Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2009

Тема номера

Одна ученица вернулась к нам пешком

Мы беседуем с Александром Александровичем ШИРКИНЫМ, директором Островской специальной общеобразовательной школы открытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

Директор Александр Ширкин демонстрирует школьное тепличное хозяйство

– В вашем кабинете висит портрет Макаренко. Точно такой же в 90-е годы незаметно убрали из Министерства образования РФ. Почему именно Макаренко?

– Мы считаем, что трудотерапия, которая использовалась Макаренко,  – мощнейший фактор социализации личности. В труде воспитываются и проявляются ее лучшие качества.

– Вы используете какие-то особые формы организации трудового обучения?

– У нас идет обычная работа. Наши ребята трудятся на приусадебном участке. Выращиваем картошку, свеклу, капусту. Есть и тепличное хозяйство: три современных теплицы, где растут помидоры, перец, огурцы. Все овощи потом оказываются на школьном столе.

Наши ученики, в основном, горожане. Некоторые из них даже учились в колледжах, но попали в трудную ситуацию и были направлены к нам. Естественно, большинство никогда не бывали в деревне. Для них это поразительное открытие, новый опыт: видеть, как растут овощи, ухаживать за ними, собирать, а потом готовить и есть.

Дети постарше занимаются распилкой дров. Если подростку уже исполнилось 17 лет, мы заключаем договор на этот вид деятельности, и тогда он даже получает зарплату.

В нашей школе можно освоить работу в мастерской на станках. Специальность ребята не приобретут, но определенными навыками овладеют.

Занятия в спортзале дарьинской школы

– Когда дети приходят в вашу школу, они вообще умеют что-нибудь делать?

– Ничего! Даже носки постирать не могут. Мы долго думали, как научить их простейшим навыкам самообслуживания. Это непросто. Но сейчас они уже умеют все. Кстати, у нас есть и своя школьная прачечная.

– Современная общеобразовательная школа практически не затрагивает тему ценности труда. Почему, на ваш взгляд, именно эта идея сегодня невостребованна?

– Произошла переоценка всех ценностей советской школы. Многие посчитали, что необходимо ориентироваться на западное образование.

А физическая работа создает массу неудобств и низко оплачивается – следовательно, ориентировать на нее детей не стоит. Однако сегодня, я думаю, необходимо заново осознать ценность труда в школьном образовании, поставить его на иную ступень. Ведь трудотерапия действительно дает результат!

– Уклад вашей школы характеризуется еще и тем, что ученики быстро избавляются от вредных привычек. Учителя утверждают, что в вашей школе не курят. Может быть, курят тайком, но вы не знаете об этом?

– На такой вопрос я всегда отвечаю: давайте проверим. Просто посмотрим, где наши дети могут курить. Пройдемся по всем местам. Обещаю: ни одной сигареты не найдете.

Действительно, когда подростки впервые приезжают в школу, то могут привезти сигарету в носке. Но через пару месяцев о курении забывают. Ребенок сам не возьмет сигареты.

В школьной токарной мастерской

В нашем учреждении не лечат от табакокурения. У нас проходит медицинская и психологическая реабилитация, трудотерапия, спортивно-оздоровительная адаптация. Но главный фактор отказа от сигарет – социализация. Мы не обещаем, что наши ученики, покинув школу, больше никогда не закурят. Но у нас дети легко расстаются с зависимостями, потому что мы показываем им альтернативный путь развития. Наша работа доказывает ребенку, что он может трудиться и быть успешным в обществе.

– Многие школы говорят такие же слова. Но на деле у них редко что получается. Все-таки, наверное, у вас есть свой, особый рецепт?

– В нашем образовательном учреждении вообще нет никаких наказаний. Когда к нам приходят новые ученики, то включается отработанный механизм по их вхождению в социум. Первый этап – школьная дискотека. Не удивляйтесь, она у нас – центр воспитательной работы для двух ближайших волостей.

Второй этап наступает тогда, когда ребенок, направленный к нам комиссией по делам несовершеннолетних, получает право провести каникулы вне школы, поехать домой.

Третий этап – экскурсионные выезды, поездки в Москву (у нас налажены контакты с Западным округом столицы).

Особое внимание мы уделяем внутришкольной игре, которая заставляет ребят понемногу менять свои представления о жизни. Каждый сотрудник ОУ выставляет ребенку определенное количество баллов. За хорошие поступки они прибавляются, за плохие – вычитаются. Два раза в год подводится итог соревнования, оглашаются результаты.

На занятиях ансамбля народной музыки. Девушки выступают с концертами по всей Псковской области

Здесь идет борьба за каждый балл. Скажем, ученик не выполнил законные требования школы и получил минус 500 баллов. Это трагедия! Он готов перевернуть все на свете, чтобы только исправиться. Постепенно, в результате игры, полезные навыки автоматически закрепляются. И если до этого наши дети могли думать так: «Больно мне надо соблюдать чьи-то правила…», то благодаря игре задумываются о том, не стоит ли принять ее условия?

Ближе к Новому году набранные баллы обмениваются на деньги, которые «ходят» внутри школы и называются «дарьинки». Организуется ярмарка: на ней ребята могут купить магнитофоны, мобильные телефоны – одним словом, множество полезных вещей.

 

На занятии школьного психолога. Ребята рисуют вымышленных животных

– Откуда берутся эти вещи?

– Покупаем на заработанные средства – ведь дети трудятся. Некоторые товары предоставляют спонсоры, например, компания «Билайн».

Ярмарка – полезная вещь. Это еще один ценный опыт, своеобразный итог игры с начислением баллов. Здесь мы учим ребят правильно распоряжаться деньгами: покупать то, что им необходимо. Ведь, как правило, они совершенно не умеют этого делать: получив немного, готовы потратить все сразу на множество ненужных мелочей.

Мы же, учителя, наблюдаем, как меняются дети, как начинают понимать, что если они будут соблюдать правила школы, то смогут набрать и сто тысяч баллов, и больше. А если нет – останутся с минус десятью баллами, на которые ничего не купишь. Так воспитываются определенные установки.

Мы постоянно – и в игре, и в обычном общении – стремимся объяснить ребятам: если ты соблюдаешь правила, отказываешься от наркотиков, хорошо учишься, получаешь аттестат, поступаешь в вуз, то после этого жизнь твоя сложится удачно, результат будет предсказуемый: работа, зарплата, успешная семья…

РЕЙТИНГ В ШКОЛЕ

Подведены итоги общей динамики развития воспитанников школы с начала года по состоянию на май 2008 г.

В индивидуальном соревновании лидирует учащаяся 10-го класса Анна Т. (+76 860 баллов).

На втором месте – ученик 6-го класса Кирилл Ф. (+70 310 баллов), который отстает от Анны на 6 550 баллов.

На третьем месте – ученик 9-го класса Вадим К. (+62 225 баллов).

Хорошие результаты показывают идущие практически вровень Геннадий А. (+56 150) и Алина И. (+56 080), а также Валентина В. (+53 340), Юлия С. (+52 740), Станислав К. (+48 560), Роман М. (+48 480), Александр И. (+47 010), Андрей В. (+46 510) и некоторые другие ребята. Только семеро воспитанников из 32-х (около 22%) имеют на сегодня отрицательную динамику развития. Здесь «лидируют» оторвавшиеся ото всех Денис В. и Максим Л., имеющие одинаковый показатель (–51 180). Справедливости ради следует отметить, что Денис старается исправить свои баллы, но времени до конца учебного года остается слишком мало. Остальные пятеро ребят «с минусами» имеют еще реальные шансы на исправление: Илья С. (–9 840), Денис Е. (–9 790), Андрей С. (–6 440) и другие.

В коллективном соревновании показатели динамики развития строятся в точном соответствии с возрастом, то есть по принципу: чем старше ребята, тем выше у них результат.

Класс

Количество учеников

Общая сумма набранных баллов

Средний показатель по классу

Количество учеников с «минусами»

Место в коллективном соревновании

11

1

46 510

46  510

I

10

4

170 980

42  745

II

9

10

310 035

31  000

1

III

8

7

205 910

29  415

1

IV

7

3

34 520

11  505

1

V

6

7

52 130

7  445

4

VI

– А неудачи в истории школы были?

– Случались. За всю историю школы реабилитацию в ней прошли 120 воспитанников. Четверо из них оказались в тюрьме. Подчеркиваю – только четверо. У остальных все более или менее в порядке, они сумели с нашей помощью найти свое место в обществе.

Мы считаем, что социальный эффект нашей работы довольно высок. Подтверждением этого является и тот факт, что 50 процентов детей, направленных к нам, по истечении определенного срока пишут вместе со своими родителями заявление о том, что хотели бы продолжить реабилитацию у нас. Это крайне важно.

У нас сельская местность. Приехать сюда означает в некотором смысле добровольно обречь себя на заточение. Но они хотят жить и учиться именно здесь. После года-двух, проведенных у нас, они остро чувствуют, что в большом мире им не хватает социального иммунитета. Боятся сорваться.

Некоторые родители по собственной инициативе пишут нам: умоляем, возьмите наших детей! Откуда они о нас узнают? Не понимаю. Мы не проводим никакой рекламной кампании, не предлагаем свои услуги.

Бывает, и суды направляют к нам ребят еще до завершения уголовного дела, в качестве воспитательной меры, хотя это неправильно.

– Если дети решают к вам вернуться, вы их принимаете?

– Конечно! Недавно к нам решила вернуться одна ученица седьмого класса. Она пришла пешком. Вернее, от города приехала на попутной машине, а уж тут, в нашей местности, дошла до школы сама.

Вы видели, что это немалое расстояние!..

ИЗ ОТЗЫВОВ УЧАЩИХСЯ

В школьной газете «Рассвет» ученики описывают свое прошлое и признаются в любви школе:

– Я думаю, что многим обязан маме. В прошлой моей жизни было много такого, что доставляло ей горечь и обиды. Когда в случайной компании меня научили дышать клеем, то мои отношения с родителями дали основательную трещину. Такая натянутость у нас с мамой продолжалась три года. А потом у меня начались приводы в милицию…

И вдруг в моей жизни наступил период, когда терпение моих родителей лопнуло, и меня привезли в Островскую специальную школу. Многое здесь произошло со мной. И я благодарен маме за то, что она нашла в себе мужество таким радикальным способом остановить меня на моем пути падения на дно жизни…

– Жила-была девочка Алина. Училась она в 23-й школе г. Пскова, в 7-м «Г» классе. Учеба ее не интересовала, поэтому получала она «двойки», «тройки», реже «четверки». Чтобы быть принятой в компании и сохранять со всеми нормальные отношения, девочка воровала из дома деньги, папины и мамины украшения. Однажды Алину вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и сказали, что направляют ее в специальную школу. Но она не думала, что это серьезно.

Как-то раз раздался звонок в дверь. Мама вышла открывать. Послышались приглушенные голоса. И тут мама сказала: «Доченька, ты завтра едешь в интернат…». Алина заплакала.

На следующий день ее отвезли в управление образования, там она встретилась с директором школы-интерната. Увидев заплаканную Алину, он сказал: «Не плачь, все будет хорошо. Дети у нас замечательные, обижать не будут». Но девочке было обидно, что мама с папой готовили документы, а ей ничего не сказали.

И вот Алина приехала в новую школу. Она понимала, что здесь она не на один день, а на целых два года. Включилась в учебу, привыкла к распорядку дня, к строгому, но необходимому школьному режиму. Более того, Алине даже понравились почти все правила.

А еще она очень полюбила директора Александра Александровича Ширкина, которого все называют Сан Санычем, и его очаровательную жену – заместителя директора Галину Васильевну Ширкину. У этой замечательной пары есть два сына и дочь. Старший  – Александр Александрович Ширкин. Его, как и отца, зовут Сан Саныч, прибавляя при этом «младший». Он ведет уроки географии, работает воспитателем и очень любит играть в футбол. Имя младшего  – Андрей. Каждую субботу он проводит дискотеки.

В жизни Алины стали происходить перемены. Забылись прежние компании, вредные привычки, многодневные уходы из дома. Сейчас она в восьмом классе и учится нормально. Девочка стала успевающей ученицей, хорошисткой, а раньше у нее были одни двойки и тройки. А еще Алина с удовольствием занимается в нескольких кружках. Брейк-данс, теннис, спортивные игры и бег, занятия в ансамбле ложкарей – вот ее новые увлечения.

В общем, ей тут многое нравится. Например то, что каждую весну ребята работают в парниках и огородах, а после этого ходят купаться, когда есть возможность.

Уже второй год Алина в Островской спецшколе. Она изменилась в лучшую сторону и хорошо понимает, что в жизни можно и нужно делать, а чего делать ни в коем случае нельзя. Педагоги берут ее во все поездки, которые планируются в школе.

В этой школе она встретила свою первую настоящую любовь. Этот парень был единственным, у кого она (впервые в жизни) попросила прощения.

Москва – Псков – Москва
Рейтинг@Mail.ru