Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2009

Тема номера

От редакции

Дорогие друзья!
Первый номер нового года мы начинаем с темы, волнующей любую школу. Воспитательная работа – как понимают ее в разных образовательных учреждениях, какой смысл в нее вкладывают?
Мы не дадим вам готовых рецептов, не предоставим рекомендаций высших инстанций, так как, готовя этот выпуск для вас, видели свою задачу в том, чтобы продемонстрировать наиболее интересные образцы из практики творчески работающих школ. Каждая из них придумывает свои ходы, изобретает новые приемы, ищет яркие способы.
Надеемся, вам будут интересны собранные нами материалы. Пусть они вдохновят на поиски и неординарные решения в своих образовательных учреждениях.
Ну а начинаем мы раскрытие темы с того, что представляем мнения ваших коллег о воспитании в школе. Они помогут погрузиться в тему и настроиться на восприятие статей.
Желаем приятного и полезного чтения в наступившем году!

Мусса Мазанович БАТЕРБИЕВ, директор Усть-Илимского экспериментального лицея, г. Усть-Илимск:

– В соответствии с определением, воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования и развития личностных качеств человека.

Поэтому, прежде всего, нужно ответить для себя на несколько вопросов.

Во-первых, разобраться в том, кто и на основании чего определяет цели воспитания, и выяснить направление вектора этих целей. Если полагать, что они формируются, исходя из знаний и жизненного опыта учителя, неизвестно, будут ли такие цели актуальны для воспитуемого и какова их значимость для ребенка? Можно ли утверждать, что цели воспитания, определенные с опорой на опыт воспитателя, накопленный в прошлом, должен подготовить воспитуемого для жизни в будущем?..

Во-вторых, неплохо было бы выяснить и то, кто формирует личностные качества и каким образом ему это удается? Где тот эталон, с которым следует сравнивать результаты воспитания (а значит, определить уровень реализации его целей)?

В-третьих, есть ли на свете человек, которому нравится, когда его воспитывают? Очень сомневаюсь…

Таким образом, можно предположить, что воспитание – это своеобразное насилие над личностью, результатом которого является навязывание чужих и чаще всего устаревших ценностных установок.

Что же тогда можно предложить подрастающему поколению? Остается только одно – образовываться.

Под образованием мы понимаем специально организованную систему внешних условий, созданных для развития человека; образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта человечества. Если следовать древнему высказыванию, то «образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

А.Дистервег говорил: «Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности», предполагая, что цели воспитания определяет воспитуемый.

Татьяна Владиленовна ШАМАРДИНА, директор гимназии № 4, г.  Оренбург:

– Воспитание – процесс крайне хрупкий и тонкий. Мне кажется, для того, чтобы он состоялся, в образовательном учреждении должна быть детская атмосфера. В школе не может господствовать потогонная система, когда высокие результаты достигаются любой ценой. Так как при таком подходе учащихся лишают детства. А они живут не в далеком будущем, а сегодня и сейчас.

Кроме того, когда работаешь с детьми, в общении с ними должны присутствовать открытость и, возможно, даже романтизм. Без этого не получится привить ребятам какие-то истинные представления о воспитании, культуре.

Оксана Андреевна ЧЕПКАСОВА, директор МОУ СОШ № 49 , г.  Барнаул:

– Сегодня часто говорят о воспитательной системе учебного заведения. Как провести грань между ней и воспитательной программой? Убеждена, что необходимо различать три разных понятия: программа воспитания, система воспитательной работы и воспитательная система.

Программа воспитания (как и любая другая) – это подробно расписанное, планируемое содержание воспитательной деятельности педагогов, разбитое по направлениям, возрастам, времени реализации конкретных мероприятий и т.п. Это документ, который может быть положен в основу реальной работы учителя или педагогического коллектива.

Другими словами – это основа системы воспитательной работы. Однако жесткой связи между наличием программы и системной работой педагога не существует. Системность достигается не документом, а установлением реальных (не бумажных) связей между основными слагаемыми воспитательной деятельности учителя. Создать систему воспитательной работы гораздо сложнее, чем разработать программу воспитания.

Что же касается воспитательной системы, то это понятие отражает совершенно другое явление. Когда о нем говорят, то подразумевают всю школу как целостный социальный организм, важнейшие компоненты которого – исходная концепция; деятельность, обеспечивающая реализацию концепции; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда, освоенная субъектами; управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность, – связаны приоритетной идеей воспитания детей.

Таким образом, если система воспитательной работы – это системная организация деятельности, то воспитательная система – это системная организация школы как учреждения.

Андрей Александрович ОСТАПЕНКО, заместитель директора Азовского лицея, д.п.н.:

– Что меня не устраивает в современной воспитательной практике?

Воспитание конкурентоспособной личности заменило установку заботы, потребление пришло на смену даянию. Это привело к инфантилизации молодежи и к подмене любви, доверия и уважения лукавой установкой толерантности.

Педагогика толерантности с ее основным лозунгом «Мы все равны!» порождает ложное понимание справедливости как равного отношения к разным людям. Стремление к равенству приводит к уравниванию требований и возможностей, к «селекции» детей по способностям, что порождает отчуждение.

Абсолютное большинство образовательных программ (а соответственно и средств, выделяемых на них) направлены на борьбу с пороками (наркоманией, преступностью и пр.), а не на возделывание добра.

Я убежден в другом. Возможности нравственного становления разных людей, разных коллективов различны и неравны, поэтому справедливым является неодинаковое отношение к разным людям, к разным коллективам. Неодинаковость, неравенство возможностей исключает обязательную соревновательность, которая не способствует нравственному становлению как отдельного человека, так и коллектива. Нравственное становление человека происходит в условиях даяния (а не потребления). «Ведущий вид деятельности» воспитанника, дающий духовное становление и социальное взросление, – это забота о другом.

Результативность воспитательной работы должна оцениваться не на фиксации результатов борьбы с пороками, а на закреплении результатов достижения добродетелей.

Татьяна Николаевна ЧЕКАЛЕВА, заместитель директора по УВР, школа № 700, г. Санкт-Петербург:

– Воспитательная работа в нашем образовательном учреждении во многом опирается на формирование в детях культуры чтения. И мы стараемся участвовать в самых различных проектах (не только школьных, но общероссийских и даже международных), так как убеждены, что все это развивает в школьниках дух соревновательности и одновременно умение работать в команде.

В частности, нашим ученикам очень запомнилось участие в конкурсе, который проводил немецкий журнал «Юма». Это издание для молодежи, изучающей немецкий язык во всем мире. Один из его номеров вышел с лозунгом «Давайте полистаем!» и полностью посвящался чтению. В нем был объявлен конкурс на лучший девиз, связанный с темой чтения, книгами. Ребята придумали два слогана: «Чтение стирает границы» и «Читатели всех стран, объединяйтесь!». Они вошли в десятку лучших!

Другая наша традиция – это празднование Дня грамотности. Каждый год первый урок 8-го сентября у нас посвящен любимым книгам. Дети рассказывают учителю о произведениях, которые им нравятся, а педагог делится впечатлениями от своей любимой книги.

Все это и есть воспитание. Мы уверены, что говорить сегодня отдельно об этой сфере, оторванной от обучения, нельзя. В школе воспитывают каждый урок, каждое слово, внешний вид учителя и манера его поведения.

Подробнее о работе школы № 700
по проекту «Школа культуры чтения»
читайте в статье «Чтение как символ школы»

Рейтинг@Mail.ru