Сметанный рай
Граждане Пушкинских гор проводят
субботний день за куплей-продажей. В поселке
городского типа, расположенном в 112-ти километрах
к юго-востоку от Пскова, есть льнозавод,
пищекомбинат, хлебокомбинат, две дорожные
организации, типография, ЗАО «Пушкиногорский
маслодельно-сыродельный завод» и шесть тысяч
жителей. На вопрос, что самое замечательное в
Пушкиногорском районе, некоторые из обитателей,
не задумываясь, отвечают: «О чем разговор!..
Сметана!».
Счастье с кислинкой
Между тем, мы приближаемся к
средоточию тех мест, которые современные
путеводители называют «осененными гением
Пушкина», а русская общественность, подписавшая
в 1899 г. прошение на Высочайшее имя, –
«национальной святыней». До села Михайловского,
за которым с XIX в. закрепилось определение
«поэтической родины Пушкина», рукой подать.
Ежегодно сюда стекаются более трехсот тысяч
счастливых туристов и экскурсантов. Они
счастливы, потому что воплощают в жизнь мечту
своего детства: посмотреть на домик няни Арины
Родионовны или погулять по аллее Анны Керн.
Ежегодно, в первое воскресенье июня,
россияне всех возрастов, жители ближнего и
дальнего зарубежья съезжаются на Пушкинский
праздник поэзии. В июле своих посетителей ждут
фестивали – Всероссийский фольклорный и
Международный театральный.
Пушкиногорье предлагает людям особый
сорт счастья. И это так же просто, как местный
сорт яблок. Правда, большинству здешних
обитателей это счастье кажется довольно кислым.
Все доходы от Государственного
мемориального историко-литературного и
природно-ландшафтного музея-заповедника
А.С. Пушкина «Михайловское» идут в федеральную
казну. Вокруг не просто раскинулись заповедные
места с целебным воздухом, где пасутся смирные
кони и делается несравненный мед. Это 9 800
гектаров государственной территории, включенных
в Свод особо ценных памятников культурного
наследия народов Российской Федерации. Со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
Впрочем, Пушкинским Горам не на что
обижаться: у них есть все, что положено
поселку-трудяге: культурно-досуговый центр,
центральная районная библиотека с методическим
центром; детская школа искусств им.
С.С. Гейченко (первый директор
музея-заповедника Михайловское)… Но
разочарованным старожилам, которые перебиваются
торговлей и работой на нескольких сохранившихся
предприятиях, от Александра Сергеевича Пушкина
не перепадает ничего.
В финансовом отношении, конечно. Хотя и
в смысле фортуны тоже.
Пушкин в Михайловском
Дух места
«Родительский контингент у нас
трудный», – признается директор школы
им. А.С. Пушкина Оксана Филиппова.
…Статистика такова: около 10% родителей не имеют
профессионального образования (администрация
априори предполагает, что школу эти люди
закончили, но сие – отнюдь не факт). 68% –
выпускники ПТУ. 14% – нигде не работают, 32% –
не могут дать ребенку полной семьи.
В довоенные годы поселок Пушкинские
Горы начинался у монастырской стены и
заканчивался у средней школы, построенной в 1927 г.
Тогда школьное строение состояло из тринадцати
комнат и было рассчитано на обучение 480-ти детей.
Новое здание ОУ возвели – со вкусом и
размахом – в 1981 году: его проектная
вместимость – 1167 человек. Российская
реальность последней четверти ХХ в. не оправдала
радужных демографических ожиданий. Сегодня
помещение образовательного учреждения кажется
пустующим: учеников здесь вдвое меньше, чем
положено по проекту.
Жалуются ли педагоги? «Могло бы быть
хуже», – говорят они.
За пределами школы (и за пределами
учительских зарплат) идет бойкая торговля
недвижимостью. Цены на пустующие дома в
Пушкиногорье высоки – во всяком случае, для
Псковской области. Выкупают их состоятельные
столичные пенсионеры, решившие провести закат
дней своих в обстановке, кажущейся им
романтичной.
Рождаемость в Пушкиногорье
поддерживают только приезжие, которые знакомы с
выражением «получить у Пушкина», и порой едва
говорят по-русски: они перебираются сюда, в
депрессивную Псковскую область, из еще более
депрессивных регионов.
Кстати, совсем не случайно именно
Пушкинские горы были выбраны для проходившей в
2008 г. международной конференции
«Межнациональные проблемы в современной школе и
российские культурные традиции»: на ней
обсуждались вопросы культурного и языкового
различия в школьной среде, трудности, связанные с
адаптацией детей, организация «уроков
толерантности».
Впрочем, все-таки не это определяет
школьный уклад.
– Большая часть наших учеников пишет
стихи, – делится директор. – Наверное, дух
места…
ИСТОРИЯ
В XVI веке место, теперь известное как
Пушкинские горы, носило имя Тоболенец (название
происходило от озера при Святогорском
монастыре). 25 мая 1925 г. было принято постановление
ВЦИК: «Переименовать село Тоболенец, центр
Пушкинской волости Псковской губернии, в село
Пушкинские Горы».
Сначала этот населенный пункт входил в состав
Ленинградской области, а в 1944 г. стал частью
Псковской области. |
Вечно живой
В 1937 году, в годовщину смерти Пушкина,
Самуил Маршак написал: «Во всей нашей литературе
нет человека, которого мы любили бы более личной
любовью. Недаром мы относимся к его друзьям и
врагам, как к своим собственным».
Школа, расположенная в Пушкинских
горах, обречена на то, чтобы снова и снова
осмыслять свои отношениями с классиком. И ей не
справиться с этими отношениями, если она не
найдет личную интонацию.
В 1972 году в учебном заведении был
создан Пушкинский клуб «Арион». Однако в 90-е годы
его традиции угасли: у страны появились новые
кумиры. И лишь в начале третьего тысячелетия
учителя и ученики снова задумались над
пушкинской темой.
После празднования юбилея в 1999 году в
стране многое изменилось по отношению к Пушкину
и его наследию: немало образовательных
учреждений вспомнили, что носят имя поэта. В
республике Карелия создан и действует Союз
пушкинских школ. В эстонском Тарту проводится
Международный конкурс пушкинских школ. В этот
период и в Пушкиногорье было найдено «волшебное
слово», магическая формула, которая словно бы
заново открывает детям пушкинский Сезам. Нашли
его у В.Г. Белинского.
«Читая Пушкина, – писал критик, –
можно превосходным образом воспитать в себе
человека».
Директор школы им. А.С. Пушкина
Оксана Филиппова в Пушкинской гостиной.
Оксана – один из самых молодых директоров в
Псковской области: она возглавила школу, когда ей
еще не было 30-ти лет
Если ученик спросит педагога, «делать
бы жизнь с кого?», можно ответить: почему бы не
делать ее с Пушкина?
Так здесь был сформулирован подход:
Пушкин – наш современник. Его жизнь и
творчество отвечают на ключевые нравственные и
интеллектуальные вопросы нашего времени.
Александр Сергеевич как никто знает
человеческую природу: ему знакомы взлеты и
падения, страхи и слабости. Он открыт для всех. К
нему всегда можно прийти за советом.
«На все вопросы отвечает Пушкин», –
так, пожалуй, мог бы прозвучать лозунг
сегодняшнего дня.
Впрочем, чтобы задавать поэту вопросы
и получать ответы, детям и взрослым нужно знать
его жизнь и творчество. И отнюдь не в пределах
школьного курса литературы.
Украшения Пушкинской гостиной
Музей, который
лечит
Руководитель музея
Пушкиногорской школы-интерната Татьяна
Александровна Сазонова хранит экспонаты, о
которых мечтают сотрудники музея-заповедника
Михайловское…
Климат Пушкиногорья издавна ценили за
его целебные свойства. Даже в XIX в., когда среди
достопримечательностей слободы Тоболенец
насчитывались пожарная дружина, трактир, три
церкви и две часовни, в этой местности уже были и
больницы, и богадельни.
Сегодня здесь есть и особое
образовательное учреждение – Пушкиногорская
школа-интернат для детей с ослабленным
здоровьем. Ребята тут со всего района. Их поят
редкостными фиточаями, проводят лечебные
процедуры по уникальным для России технологиям.
Есть в интернате и свое особое средство
терапии – школьный музей, открытый в 2003 г.
Руководители школы убедились: поиск предметов
русской старины и общение с подлинными
предметами быта ушедших эпох помогают детям
окрепнуть и поверить в свои силы.
Теперь жители Псковщины с радостью
дарят музею школы-интерната предметы быта,
кухонную утварь, старинную одежду. Некоторые
экспонаты не прочь включить в свою экспозицию
сотрудники музея-заповедника «Михайловское»… |
На огонек к Пушкину
С Александром Сергеевичем в стенах
этой школы сегодня связано все. Даже
экологическое образование. Школьный
эколого-краеведческий клуб «Биом» изучает
природу Пушкинского заповедника: занимается
исследовательской работой, проводит экотурниры,
биовикторины.
Для того, чтобы сделать поэта
«воздухом, которым мы дышим», в ОУ реализуется
экспериментальная региональная программа
«Псковское пушкиноведение», адресованная
ученикам 1–7-х классов. Начиная с самого раннего
возраста, она непрерывно расширяет знания детей
о жизни и творчестве А.С. Пушкина. За четыре
года эксперимента педагоги подготовили
программы курса, пакет учебно-методического
обеспечения и нормативно-правовых документов.
Самый необычный проект, который здесь
называют сердцем школы, – «Пушкинская
гостиная». В одном из пустующих кабинетов (благо,
помещения здесь пока загружены лишь наполовину
своих проектных возможностей) администрация
совместно с педагогами создала нечто среднее
между комнатой отдыха и кабинетом предмета
«регионоведение».
Учителя оклеили стены обоями под
пушкинскую эпоху, поставили цветы, пианино (и не
какую-нибудь полированную «Ласточку» советских
времен, а добротный салонный инструмент, который
выглядит, как гость из XIX века).
На одной стене гостиной –
написанный маслом портрет Пушкина, на других
– лучшие работы учащихся на пушкинские темы.
При взгляде на них вспоминаются слова
Самуила Маршака: «Мы знали и любили Пушкина с
детства, но никогда не писали о нем так много
стихов и прозы, как пишут сейчас. Может быть, иные
из нас и рисовали в своих школьных тетрадях
портреты Пушкина и его героев, но выставку из
наших рисунков нельзя было бы составить».
Сегодня из портретов пушкинских
героев, выполненных школьниками, можно
сформировать не одну, а несколько выставок. Здесь
же собраны стихи и проза, которую дети посвящают
поэту.
В «Пушкинской гостиной», открытой для
посещений 24 апреля 2002 года, приятно отдохнуть,
рассматривая красивые экспонаты. Можно почитать
школьный альманах «Подснежник»: его подшивки
аккуратно разложены на столиках. Здесь самая
подходящая обстановка для уроков и зачетов по
курсу «Псковское пушкиноведение». Хотя в этой
гостиной хочется проводить почти все уроки:
литературу, историю, МХК…
– В нашу школу может зайти каждый и
побывать в гостиной, чтобы почувствовать себя
ближе к Пушкину, – объясняет Оксана Филиппова.
…Конечно, должно пройти время, чтобы
мы поняли, действительно ли опыт Пушкиногорской
школы применим для всех. Действительно ли, «на
все вопросы отвечает Пушкин»?
Но пока мы знаем одно: родители учеников
приходят в Пушкинскую гостиную с большим
интересом. И если они успели позабыть, кто такой
Пушкин, дети им напоминают.
ГОД ЗА ГОДОМ
В 1899 г., в 100-летнюю годовщину со дня
рождения А.С. Пушкина, село Михайловское было
выкуплено у наследников поэта в государственную
собственность. В обращении общественности
России на Высочайшее Имя о Михайловском
говорилось как о «национальной святыне». В 1911 г. в
пушкинской усадьбе были открыты колония для
престарелых литераторов и музей памяти поэта.
Постановлением Совета народных комиссаров от 17
марта 1922 г. Михайловское, Тригорское и могила А.С.
Пушкина были объявлены заповедными. В 1933 г.
музей-заповедник перешел в ведение Института
русской литературы (Пушкинского Дома) Академии
наук СССР.
В 1947–1949 гг., после немецкой оккупации,
пришлось заново восстанавливать Михайловское и
Святогорский монастырь, в 1962 г. – имение
друзей Пушкина Осиповых-Вульф Тригорское, в 1977
г. – имение его предков, Ганнибалов,
Петровское.
Сегодня собрание музейного фонда Пушкинского
Заповедника составляет свыше 37 000 единиц
хранения: семейные реликвии рода Пушкиных,
личные вещи поэта и его друзей, собрания
живописи, графики, скульптуры, прикладного
искусства, фотографий, редких книг, икон,
нумизматики, оружия. |
|