многие из них
были заброшены, некоторые ценные экспонаты
растащены. Вместе с руководством отделов
образования мы поставили задачу: не просто эти
музеи возродить, но создать новые. Например, в СОШ
поселка Сергиевский, где преподает уже
упоминавшаяся мною Вера Александровна, создан
«Музей одного учителя».
Уникальный школьный музей действует в
Краснокутском районе: его основала председатель
районного Совета ветеранов Анна Михайловна
Терещенко. Экспозиция посвящена Герману
Титову – второму космонавту планеты, который
приземлился на Саратовской земле, в
Краснокутском районе. Анна Михайловна встречала
Титова после этого события в 1961 году, собирала
материалы о его жизни, несколько раз встречалась
с ним во время его посещений Саратова (а он часто
приезжал на место своего приземления – в
Краснокутский район).
Поначалу в школе была одна комната,
посвященная Титову, теперь это – настоящий
музей, единственный в России. В нем много личных
вещей Германа Степановича, которые были переданы
непосредственно им еще при жизни, а после его
смерти – родственниками.
Достойный школьный музей боевой и
трудовой славы есть в Советском районе, в селе
Советском: им руководит заслуженная учительница
России Лидия Васильевна Пожидаева. Наши ветераны
создали и поддерживают много интересных
экспозиций – в Красноармейском, Балаковском,
Екатериновском, Дергачевском, Аткарском,
Петровском, Вольском районах… Кстати, из одной
школы в Вольске вышли девять Героев Советского
Союза. Разве можно об этом забывать?
Е.Сказкин: «Активная деятельность
наших ветеранов приносит свои плоды: ребята
начинают интересоваться, например, историей
космических полетов»
– Существует много споров о том, как
должно проводиться патриотическое воспитание в
школе. С чего можно начать?
– Например, возьмем Федеральный закон
«О днях воинской славы (победных днях) России». Вы
многое знаете о некоторых упомянутых в нем
сражениях?.. Мы работаем над тем, чтобы этот закон
соблюдался в каждой школе, и чтобы детям было
интересно узнавать новое. Если в законе
говорится, что днем воинской славы является День
победы русских воинов Александра Невского на
Чудском озере, преподаватель истории готовит
материал, собирает ребят в актовом зале или самой
большой аудитории, рассказывает о событии,
проводит встречи, выезды, классные часы,
посвященные этой дате. На местах важно сделать
соответствующие разработки для учителей.
Кроме того, нельзя забывать о событиях
Великой Отечественной войны. Ветераны
педагогического труда и ученики школ проводят
совместную работу по сохранению памятных мест,
памятники ежегодно приводятся в порядок,
ремонтируются. Каждый год в День победы мы
привозим ребят из разных концов области в «Музей
боевой славы» на Соколовой горе в Саратове.
– Ветераны педагогического труда
приходят на уроки в школы, чтобы рассказывать об
истории нашей страны. Какую тему вы больше всего
любите обсуждать с ребятами?
– Люблю рассказывать детям о
завоевании космоса. Обычно ко Дню космонавтики я
бываю в двух-трех школах, провожу уроки. В моем
архиве есть редкие фотографии, среди них –
фото 1965 года, когда Юрий Гагарин приезжал в
Саратов на юбилей индустриально-педагогического
техникума, который когда-то закончил. В 1981-м мне
довелось встретиться с мамой и братом Юрия
Алексеевича, у нас состоялось интересное
общение.
Я всегда рассказываю школьникам, что
первый космонавт планеты называл Саратов «моя
вторая родина». Все знают, что Гагарин
приземлился у нас, в Энгельсе.
Ежегодно, 12 апреля, в Саратовскую
область приезжает делегация космонавтов,
проводятся встречи на уровне губернатора
области. На месте приземления Гагарина –
примерно в сорока километрах от Саратова –
собираются до пяти тысяч человек.
Менее известно, что первый отряд
космонавтов проходил парашютную подготовку в
Энгельсском гарнизоне в 1960 году, незадолго до
первого космического полета.
А сейчас уже появилась плеяда
космонавтов, которые выпускались из наших
энгельсских образовательных учреждений.
Например, Юрий Шаргин, который закончил 15-ю
среднюю школу г. Энгельса. Обидно, что сегодня
каждый полет в космос преподносится как рядовое
событие. Так быть не должно. Вот где герои, вот где
звезды!
– Интересно, что знают современные
дети о завоевании космоса?
– Однажды, года три-четыре назад, когда
я спросил у детей, кто такой Гагарин, ответа не
дождался. А кто такой Шварценеггер – они знали
прекрасно. Активная деятельность наших
ветеранов приносит свои плоды: ребята начинают
интересоваться историей космических полетов. Во
всяком случае, я уже встречал школьников, которые
знакомы с тонкостями: например, как звали маму
Гагарина, что это была за семья.
– Вы более двадцати лет работали
заместителем начальника областного управления
профтехобразования, до этого были замдиректора
ПТУ по учебно-воспитательной работе, затем
директором ПТУ… Сегодня все чаще говорят о том,
что школа ничего не делает для поднятия престижа
рабочих профессий, для того, чтобы школьники шли
не в вузы, а в колледжи. Но разве школа виновата,
что подростков перестали привлекать рабочие
специальности?
– В течение последних пятнадцати лет
мы отучали молодежь от рабочих профессий. Но
виновата в этом отнюдь не школа. Родители
требуют, чтобы их дети в обязательном порядке
получили высшее образование. Их не смущает, что
ребенок не будет работать по специальности после
окончания вуза, что он, вполне вероятно, пойдет в
палатку торговать овощами. Нынче родительский
авторитет в выборе будущего – главное. В
сущности, высшее образование часто нужно не
выпускнику, а его родителям.
Раньше, когда человек заканчивал
школу, у него спрашивали: куда пойдешь работать?
Он отвечал: я буду поступать в вуз. Хорошо,
говорили родители, поступай. Если он не проходил
конкурс, не добирал баллов, то сообщал: иду на
предприятие, получу рабочую профессию. И отец с
матерью одобряли: иди, сынок, работай. И
государство со своей стороны относилось к этому
выбору серьезно. Две недели не трудоустроился,
приглашали, спрашивали: почему не работаете?..
– В разных регионах до 80% вакансий на
рынке труда – это места квалифицированных
рабочих. Повсюду раздаются голоса, что
школьников надо ориентировать на рабочие места.
Но реально ли в современной школе заниматься
профориентацией?
– Почему нет? Мы в нашей общественной
организации создаем группы из бывших работников
системы профтехобразования, приглашаем в
образовательные учреждения мастеров
производственного обучения, рассказываем о
специальностях, которые на сегодняшний день
могут получить ребята и которые востребованы
предприятиями.
Например, организации нашей области
готовы взять тех, кто получает профессию –
рабочий сварщик, токарь, станочник, наладчик
оборудования… Мы объясняем молодежи, что на
успешных предприятиях эти рабочие получают
вполне приличную зарплату.
Но этого мало. Если эти уроки не
подкрепляются соответствующим семейным
воспитанием, то ребенок все равно будет
относиться к трудовой деятельности негативно.
– Но, может быть, школа должна вообще
пересмотреть концепцию трудового воспитания?
Сделать профориентацию более ранней?
– Профориентация – дело
деликатное. Не следует забывать: трудовое
воспитание тесно связано с воздействием
производственных коллективов. Прежде выпускники
школы, не поступившие в вузы, шли на предприятия,
комбинаты и параллельно учились – кто в
техникумах, кто в вечерних вузах. Студент
профтехучилища, оказавшись на производственной
практике, получал наставника, который обучал его
азам профессии. После окончания училища молодой
человек приходил к тому же человеку, чтобы
адаптироваться на производстве.
На современных предприятиях
практически нет наставничества. И это ошибка. Мы
говорим, что в стране не хватает рабочего класса.
Но для того, чтобы он был создан, нужно дать
молодежи тепло, внимание, заботу.
К сожалению, на уровне государства
сейчас отсутствует система подготовки рабочих
кадров. С 1992 по 1997 гг. государство практически не
финансировало это направление. Когда я работал в
областном управлении, саратовская система
профтехобразования высоко котировалась на
уровне государства: в городе было 86
профтехучилищ, сейчас их осталось 43…
Разумеется, на успешных предприятиях
зарплата рабочих достаточно высокая. Но на эти
хорошо оплачиваемые рабочие места объявляется
конкурс. Администрация предприятия требует
кадры «с опытом работы не менее 3-х лет». А откуда
ему взяться у молодого человека или девушки,
которые только что окончили колледж или
техникум?
– Каков, по-вашему, прогноз на
будущее?
– Саратовское областное
правительство уже несколько раз рассматривало
эту проблему на уровне губернатора. С 2009 года
область планирует большие вливания в систему
профтехобразования. Пока что областным
министерством социального развития два-три раза
в год проводятся ярмарки профессий для
выпускников профтехучилищ и техникумов.
Предлагается до 130-ти профессий.
Ребята, демонстрирующие хорошую
подготовку, обычно пользуются вниманием
работодателя. Хочу подчеркнуть: молодежь захочет
идти на предприятия не только тогда, когда там
повысится заработная плата, но и когда в обществе
изменится отношение к рабочим профессиям, когда
на хорошего сварщика или станочника будут
смотреть также уважительно, как и на народного
артиста России.
|