В московском центре образования №
1441 «Бронная слобода» воспитательная работа
все 53 года его существования отличалась
разнообразием. Многие направления стали
традиционными. Но так как стоять на месте никто
из творческого педагогического коллектива не
умеет, здесь беспрестанно развивается еще что-то
новое.
Однажды педагоги заметили, что и в
испытанных методах, и в недавно возникших
образцах воспитательной работы проглядывает
общая черта: мероприятия обращены не только на
самих школьников, а имеют выход (и, что важно,
влияние) на людей за стенами центра образования.
Тогда и пришла идея ввести в
воспитательный блок такие проекты, которые уже
целенаправленно будут создаваться, исходя из
пользы для общества. Под громким словом
«общество» подразумеваются друзья школы,
ставшие ими давно или недавно.
Члены администрации центра
образования и детского дома, как и их
воспитанники, всегда рады встрече
Дружба навек
Первые, наиболее памятные поездки в
Кострому состоялись почти 10 лет назад. Ехали
ребята в старинный город с исследовательскими
задачами – искать материал для научных работ.
Костромичи, отзывчивый народ,
помогали, консультировали. На что москвичи
посчитали невежливым не ответить добром. А что
можно подарить городу? Вернувшись домой, тут же
собрали гуманитарную помощь и занялись поисками
детского дома, которому бы она могла пригодиться.
От властей Костромы узнали, что буквально три
месяца назад открылся детский дом «Волжский»,
где пока и с игрушками проблематично, и с книгами.
«Когда мы увидели этих детей, то
поняли, что обязательно вернемся, –
рассказывает участница событий, заместитель
директора по ВР Татьяна Юрьевна Чернова. –
Играли с ними, разговаривали, показывали
представление. Они как-то сразу нам поверили, и мы
ощутили ответственность за них. То сердечное
тепло, которое возникло между нами, живо уже
девять лет».
В каникулы «Бронная слобода» живет не
менее бурно, чем в будни: детдомовцы приезжают к
друзьям в Москву.
А когда наступает учеба, те и другие
хватаются за телефоны, и общение не прекращается:
обсуждают, кто заболел-выздоровел, какие
институты выбираются для поступления и, конечно,
куда отправиться при следующей встрече…
Подарки и угощение – юным гостям
из Костромы
«Вы бы видели их лица!»
Разумеется, никогда школа не обходила
стороной гражданско-патриотическое воспитание.
Причем даже доли формальности допустить в эту
работу себе не позволялось, поэтому, к примеру,
то, с какой искренностью дети относятся к
ветеранам, – явление поразительно редкое и
дорого стоит. Школьники многое делают для
пожилых людей, хотя, как сами признают, люди в
сединах своим примером дают им гораздо больше. И
сил мало, и здоровья, а выкладываются в том, за что
берутся, до конца.
«Ветераны уходят от нас. Так
стремительно уходят… – переживает Татьяна
Чернова. – Если раньше на праздничных
линейках на площади перед школой среди ребят то и
дело встречался участник войны, то сейчас это в
лучшем случае – трое человек.
Помню, незадолго до 9-го мая наши
ученики ездили за город убирать могилы воинов и
привезли оттуда частичку вечного огня. Линейка
проходила возле этой лампады. И я думаю, самое
сильное впечатление на детей, особенно на
старшеклассников, произвело то, как мало
стариков стояло рядом с ними.
В прошлом году у нас было очень
печальное событие. Умер человек, долгие годы
возглавлявший совет ветеранов. Так совпало, что
об этой ужасной потере мы сообщили ребятам в
праздничный день – 1-го сентября. Вы бы видели
их лица!
Все уже превратились в единый
организм. И мы, и ветераны привыкли, что есть друг
у друга. А для ребенка потеря близкого
человека – нечто непонятное, необъяснимое. К
этому никто не готов. К счастью, у ветеранов
остались дети. Да и о нас можно говорить как об их
детях. То, что они хотели вложить и передать нам,
должно прорасти. Не может не прорасти».
АКЦИЯ
К этой зиме ученики «Бронной слободы»
вызвались подготовить цикл семинаров,
рассказывающих сверстникам (в частности, в
Костромской области) о том, что такое
добровольчество, волонтерство. Информационную
базу им обеспечивает партнер школы –
международный общественный фонд
«Правопорядок-Центр». Под кураторством взрослых
дети учатся правильно выстраивать семинарское
занятие. И, надо сказать, уже успели
почувствовать свою самостоятельность и
уверенность в этой области. |
Принять чужую беду
Весь последний год центр образования
готовился к вступлению в новый для себя этап.
Идея инклюзивного образования, объединяющего в
одной школе здоровых учеников и детей с
проблемами, становится близка каждому в «Бронной
слободе» постепенно. С внедрением не торопятся
намеренно. «На Западе этот опыт стал
широкомасштабным, а наша аудитория, на мой
взгляд, еще не готова, – считает Татьяна
Юрьевна. – Для начала мы продумываем разные
способы обратить внимание наших ребят на эти
проблемы. Объединение не должно вызвать ненужных
эмоций. Взрослым нужно подумать, как добиться,
чтобы не получил стресс ни тот ребенок, ни другой.
К примеру, в прошлом году в школу
впервые приехали воспитанники детского центра
развития «Подсолнух», страдающие отклонениями в
развитии. Известие о приезде в «Бронной слободе»
приняли «на ура». Идея помочь другому человеку
детям, по-моему, близка и понятна. Вот взрослые
обросли «шкуркой» и сперва думают: мне это нужно,
меня это не потревожит? Дети же свой покой
тревожить не боятся.
Но мы своих учеников к этой встрече
готовили, потому что в них еще нужно воспитать
умение принять чужую беду. Объясняли; пытались
дать варианты поведения; показать, что требует
внимания, а какие моменты, может быть, имеет смысл
«не заметить».
«Подсолнух» встречают ласковым
словом и веселым представлением
Во время новогоднего спектакля,
который мы показывали гостям, ребята из
«Подсолнуха» реагировали чуть менее стандартно,
более открыто. Но переживание по поводу того, как
сверстники поймут друг друга, было. К нашим
ученикам не сразу пришло понимание, что есть
нюансы, которые следует учитывать. В итоге все
прошло успешно».
Спустя год – вторая такая попытка:
«Подсолнух» в лице детей и родителей (всего –
почти 100 человек) принял участие в выставке
рисунка, спектакле и спортивном празднике.
Осваивать спортивные упражнения помогали
ученики и те, кто занимается в школе в системе
дополнительного образования.
Кстати, чтобы распространить этот
опыт, отдельные приглашения были разосланы
педагогам развивающих центров Москвы, студентам
вузов и в средства массовой информации.
Так же, как и подготовка к появлению
инклюзивного образования, само его введение
будет планомерным. Есть вероятность, что
объединение в одном классе детей, которым
требуются разные учебные программы и несхожий
подход учителей, не окажется полезным. Поэтому
пока готовится отдельное помещение. Главное, что
школа для тех и других – одна: шумная, веселая,
добрая… «Мы надеемся, нам удастся сделать так,
чтобы этим ребятам было здесь хорошо и тепло. А
остальные – отнеслись бы к этому не просто с
пониманием, а как к норме», – рассчитывают
учителя, сейчас проходящие специальное обучение.
Экологический патруль и доктор
Айболит с командой: научимся жить по правилам в
школе – продолжим за ее пределами
Мотивация дает другой результат
Интересно, они особенные – ученики
«Бронной слободы»? Или учителя знают секрет, как
сподвигнуть подростков на любое предлагаемое
дело?
С одной стороны, ответ прост:
школьникам нужно немногое – понимание цели.
«Дети не безголосые и хотят знать, что им
предстоит делать и ради чего. Мы, собственно,
этого и хотели добиться, – говорит Татьяна
Юрьевна Чернова. – Если они мотивированы –
виден другой результат».
С другой стороны, дело обстоит не так
просто. У начинающих педагогов, вожатых подчас
возникают трудности с мотивацией детей. Нужно
объяснить значимость предстоящей задачи, а тут и
самим до конца не все ясно. «Но это хорошо, что
наши ребята ставят перед взрослыми такие
условия. Это залог успешной работы», – уверена
завуч.
Но, наверное, главный залог успеха –
в том, что в центре образования детям и их
наставникам нравится местоимение «мы».
«Мы – это наши ребята и наши
педагоги, – потому что не было бы этих
проектов без единомышленников: в первую очередь,
в лице нашего директора Натальи Борисовны
Кузнецовой, которая всецело поддерживает
идеи – включая авантюрные – и помогает их
реализовать. И не было бы придумано новых форм
работы, если бы не мои творческие и
«неуспокоенные» товарищи, работающие в этой
школе. Только «мы» – другое местоимение здесь
неуместно».
В ЭФИРЕ
Даже вещание школьного радио, по мнению
сотрудников центра образования, может иметь
социальное приложение.
К слову, его деятельность – отдельная
страница истории. Кого только ни повидала студия:
от диктора Левитана и президента Международного
олимпийского комитета Самаранча – до
актерского дуэта Вероники Маврикиевны и Авдотьи
Никитичны! Некоторые передачи, записанные в
школе, транслировались по всесоюзному радио.
Уже 52 года основатель школьного
средства массовой информации Григорий Яковлевич
Дорф, которому ныне 87 лет, ежедневно приходит в
центр образования – и местный радиоприемник
оживает. У Дорфа много учеников. Разве для
учителя это не один из самых важных показателей,
когда твои воспитанники стараются походить на
тебя и превосходят в профессиональных навыках?
Учителя-ветерана заслуженно считают лицом школы.
Традиции легендарного прошлого живы и
сегодня. Немного на другом уровне, на ином витке.
Тем не менее ребятам до сих пор интересно. Сейчас
администрация задумывается над созданием
мультимедийного центра, который дополнит
радиопередачи телевизионными программами (дело
как раз начало сдвигаться с мертвой точки). И ей
очень хочется, чтобы любая журналистская
продукция не только была востребована
школьниками, но и работала на другие цели, имела
бы социальный выход. |
|